Педагогическая мысль позднего средневековья
Развитие педагогических мыслей в период позднего средневековья (конец 14-начало 17 века) проходило под знаком гуманистических идей Возрождения. Человек был провозглашен главной ценностью на земле и был сформирован новый идеал духовно и физически развитой личности. Развитие новых гуманистических идей было связано с переменами в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. И если раньше в центре мировоззрения стоял бог, к которому человек должен был обращать надежды, то в центре нового мировоззрения оказался человек, который возлагал надежды на себя.
Распространению новой культуры и образованности способствовало изобретение в середине 15 века (1454 г.) печатного станка на Западе Иоганном Гуттенбергом. Это событие привело к существенным изменениям в сфере образования: тексты и документы сделались общедоступными, что привело к росту уровня грамотности (умение читать и писать на некотором базовом уровне) среди населения. В этот период Европа вновь обращается к идеям Античности и, стремясь подражать народам Греции и Рима, гуманисты называли это время «Возрождением». Классическая литература превращается в источник идеалов воспитания, прежде всего физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.
Программа классического образования в период Возрождения была дополнена изучением древнегреческого языка и возрождением правильного латинского языка. Центром европейского Возрождения стала Италия. Среди наиболее известных деятелей в области гражданского воспитания того времени можно назвать Л. Альберти, Л. Бруни, Л. Валла, В. де Фельтре, Б. Гуарини. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтилиана, к которым, в частности обращались в 20-е гг. 15 века Витторино де Фельтре и Батисто Гуарини.
Среди наиболее выдающихся итальянских гуманистов следует назвать Томазо Кампанелла (1568-1639). Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе и утопию «Город солнца». В этом трактате он представил образец общества экономического и политического равенства и изложил педагогические идеи, сводящиеся к возврату к природе, к универсальности образования и отказу от узкой специализации. Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде.
Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию, где центром становится Парижский университет. Среди французских представителей. Повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Гюйом Бюде, Пьер Рамус, Франсуа Рабле и Мишель Монтень. П. Рамус и Г. Бюде выступили с инициативой пересмотреть программу образования и обновленная программа была составлена Рамусом. Он же написал школьные учебники по древним и новым европейским языкам. Рабле пытался создать идеал гуманистического воспитания, основанного на духовном и телесном развитии личности, критикуя догматическое изучение религиозных текстов. Монтень в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность, веря в неисчерпаемые возможности человека. Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, а особое индивидуальное существо. Резко критиковал средневековую школу, осуждая существовавшие телесные наказания и гипертрофированное словесное обучение, которое приносит мало пользы. Считал, что необходимо воспитывать у учеников привычку исследовать окружающий мир самостоятельно, а не все принимать на веру.
Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов Возрождения перешло в остальные страны Европы. Среди наиболее известных деятелей, снискавших европейскую славу следует назвать Хуан Луиса Вивеса, Эразма Роттердамского и Томаса Мора.
Вивесизвестен как автор ряда педагогических трактатов и как наставник дочери английского короля Генриха 7. Выступал против схоластику, отстаивая эмпирическое познание. Его главный педагогический труд «О порче нравов», в котором он рассматривал различия между домашним и школьным воспитанием, проблемы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. Приоритет отдавался школьному обучению и организация процесса обучения увязывалась с необходимостью изучения закономерностей познания.
Эразм Роттердамский в своих работа по воспитанию «О первоначальном воспитании детей», «Метод обучения», «Беседы» и др. заявлял о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. Считал, что врожденные способности могут быть реализованы только через напряженный труд. Также как и Вивес, он не видел никакой пользы в физических наказаниях и предлагал опираться на здравый смысл учеников. Отстаивал идею женского образования, считая, что программы женского и мужского образования должны быть одинаковыми, но вместе с тем, женщинам следует делать упор на классическое языковое образование, изучая в малом объеме естественно-научные знания.
Очень известен своей утопической теорией, представленной в одноименном трактате «Утопия» английский мыслитель Т. Мор. Выделял в деятельности человека общественные и личные стороны, рассматривая воспитание высокой нравственности как первостепенную социальную задачу. Ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знаниями. Подчеркивал равенство мужчин и женщин в получении образования, считая, что разница пола в смысле учености значения не имеет.
В 16 веке в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы с римско-католической церковь. Реформацией был провозглашен принцип индивидуальности человека. Среди главных идеологов и реформаторов выделяются Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон и др. Главным реформатором традиционно считают Мартина Лютера, по инициативе которого светские власти учредили протестантские школы. По мнению Лютера большая часть населения должна была ограничиться элементарным образованием, а полноценное научное образование следовало получать только части общества: будущим священникам, учителям, судьям (светские и духовные власти). Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке, который перевел сам Лютер.
Ученик Лютера Ф. Меланхтон известен не только как теоретик, но и как практик. В его взглядах прослеживается тесная связь между гуманизмом Возрождения и педагогическими установками протестантизма. Цель полноценного образования сводил к приобретению научного мышления и навыков красноречия. Являясь сторонником изучения Греко-римской литературы, он предложил метод, который предусматривал изучение краткого курса грамматики и интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями (составление писем, индивидуальные выступления, групповые диспуты). Разработал учебники по диалектике, догматике, физике, греческой и латинской грамматике, который стали очень популярными в протестантских школах. Именно он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов: во Франкфурте, Йене, Кенигсберге, Марбурге и пр.
Поскольку движение Реформации боролось с римско-католической церковью, следовательно церковь немедленно отреагировала, увидев в этом движении угрозу своему влиянию. В связи с этим в качестве основных средств борьбы были выбраны инквизиция и воспитание. «Контрреформация» была возглавлена орденом иезуитов (создан в 1534 г.). Иезуиты претендовали на роль носителей «католического гуманизма» и во многом их взгляды на школьное образование были сходны с взглядами протестантов, хотя в вопросах веры они и были врагами.