Усложнение воспитательного процесса. Появление организованных форм воспитания

Одновременно со своим развитием, человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания. Постепенно оно сосредоточивается в руках специально назначаемых для этого лиц. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали их первым навыкам трудовой деятельности. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Существовало некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Так, мальчики вместе с взрослыми мужчинами участвовали в охоте и рыбной ловле, занимались изготовлением оружия и орудий труда; девочки же под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытно-общинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По существу это были предшественники школ, организованные для воспитания общественного человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умения, обрядам. Основной формой воспитания оставались совместные игры и занятия. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения и определенных черт характера человека.

Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7-8- лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, а в более старшем возрасте – раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются дома молодежи для бедных и для состоятельных членов общины (племена ацтеков, майя, маори).

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством самых авторитетных и мудрых людей. В 10-15 летнем возрасте процесс подготовки заканчивался своеобразной процедурой посвящения во взрослые, представлявшей собой религиозный обряд - инициацию. Процедура инициации состояла из публичных испытаний, в ходе которых проверялись умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость, и сопровождался традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Характерно, что в ходе подготовки к инициации, запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, укола, щипка, нанесенных наставником.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, — все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

В 9-8 тысячелетиях до н.э. в ряде регионов мира, в частности, Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Историки называют этот период разложением первобытного общества. В результате этого основной ячейкой общества становится семья, что очень сильно повлияло на содержание воспитания. И если раньше воспитание контролировалось общиной и было всеобщим, то с появлением семьи оно превращается в сословно-семейное. Имущественное и социальное расслоение общества обусловило появление дифференцированного воспитания у представителей различных страт (жрецов, воинов, вождей, остальных членов общины).

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения — школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите об особенностях воспитания в первобытную эпоху;

2. Как менялись содержание и формы воспитания в первобытном обществе?

3. Что представляли собой дома молодежи, появившиеся на исходе первобытно-общинного периода?

4. Какие факторы обусловили появление дифференцированных форм воспитания в первобытном обществе?

Темы для самостоятельной разработки:

Тема 1. Зарождение воспитания на ранних ступенях развития человечества.

Тема 2. Обряд инициаций как зачаточная форма организованного воспитания.


Наши рекомендации