Вопрос. Система ранней помощи детям с недостатками слуха.
Данная система зародилась и получила развитие в 50-хгг. ХХ в. за рубежом (Армин Леве, Германия; Петар Губерина, Югославия); в России начала экспериментально распространяться в 60–70-х гг. (Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Л.И. Руленкова и др.). Основанана антропологически-психологическом подходе к воспитанию глухого ребенка, включающем следующий комплексметодологических положений.
1. Коррекция дефектной слуховой функции и ее последствий должна опираться на использование специфики фаз развития мышления и большой пластичности детского мозга. Исследованиями отечественных и зарубежных психологов и нейрофизиологов доказана особо повышенная чувствительность
ребенка в первые три года жизни к корригирующему внешнему влиянию (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Э.Л. Фрухт, К.П. Печора, Г.В. Пантюхина, М.И. Лисина, Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт, Ф. Фогель, Д. Н. Штерн). Следовательно, коррекцию дефектного слуха следует проводить с первых
месяцев жизни, а не с традиционно начинающегося периодаобучения в детском саду с 1,5 лет, в школе с 7 лет.2. Раннее становление и развитие устной словеснойречи, осуществляемое в сенситивный речевой период, т. е.
в естественных условиях повышенной восприимчивостик речи, аналогичных ситуации речевого развития слышащего ребенка, дает неизмеримо больший эффект, чем обучениеречи после сензитивного речевого периода.
3. Необходимо использовать оптимальный период готовности и способности к слуховому восприятию речевыхобразцов и начинать обучение устной речи с 4–6 месяцев домаксимум с 8–12-го месяца жизни. А. Леве, один из основа-
телей ранней помощи глухим детям (Германия, 1922–2001), приводит данные П. Плата, доктора медицины (Германия, 1989): «Мы знаем сегодня … что в период до рождения и особенно в первые месяцы после рождения и до кон-
ца первого года жизни и немного позже происходят важныепроцессы созревания слухового пути и слуховых центров». Именно в этот период закладки слуховой способности решающим фактором являются внешние раздражители, т. е. речевые сигналы.
4. Интенсивное использование и развитие остатков слуха с применением все более совершенствующейся звукоусиливающей аппаратуры, а также с применением в показанных случаях кохлеарной имплантации дает возможностьсформировать не только слухозрительную, но и при оптимальных условиях слуховую основу восприятия речи.
5. Даже в том случае, если для ребенка возможны слухоулучшающие операции или стратегии лечения, ранняякоррекция необходима, поскольку указанная медицинскаяпомощь, как правило, оказывается в возрасте 3–5 лет и мо-
жет длиться не один год; таким образом, в раннем возрастеу такого ребенка остаются нерешенными проблемы слуховой депривации.
6. Раннюю коррекцию необходимо осуществлять в условиях семейного воспитания родителями-параспециалистамипри поддержке специалистов-сурдопедагогов. В этой ситуации формирование устно-речевых умений у глухого ребенкаосуществляется неразрывно и параллельно с полноценным
эмоциональным и социальным воспитанием; только в условиях пребывания в семье возможно обеспечить подлиннонепрерывный слухоречевой режим.
Методический каркас данной системы включает в себяв обобщенном виде следующие положения. Ранняя помощь глухому ребенку охватывает период
от первых дней жизни до трех лет. Она включает:
– возможно раннее выявление и раннюю коррекцию дефекта слуха и его последствий;
– максимальное сокращение разрыва между моментомопределения первичного нарушения слуха и началом целенаправленной педагогической помощи;
– снижение границ специального образования до первых месяцев жизни неслышащего ребенка;
– обязательное включение в коррекционный процессродителей в роли параспециалистов.
С внедрением данной системы сурдопедагогика становится превентивной педагогикой, потому что раннее вмешательство в значительной мере предупреждает развитиевторичных отклонений, характерных для развития ребенкав условиях слуховой депривации, позволяет более эффективно скорригировать уже имеющиеся отклонения, достичьболее высокого когнитивного, эмоционального и социального развития; и, наконец, реабилитация на ранних этапахжизни неслышащего ребенка позволяет сократить средствана специальное дошкольное и школьное образование, по-
скольку многие реабилитированные неслышащие дети могут воспитываться и обучаться в массовых ДОУ и школах. Практические программы раннего вмешательства(«early intervention») в развитие, в том числе неслышащих
детей, были разработаны и стали государственной политикой в странах США и Европы в 70-х гг. ХХ в. Так, например, в Англии действует программа, согласно которой скрининг новорожденных по слуху проводится в 11 дней, аудиометрия в 9 недель, педагогическая программа предлагается в 11 недель, слухопротезирование в 16 недель [30, с. 54]. В результате основанной усилиями немецкого сурдопедагога А. Леве системы ранней помощи уже сегодня в центре Европы, в немецкоязычных странах приблизительно 75 % всехслабослышащих детей и 10 % по аудиометрическим показателям глухих детей могут посещать массовую начальнуюшколу. В мире постепенно закладывается общественно-правовая база ранней помощи. Так, Конгрессом США издан Закон «О раннем вмешательстве» PL-457, принятыйв 1986 г. Образована Всемирная Ассоциация психическогоздоровья младенцев, которая способствует развитию программ раннего психолого-педагогического вмешательства. Создан Координационный Совет Международного обще-
ства по раннему вмешательству [25, с. 128]. И самое главное, за рубежом ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе неслышащим детям, вомногих странах стала обязательной первой ступенью в системе специального образования. В нашей стране необходимость ранней (с первых месяцев жизни) коррекционной работы с неслышащими детьми теоретически указывалась отечественными сурдопедагогами еще в начале ХХ в. (Н. М. Лаговский, Н. К. Патканова, Ф. А. Рау, Н. А. Рау). Практически на сегодня раннеевмешательство в нашей стране осуществляется в виде от-
дельных опытно-экспериментальных методических системраннего обучения: в семье (Э. И. Леонгард), в детском саду(Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская и др.), в верботональныхцентрах (Л. И. Руленкова). Однако государственной систе-
мы ранней помощи неслышащим детям в виде обязательнойпервой ступени в системе специального образования в нашей стране пока нет. Началом закладки этой системы являются законодательные акты, которые определяют необходи-
мость ранней диагностики.
– Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации».
– Приказ Минздравмедпрома России № 108
от 29.03.1996 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни». Согласноданному приказу врач-неонатолог определяет риск ребенкапо слуху и дает рекомендации по последующей углубленной аудиодиагностике. В сурдологических кабинетах, там,
где они есть, глухие дети до года могут получать медико-психолого-педагогическую помощь. В настоящее время в нашей стране инициативно на местах ведется поисково-экспериментальная работа по созданию практических программ комплексной ранней помощидетям с отклонениями в развитии, в том числе глухим детям. Примером может служить Санкт-Петербургская негосударственная городская социальная программа «Абилитациямладенцев» Института раннего вмешательства, основанного в 1992 г.. Организован центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии при Министерстве образования РФ, цель которого создание государственной системы ранней педагогической помощи; по данным Н. М. Назаровой, создание этой системы в отношении к детям с нарушениями слуха планируется к 2010 г. Кроме того, в России действует Федеральная национальная программа «Дети-инвалиды», под её патронажем
глухим детям-инвалидам по слуху проводятся уникальныеоперации по кохлеарной имплантации (восстановление слуха). Одна из ведущих команд, реализующих национальнуюпрограмму, – сотрудники ФГУ «СПБ НИИ ЛОР» Минздрав-соцразвития России (ведущий центр в России, где проводят кохлеарную имплантацию), которые разработали первую в России программу комплексного развития детей с нарушенным слухом «Я слышу мир!». Программа объединяетусилия врачей, сурдопедагогов, детей и их родителей и вво-
дит ребенка с нарушением слуха в общество слышащих людей. Основные направления деятельности:
– проведение реабилитации детей после кохлеарнойимплантации;
– разработка новых методик восстановления слуха;
– поддержка центров слухоречевой реабилитации «Яслышу мир!» в регионах России;
– координация работы Союза родителей и детей-инвалидов по слуху «Я слышу мир!»;
– сотрудничество с отечественными производителямив сфере высоких технологий для того, чтобы помогать детям с ограниченными возможностями по слуху;
– обучение специалистов и родителей.
БИЛЕТ №8
1 вопрос. Специфические принципы в сурдодиктике: их значение и использование в образовательном процессе обучающихся с нарушением слуха.