Вопрос. Медицинская (аудиологическая) классификация. Тональная аудиометрия.

?????????????

2 вопрос. Билингвизм как средство получения образования детьми с нарушенным слухом.

Билингвизм как система обучения глухих начал оформляться в конце 60-х гг. ХХ в. в странах Западной Европыв контексте набравшей в это время силу социокультурнойконцепции. Билингвизм имеет достаточно развернутую ме-

тодологическую платформу, суть которой можно представить в следующих положениях:

1. Психолингвистическое положение о статусе жестового языка. Жестовый язык признается самостоятельной, универсальной, полноценной коммуникационной системойобщения между глухими, на нейропсихологическом уровне управляемой левым полушарием, так же, как словесныйязык. Жестовый язык является одной из системообразующих основ лингво-культурного сурдоменьшинства.

2. Психологическое положение о роли жестового языка как носителя мышления и средства общения в развитииглухого ребенка. Дети, с раннего возраста владеющие жестовой речью, имеют преимущества в когнитивном, эмоциональном и психосоциальном развитии перед глухими детьми, не владеющими жестами.

3. Социокультурное положение о необходимости прекратить дискриминацию глухого сообщества. Во-первых, предоставить глухим правовую возможность обучаться на своем природосообразном жестовом языке на равных основаниях со словесным языком, т. е. на основе словесно-жестового

двуязычия; во-вторых, прекратить принудительно подготавливать глухого учащегося к ассимиляции со слышащим большинством через систему орального образования.

4. Правовое положение, юридически закрепляющееправо глухих обучаться на жестовом языке. Речь идет о принятии в РФ Закона «О языках народовРФ» от 25 октября1991 г., где установлено, что граждане имеют право получить основное общее образование на родном языке в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.Методические идеи системы «бай-бай» (билингвистическое и бикультурное единство) прежде всего связаныс решением вопроса о выборе средств обучения и общения.

Средством обучения в этой системе избраны: словесныйязык в письменной и устной форме, национальный (разговорный) жестовый язык, дактильная речь. Именно в этомметоде реализована идея Л.С. Выготского о «полиглоссии», согласно которой «различные формы речи могут служитьне только конкурентами друг для друга и взаимно тормозить развитие одна другой, но и ступенями, по которым глухонемой ребенок восходит к овладению речью». В отличие от тотальной коммуникации, в которой, напомним, применяется калькирующая жестовая речь с системой методических знаков, в билингвизме используется только естественный разговорныйжестовый язык. Глухих детейобучают на специальных уроках культурной жестовой разговорной речи.

Словесная речь сначала является предметом обучения, а потом по мере ее формирования – средством обучения. Г.Л. Зайцева выделяет важные факторы билингвистической образовательной среды: свободное владение жестовой речью учителями и участие в педагогическом процессе глухих учителей – социальных образцов для подражанияглухими учащимися. Средством неформального общения является культурная жестовая речь, в данной ситуации приоритетная по сравнению со словесной, так как она – наиболее естественное, комфортное и быстрое средство непосредственной коммуникации. Г.Л. Зайцева отмечает, однако, чтоконкретные технологические приемы применения словесно-жестового двуязычия не прописаны с достаточной конкретностью, разнородно решаемы в разных странах, расплывчаты. Получены пилотажные результаты обучения по билингвистической системе. В Швеции и Норвегии, где впервые состоялись выпуски бай-бай учащихся, отмечают, что уровеньзнания этих выпускников по математике и национальномуязыку выше, чем у оралистов. У них богаче словарный запас, лучшее понимание письменных текстов, более развита самостоятельная письменная речь. Вместе с тем устная речь развита на более низком уровне. Как важное достижение отмечается более высокий уровень социализации.Основными противниками бай-бай метода (так же, каки сходного метода тотальной коммуникации) были и продолжают оставаться оралисты. А. Леве утверждает, что одновременное сопровождение устной речи жестами ведет к замедленности и утрированности артикуляции, так как темпмоторики жестов и речевой моторики неодинаков; в жестовой речи отсутствуют ритм и ударение устной речи, при сопровождении жест лишает устную речь этой характеристики. Другой автор Эрик Веденберг отмечает, что

«жестовый язык подавляет волю говорить спонтанно и препятствует развитию слухового внимания». Оралист Петер Янн считает, что «язык жестов … это смертьдля словесной речи». В ответ сторонники билингвизма ссылаются на практику изучения иностранного языка в массовой школе. Роднойи иностранный языки, отлитые в разные формы, с неизбежностью сталкиваются, и задача учителя – предвидеть характер этого столкновения и уметь управлять им. Исторически длительная дискуссия между сторонниками и противниками жестовой речи как средства обученияпривела к тому, что психолого-педагогический аспект обучения глухого ребенка речи, обращенный на соответствиеизбираемых методов природе ребенка, на их естественность

постепенно изменяет педагогическое мышление оралистов. Они уже не те традиционные ястребы – инквизиторы от чистого устного метода и признают методологическую возможность дифференцированного подхода к возможностямглухих усвоить устную речь. Так, скажем, Армин Леве, орто-

доксальный оралист, специалист по раннему семейному обучению глухих детей устной речи, в 1974 г. выступил с заключением о создании обучающих программ по категориям глухих, суть которого состоит в признании того, что естьдети, для которых обучение только на основе устной речитруднодоступно. «Каждый из … методов обучения –методустной речи, метод письменной речи и дактилологии и методжестовой речи –имеет право на существование». Другой ортодоксальный современный оралист Петер Янн

признает: «В соответствиии с современными представлениями для обучения словесной речи и навыкам общения можно использовать зрительный анализатор, осязание, кинестетические ощущения и остаточный слух. В качестве дополнительных информационных каналов существуют … естественная мимика и жесты, язык жестов». Обобщим достоинства и ограничения билингвистического метода.

Положительные стороны:

1. Признание лингвистическойполноценности жестовогоязыка.

2. Обучение на основе словесно-жестового двуязычия есть признание права глухих обучаться на естественном для них жестовом языке.

3. Естественная социализация, основанная на ценностном отношении к сурдостатусу.

4. Более продвинутые по сравнению с оралистами умственноеразвитие и общеобразовательная подготовка.

5. Выпускник функционально (вязыковом и социокультурномаспекте) вооружен для осознанного и свободного выбора своей социальной ниши: со

слышащим большинством илис обществом глухих.

Отрицательные стороны:

1. Низкий уровень устно-речевойкомпетентности у выпускников школ «бай-бай».

2. Сложность одновременноговосприятия жестовой, дактильной и устной речи глухим ребенком.

3. Снижение потребности в словесной речи из-за отрицательного влияния жестового языка.

4. Неустойчивость, расплывчатость методики обученияпо данному методу.

В основе билингвизма лежит социокультурная концепция глухоты.«Бай-бай» школы сейчас широко распространены в странах Европы, развивающихся странах, в Австралии. В Швеции, Норвегии, Литве и Эстонии билингвизм стал государственной образовательной политикой.

БИЛЕТ №5

Наши рекомендации