Вопрос. Особенности внимания и воображения лиц с нарушенным слухом: коррекция, прогноз развития.

Развитие внимания.

Внимание как сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте включено во все остальные психические процессы. Для процессов восприятия внимание служит своеобразным усилителем сенсорной энергетической активности, для познавательных процессов внимание обеспечивает направленность, избирательность, устойчивость. У глухих ведущей сенсорной основой внимания является зрительное восприятие; понятно, что в состоянии сосредоточения основная нагрузка ложится на зрительный анализатор. Зрительное внимание играет особуюроль в жизни глухого, так как оно максимально задействовано в процессе общения и обучения: чтобы понять устнуюречь собеседника (информацию учителя) по губам, по дактильным знакам, по динамичным жестам, по мимике лица, глухой должен быть предельно сосредоточен. Напряжениезрительного анализатора усугубляется еще и за счет того, что в большинстве своем перечисленные объекты внимания (оральные образы слов, дактилемы) – это динамичные по своей природе микрообъекты, которые весьма трудно уловить. В связи с перенапряжением зрительного анализатора внимание глухих отличается истощаемостью и неустойчивостью. Основные качества внимания (объем, устойчивость, распределение и переключение) формируютсяу глухих на 3–4 года позже, чем у слышащих. Причина лежит не только в объективно заданных психофизиологических трудностях сосредоточения, но и в природе внимания, которое является феноменом произвольной деятельности, а навыки произвольности, организации собственной деятельностиформируются у глухих значительно позже, чему слышащих.

Развитие воображения.

Воображение – особый психический процесс, занимающий промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В жизни глухого, так же, как и слышащего, воображение выполняет ряд специфических функций:

– создание образов результата и средств его достижения;

– аффективно-защитное снятие напряжения, стрессапри помощи фантазий;

– формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их, манипулируя образами;

– планирование и программирование действий в условиях высокойнеопределенности задачи;

– помощь в саморегуляции психофизиологических состояний, лежащая в основе аутотренингов.

Чтобы воображение было продуктивным, человек должен уметь отделять образ от предмета, преобразовывать отделенные образы-представления во внутреннем плане, абстрагироваться от привычных функций предметов, наделяяих новыми, уметь отойти от стереотипов памяти, прошлого опыта.

Исследования Г.Л. Выгодскойтворческих игр глухих дошкольников, которые по природе своей основанына игре воображения, показали, что игровые действия глухихстереотипны, однообразны, осуществляются по образцу, а непо лично придуманным сюжетам, часто они не могут исполь-

зовать предметы-заместители, т. е. абстрагироваться от привычных, усвоенных ранее функций предмета. Исследованиявоссоздающего воображения (создания образов по словесному описанию, басне, рассказу) показали, что глухиемладшие школьники не могут оторваться от прошлого опыта, привнося его в реконструкцию описания, с трудом воссоздают обратимые пространственные отношения, плохо вычленяют существенные стороны предметов и событий, описанных связной речью. Исследованиятворческого воображения (создающего оригинальные образы) у глухих младших школьников выявили, что оно отличается недостаточной гибкостью в использовании идей (меньшей оригинальностью, стереотипностью и шаблонностью). Причины отмеченных недостатков воображения кроются в основном в следующем: низкий уровень операцииабстрагирования, трудности мысленных действий с образами во внутреннем плане, бедность запаса представлений, малое разнообразие словесного и сенсорного опыта, привязанность к прошлому опыту, стереотипам усвоенных функций и образов предметов, малый опыт организуемой педагогами творческой деятельности в детском саду и школе. Практика и научные исследования показали, что при целенаправленном развитии всех компонентов процесса воображения, при развитии высших форм мышления и речи процесс воображения приближается кнорме.

БИЛЕТ №4

Наши рекомендации