Человек массового индустриального общества
§ массовый производитель и массовый потребитель товаров массового спроса
§ массовый избиратель, массовый зритель, массовый читатель
§ участник массовых общественно-политических организаций
§ объект воздействия средств массовой информации
§ посетитель и участник массовых мероприятий, любитель отдыхать в местах массового проведения досуга
Отсюда стремление к унификации, а фактически – к усреднению личности, шаблонности, запрограммированности и предсказуемости действий и реакций человека, к конформизму, недопущению существенных индивидуальных различий, к подчинению внешнему дисциплинирующему и организующему воздействию. С этими задачами успешно справлялась традиционная образовательная парадигма, которая сыграла огромную роль в становлении самой системы массового образования, в достижении состояния всеобщей грамотности населения и достаточно высокого по тем временам уровня его образованности.
ТРАДИЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
Ученик – объект образовательного воздействия
§ массовая (тотальная) общеобразовательная школа: инвариантность и безальтернативность образования (тотально-унифицированные цели и содержание образования, безальтернативные предметные программы, средства обучения и учебные планы, отчуждённые от учащихся)
§ «знаниевая» парадигма («ЗУНЫ») – сведение содержания образования в основном к овладению знаниями, умениями, навыками, зафиксированными в учебных планах и программах
§ авторитарно-императивные, поточно-манипулятивные, принудительно-формирующие, организационно-рецептурные методы управления и организации образовательного процесса
§ доминирующая роль учителя (директора, завуча) как носителя истины в последней инстанции, системы значимых ценностей и приоритетов
§ недоверие к ученику (учителю), его возможностям (уровню профессионализма), способности понять и оценить, что лично для него важно, полезно и значимо; барьеры на пути к свободному, ответственному и самостоятельному жизненному выбору
§ предметно-дисциплинарная модель организации учебно-воспитательного процесса, способствующая перегрузке учащихся (предметоцентризм, знаниецентризм – академизм)
§ коллективные формы обучения и воспитания, классно-урочная система,
§ доминирование традиционного урока комбинированного типа с фронтальными формами организации учебной деятельности учащихся
§ преобладание в преподавании объяснительно-иллюстративных, монологических методов и приёмов, в обучении – репродуктивно-алгоритмических подходов, пассивно-созерцательных методов
§ внутренняя напряжённость, зажатость, провоцирование стрессов состоянием тотального и непрерывного внешнего контроля
Учебно-воспитательный процесс в условиях господства традиционной парадигмы в образовании напоминал массовое стандартизированное серийное производство поточного типа. Подобно конвейеру, ученические «массы» двигались от «мастера к мастеру», получая за определённый временной интервал должную обработку в соответствие с технической документацией.
Стратегия становления личности информационной эры существенно отличается от становления личности индустриальной цивилизации. Успешность человека информационного общества зависит от степени его личностного развития, т.е. от степени раскрытия личностного потенциала, что, в конечном счёте, определяет его жизненный статус, поступки, достижения. Молодому человеку предстоит научиться развивать способности самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать нужную информацию, иметь высокую степень коммуникабельности, развитые навыки конструктивного взаимодействия с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций. От него также требуются позитивное отношение к инновациям, способность к творчеству, к сотрудничеству, к принятию нестандартных решений, наличие лидерских качеств, умение преодолевать устаревшие стереотипы мышления, поведения и общения. В критических ситуациях молодой человек должен проявить максимум гибкости и быстроты реагирования на изменения, инициативность, готовность нести ответственность за реализацию собственных жизненных перспектив.
«Вопрос не в том, что нужно знать и уметь человеку, а в том: что заложено в человеке и что в нём можно развить. Только в этом случае социальное устройство будет получать приток новых сил от подрастающего поколения. И только в этом случае в обществе будет жить то, что вносят вступающие в него люди, и из подрастающего поколения не будут делать того, что желает из него сделать существующий социальный порядок»[6]. (Рудольф Штайнер, представитель антропологически ориентированной вальдорфской педагогики)
Образование превращается в одну из фундаментальных потребностей личности, в важнейший ресурс её жизненного развития и, в конечном итоге, в залог формирования нового качества общества. Происходит переход от образования, полученного один раз на всю жизнь, к непрерывному образованию, проходящему через всю жизнь. Оно является средством самообразования человека в буквальном смысле слова, т.е. средством создания образа самого себя с помощью образовательных институтов. Образование превращается в социальный институт и социокультурный феномен.
Личность информационной эпохи формируется благодаря готовности и способности к реализации комплекса «само».
ЧЕЛОВЕК ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: