Поло-ролевая идентификация и психосексуальное развитие в подростково-юношеском возрасте

Поло-ролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает социальную оценку желаемого поведения, подражание, конформизм и многое другое. Поло-ролевая идентификация – это процесс и результат приобретения ребенком психологических черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или другого пола. По мнению А.А. Бодалева, процесс поло-ролевой идентификации не только осуществляется, но и переживается личностью эмоционально, т.к. он в своей психике отражает другого человека, дает на каждого из них эмоциональный отклик и отвечает столь же определенной поведенческой реакцией.

По данным исследования Юнусовой , процесс поло-ролевой идентификации, значимый в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования направленности личности, а устоявшаяся направленность во многом обуславливает особенности этого процесса.

Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации.

Старший подростковый возраст, несомненно, один из важнейших этапов становления личности, он сензитивен для осознания самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, формирования психологической готовности к личностному самоопределению. Подросток все в большей степени начинает осознавать те чувства и эмоции, которые он испытывает по отношению к окружающему миру, социальным явлениям, людям, к самому себе.

Вообще подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием Последний аспект определяется на основе понятия пубертатности (от лат pubeszere - покрытие волосами) пубертатный период - это стадия, когда человек достигает полового созревания.

Наступление пубертатного периода характеризуется общими изменениями морфологического строения организма У подростков наблюдается интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем подрастают на 4-7 с см, а девочки на 3-6 см) У детей обоих полов созревания касается сначала внутренних органов, а затем тела У девочек расширяется таз, а плечи остаются узкими, у мальчиков - обратные пропорций й: увеличение ширины плеч, таз остается узким Данное соотношение является классической морфологическим признаком для оценки пубертатногоразвитияитку.

Пубертат характеризуется также гормональной активностью Гормональная регуляция осуществляется на разных уровнях: эндокринных желез, гипофиза, щитовидной железы, которые начинают выделять гормоны роста и статтевигормони.

Значительные циклы полового развития в подростковом возрасте связана с функциями гипоталамуса, интенсивно выделяет молекулярные части в гипофиз, запуская в работу всю эндокринную систему Гипоталамус является основным, ответственным центром по эмоциональному поведению.

Сексуальное поведение подростков - это поведение поиска смысла сексуальных символов Ведь в период пубертата подросток начинает усваивать значение сексуальных жестов и испытывать те стратегии поведения, которые становятся своеобразным \"местом встречи\" мнимого сексуальной жизни и проявлений эротизма в межличностных взаимодействиях В целом, сексуальное развитие подростков является динамическим процессом, который приводит их до вступления и осложнения умений выражать эротическое содержание через поведение Следует подчеркнуть, преимущественно в подростковом возрасте происходят глубокие изменения психосексуального сознания личности.

64.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте

Юность недавно выделилась в самостоятельный период жизни человека, основным содержанием которого является возмужание, взросление. В человеческом обществе критерием взрослости является не физическое возмужание, а овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, подготовленность к трудовой деятельности.

Современная психология относит к юности период от 14-15 лет до 18-20 лет.

Социальная ситуация развития (С.С.Р.) в юности характеризуется рядом специфических особенностей. Эти особенности связаны с изменением положения и статуса юношей в школе, семье, обществе. Юноши еще зависят материально от семьи, однако в остальном они становятся полноправными членами семьи: с ними советуются взрослые, предоставляют им свободу и самостоятельность. В школе, как правило, на старшеклассников учителя возлагают определенные обязанности (присмотреть за младшими школьниками, помочь им в учебе; подготовить школьное мероприятие и т.п.).

В обществе юношество также начинает играть определенную роль, особенно после получения паспорта в 16 лет, в этом же возрасте девушки (16 лет), а юноши в 18 лет уже имеют полноправную возможность вступать в брак. В 18 лет юношество может участвовать в выборах (президента, парламента и т.п.). Это расширяет круг общественных интересов и обязанностей юношей и девушек.

Л.И. Божович отмечала, что старшеклассник стоит на пороге самостоятельной жизни, что и создает совершенно новую социальную ситуацию развития.

Вступление в самостоятельную жизнь предполагает решение острого для старшеклассников вопроса об определении дальнейшего жизненного пути, об избрании для себя той или иной профессии. Л.И. Божович отмечает, в связи с этим, что личность старшеклассника обращена в будущее.

Это подтверждают такие данные исследований. Так, если больше 50% учеников 10-11-х классов довольно точно указывают ту профессию, которую они хотят избрать после окончания школы, то среди учащихся средних классов – приблизительно 20%.

Т.е. можно сделать вывод, что необходимость определить свое место в жизни выступает в качестве основного компонента социальной ситуации развития в период юности.

Новая С.С.Р. приводит, как показано в исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Божович Л.И., к формированию новых мотивов деятельности, изменению мотивационной сферы и овладению новым видом ведущей деятельности – учебно-профессиональной. Юношество занято определением своего места в жизни и внутренней позиции; у них формируется мировоззрение, моральное сознание и самосознание.

Таким образом, юношескому возрасту свойственно изменение общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается на социально-демографических свойствах личности: завершение среднего образования, расширение диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.

Л. Коул и Дж. Холл отмечают 9 задач развития юношей: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родителей; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) осознание совести и сознание долга в поведении; 9) идентификация «Я».


Наши рекомендации