Понятие о критериях возрастной периодизации психического развития. Л.С.Выготски о критериях возрастной периодизации.

Периодизация психического развития — выделение в целостном жизненном цикле ч-ка последовательности стадий (периодов) психического развития.

Цель периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том — что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время А.Гезелл, 3.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации. Систематизация этих попыток была предпринята Л.С.Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации Л.С.Выготский разделил на 3 группы, и это деление оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписываются в предложенную им систематизацию.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является известная периодизация С.Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0—5 лет), стадию охоты и захвата (5—11 лет), пастушескую стадию (8—12 лет), земледельческую стадию (11—15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Понятно, что подобные аналогии очень заманчивы, но поверхностны.
Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С.Выготский отнес периодизации, к-ые основаны на каком-либо одном (или нескольких) отдельно взятом признаке развития. Пример простейшей периодизации такого типа он берет у П.П.Блонского, к-ый в качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. В эту же группу Л.С.Выготский помещает периодизацию, предложенную В.Штерном, основанием к-ойяв-ся собственно психологический, а не биологический критерий — собственная активность ч-ка. Так, к примеру, В.Штерн говорит о периоде, когда ребенок только играет, о периоде сознательного учения с разделением игры и труда, о периоде юношества с развитием самостоятельности и началом трудовой д-ти. В.Штерну же принадлежит и периодизация, в основание к-ой положено развитие речи с выделением фазы первого слова, фазы однословных и двусловных предложений, фазы грамматизации и т.д.
Третью группу, по Л. С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Л.С.Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований.

По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются:

1) кризис новорожденности

2) стабильный период младенчества,

3) кризис первого года жизни,

4) стабильное раннее детство,

5) кризис трех лет,

6) стабильный дошкольный возраст,

7) кризис семи лет,

8) стабильный младший школьный период,

9) пубертатный кризис,

10) стабильный подростковый возраст,

11) кризис 17 лет и т.д.

№ 24 Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования как критерии возрастной периодизации

Первым основным понятием механизма психического развития является - социальная ситуация развития ребенка. Под социальной ситуацией развития Л. С. Выготский имел в виду складываю­щееся к началу каждого нового этапа своеобразное, специфическое для данного воз­раста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная си­туация развития представляет собой исходный момент для всех изменений, возмож­ных в данный период, и определяет путь, следуя которому человек приобретает ка­чественные образования развития. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Только оценив социальную ситуацию развития, мы сможем выяснить и понять, как возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность— это та деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у ребенка основных психологических новообразований (главнейшие изменения в психических процессах и пси­хологические особенности личности) на данной стадии развития. Это:
1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой диффе­ренцируются другие новые виды деятельности;
2) деятельность, в ко­торой формируются или перестраиваются частные психические про­цессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мыш­ление);
3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Важно отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествующую. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.
Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:
- непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря ему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.
- предметно-манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).
- игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
- учебная деятельность младших школьников от б до 10-11 лет.
- общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).
В рамках ведущей деятельности происходит тренировка и развитие всех психических функций ребенка, что в конечном счете приводит к их качественным изменениям. Растущие психические возможности естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми - несоответствие новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. Именно в этот момент наступает так называемый кризис развития.

Новообразование Л. С. Выготский определял как качественно новый тип лично­сти и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.
Психологическое новообразование — это:
— во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;
— во-вторых, новообразование — обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С).
Каждый возрастной период характеризуется специфическим для него психологическим новообразованием, которое является ведущим для всего процесса развития и при этом характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Оно выступает «основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты» (Выготский Л. С). Под новообразованиями следует понимать широкий спектр психических явлений от психических процессов (например, наглядно-действенное мышление в раннем детстве) до отдельных свойств личности (скажем, рефлексия в подростковом возрасте).
Появление принципиально новых психических характеристик существенным образом меняет психологическую картину возраста. Уже сама по себе эта новая картина может вызвать неадекватную реакцию родителей, педагогов или врачей. Для родителей и педагогов новое в поведении ребенка нередко кажется проявлением упрямства или капризов. А для врачей новые свойства или качества, проявляющиеся в поведении ребенка, могут стать причиной постановки неверного диагноза и ошибочного лечения, особенно если это «новое» поведение разворачивается на фоне патологического процесса. Вероятность диагностических ошибок в такие периоды возрастного развития увеличивается, так как врач может не знать ни о вновь возникающих психологических качествах, ни об особенностях периода развития, который предшествует их появлению (кризис развития).

Основные понятия, описывающие процесс психического развития ребенка: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, периоды кризисного и стабильного развития ребенка, психологические новообразования. Примерный характер взаимодействия между ними: развитие психики — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Именно психические новообразования как бы завершают каждый возрастной этап развития ребенка, именно они являются основным результатом ведущей деятельности, развивающейся в рамках конкретной ситуации развития, развернутой во времени. Т.е. именно новообразования составляют сущность каждого возрастного периода в жизни ребенка - с их появлением завершается один период развития и открывается следующий. Новые психологические приобретения появляются в кризисные периоды, которыми завершается стабильный этап. Именно в этот момент и происходит тот самый перелом в психическом развитии.

Наши рекомендации