Теория психического развития ребенка Д. Б. Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка:

1) первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром;

2) второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного этапа они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами - ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психологических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития, в которой последовательно сменяются два основных вектора развития ребенка.

При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми, сюжетно-ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно-потребностная сфера ребенка.

При осуществлении предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественно освоение способов действий и эталонов.

Таким образом, согласно этой концепции в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы и как результат этого - освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами.

21. Теория развития личности Л.И. Божович. Анализ статьи Л.И.Божович "Этапы формирования личности в онтогенезе"

Теория Л.И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внут­ренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В лич­ностных новообразованиях она выделяет центральное новообразова­ние и потребности.

Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возра­стных кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подрост­кового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

1) младенчество: начинается кризисом новорожденности, когда ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;

2) раннее детство: начинается кризисом 1-го года, когда ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоут­верждении;

3) дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в кото­рой (внутренняя позиция школьника) и появляется;

4) младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начи­нает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;

5) кризис подросткового возраста: делится на две фазы. Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрос­лых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование. Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется но­вая жизненная перспектива как центральное новообразова­ние возраста.

????

«Личность — это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Личностью может быть любой человек с устойчивыми взглядами, с устойчивыми целями, определяющими все его поведение и деятельность, независимо от содержания этих взглядов и целей».Формирование личности ребенка происходит под влиянием социума. « … психическое развитие ребенка, формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации, т.е. усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта».
Биологические предпосылки так же играют значительную роль в формировании личности ребенка. (Даже то, что ребенок рождается красивым или некрасивым, физически сильным или слабым, так или иначе сказывается на формировании его личности.) «Следует признать, что не существует ни одной врожденной особенности организма, которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка».
Психическое развитие состоит из стадий. «Как известно, психическое развитие имеет определенную последовательность, состоит из закономерно возникающих стадий, каждая из которых строится на основе предыдущей и подготавливает последующую. До периода зрелости принято выделять ранний, дошкольный и школьный возраст». Каждый возрастной этап предъявляет к ребенку определенные требования к его поведению и деятельности. У ребенка возникает стремление соответствовать занимаемому положению. «На каждом этапе возрастного развития ребенок находится в определенных, независимо от него существующих условиях и подвергается соответствующей системе воздействий. Это вызывает у него стремление ответить предъявляемым требованиям, справиться с поставленными задачами, так как только в этом случае он чувствует себя на уровне занимаемого положения и испытывает эмоциональное благополучие»
У ребенка «в результате сочетания системы внешних и внутренних факторов» появляется новое - определенная внутренняя позиция. Огромное значение для формирования личности играет развитие мотивационной сферы человека. «Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений»

Но мотивов может быть несколько. В результате столкновения мотивов, происходит внутренняя борьба, которая отражается в переживаниях человека. «…так как на любой поступок одновременно воздействуют многие потребности и мотивы, между ними происходит борьба, которая в случае непримиримости равносильных, но разнонаправленных мотивов отражается в переживании человека в виде конфликта с самим собой» [1;197]. Любое системное образование возникает, когда у ребенка появляются новые потребности. «Напомним также, что каждое системное новообразование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу»[1;198] Это системное образование является итогом психологического развития ребенка в соответствующий период и является началом для формирования личности в следующем периоде. В эти переломные этапы возникают кризисы. «Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего психологического развития ребенка в соответствующий период, не остается нейтральным по отношению к дальнейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста» Существует 3 критических периода: кризис 3,7 и 12-16 лет. В кризисе меняется поведение ребенка. «Если рассматривать эти кризисы с точки зрения перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящие до упрямства и негативизма» Но черты фрустрированного поведения наблюдаются и у детей на рубеже 1-ого и 2-го годов жизни. Содержание психической жизни детей 1-ого года жизни. Сознание – доминирующем является восприятие. Сознание развивается (чувственные обобщения, употребление элементов слов для обозначения предметов), следовательно увеличиваются потребности. «В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизоваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу» [1;202] Социальная ситуация. Все потребности ребенка выполняют взрослые. «…буквально все потребности — и органические, и социальные — удовлетворяются взрослым» [1;201] «Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок» [1;202] В начале второго года ребенок перестает покорно подчинятся взрослым. Психологическое новообразование – память образов, представлений. «…в этот период память начинает играть в психическом развитии ребенка все большую роль, занимает доминирующее положение и тем самым перестраивает структуру детского сознания и его поведение……возникают реакции на воспоминание»[1;203] Второй год жизни (длится до трех лет). Познавательная деятельность направлена не только на окружающий мир, но и на самого себя. Но сначала ребенок не соотносит свое имя с самим собой, и лишь к концу 2-го года жизни свое имя заменяет местоимением «я». «Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия. Однако самопознание на втором и даже третьем году жизни продолжает оставаться для самого ребенка (субъективно) познанием как бы внешнего ему самому «предмета»… Лишь к концу 2-го года жизни он полностью заменяет собственное имя местоимением «я»». [1;206] Еще одно не менее важное новообразование – самооценка, которая побуждает ребенка соответствовать принятым правилам, требованиям. «После возникновения «системы я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самыми значительными из них являются самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошими»»[1;209] Но не всегда желания ребенка совпадают с требованиями взрослых, что ведет к возникновению внутреннего конфликта и как следствие обострение кризиса 3-х лет. «Наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения… Наличие указанного противоречия в поведении и переживаниях детей приводит к обострению кризиса 3 лет.» [1;210] Кризис 7 лет К концу дошкольного возраста ребенок уже способен сознавать себя и то положение, которое он занимает в жизни. На этой основе возникает внутренняя позиция. «Ребенок начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию» И наконец, кризис подросткового возраста, самый сложный и длительный, характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) — осознанием своего места в будущем, т.е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит и представление о своем желаемом «я», и о том, что он хочет совершить в своей жизни. Таким образом, личностным новообразованием 1-го года жизни является возникновение «мотивирующих представлений». Новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система я» и как следствие, потребность действовать самостоятельно. Кроме этого появляется самооценка. Кризис 7 лет связан с появлением нового центрального новообразования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов и является переходом от детства к зрелости.



Наши рекомендации