Условия организации эффективного обучения чтению
Сформированный навык чтения включает в себя два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными – с другой) 2) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).
В трудах Е.И.Заики разработан эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанного с ним эмоционального напряжения и тревожности. Приведем примеры некоторых упражнений: отделение слов от псевлослов (например, дорога, метро, олубет, вунка), поиск в тексте заданных слов, т.е. выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном (словофломендия, а на карточках встречаются словафломандия, фломенадия и т.д.).
Приведенные упражнения формируют различные операции и способности, являющиеся составными частями навыка чтения, а также обеспечивают увязывание их друг с другом в более сложные комплексы. Данный комплекс может использоваться как путь коррекции навыка чтения на всех этапах школьного обучения.
Другой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте.Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.
Выделяются пять основных приемов осмысления текста. Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на нихявляются основным приемом в процессе уяснения содержания и включают вопросы к логическим связям частей текста, связи текста с другими текстами на эту же тему, к отдельным непонятным предложениям и словам. Разновидностью этого приема является
постановка вопроса-предположения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него (например: «А не потому ли…, что…?», «Может быть, это объясняется тем, что…?»). Важными приемами осмысления текста являются также антиципация плана изложения, т.е. предвосхищение того, о чем будет говориться дальше, и антиципация содержания(предвосхищение того, что будет сказано дальше).Реципация– мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли. Самым высоким уровнем осмысления текста является критический анализ, который находит выражение в дополнениях к прочитанному, в сомнении или несогласии, в высказывании собственной позиции и отстаивании ее.
Основным приемом эффективного понимания текста исследователь Л.П.Доблаев считает самостоятельную постановку вопросов и поиск ответов. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, находит у себя темные пятна и пробелы, стремясь их заполнить. В работе с вопросами часто используется классификация Б.Блума, в которой выделяется шесть типов вопросов:
1.Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-тофакты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
2.Уточняющие вопросы.
3.Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «почему?»
4.Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы предположения, фантазии, прогноза.
5.Оценочные вопросы. (Почему что-тохорошо, ачто-топлохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
6.Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?»
Такая классификация помогает научить школьников самостоятельно задавать вопросы к тексту.
Помимо постановки вопросов, эффективным приемом работы над текстом является составление плана, т.е. умение выделять логическую и последовательную структуру текста. Приведем последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащихся с целью составления
плана:
– внимательно прочитать текст;
– выделить главные мысли текста;
– проверить, как они соотносятся между собой;
– сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
ПМЦ ПК и ПП РО К(П)ФУ
–по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана;
–сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана);
–прочитать текст повторно, проверить, не пропущено личто-то.Основными видами чтения в учебной деятельности являетсяизучающее
иусваивающее чтение. Основными приемами изучающего чтения, направленного на понимание учебного текста, являются:
–прием составления плана;
–прием составления граф-схемы;
–прием тезирования (формулирование основных тезисов, положений и выводов текста);
–прием составления свободной таблицы (позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию);
–приемкомментирования (самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста);
–Прием логического запоминания учебной информации (самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект и др.).
Усваивающее чтение включает следующие приемы:
–умение отвечать на контрольные вопросы;
–реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов;
–составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам.