Перечень тем практических занятий (заочное отделение)
1. Проектный менеджмент и его значение в управлении деятельностью учреждений искусства и художественного образования (2 часа).
2. Основные типы и виды проектов в сфере искусства и художественного образования(2 часа).
3. Основные этапы и методы управления проектами (2 часа).
4. Требования к оформлению проектной документации(2 часа).
5. Инновационный опыт организации процесса обучения и воспитания в сфере художественного образования с использованием проектных технологий(4 часа).
6. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей и познавательного интереса обучающихся (2 часа).
7. Проектировании педагогических систем, процессов и ситуаций (2 часа).
8. Проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в условиях вариативности художественного образования (2 часа).
9. Практикум по разработке социально-культурных проектов и просветительских программ (2 часа).
3.3. Примерные вопросы для контроля и самоконтроля:
1. Перечислите основные типы и виды проектной деятельности в сфере художественного образования.
2. Перечислите цели и задачи проектной деятельности в сфере художественного образования.
3. Назовите и охарактеризуйте этапы проектной деятельности.
4. Раскройте сущность метода проектов в художественном образовании.
5. Изучите и охарактеризуйте инновационный опыт организации художественно-образовательного процесса с использованием проектных технологий.
6. Раскройте возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей обучающихся.
7. Раскройте возможности проектной деятельности в развитии познавательного интереса обучающихся.
8. В чем специфика выбора темы проектной деятельности педагога художественного образования?
9. Раскройте сущность педагогического проектирования как творческой деятельности.
10. Перечислите и охарактеризуйте основные виды педагогического проектирования в сфере художественного образования.
11. Перечислите и охарактеризуйте методы педагогического проектирования.
12. Перечислите и охарактеризуйте основные формы педагогического проектирования.
13. В чем состоит специфика проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в области художественного образования?
14. Раскройте сущность понятий «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный учебный план».
15. Назовите алгоритм проектирования образовательной программы.
16. Раскройте значение маркетинговых исследований в проектировании образовательной программы.
17. Перечислите структурные компоненты индивидуальной образовательной программы.
18. Охарактеризуйте возможности модульных технологий художественного образования в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
19. Раскройте сущность метода портфолио обучающихся и педагога в сфере художественного образования.
20. Опишите технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам.
21. Раскройте сущность тьюторского сопровождения обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам.
22. В чем Вы видите возможности проектирования траектории профессионального роста и личностного развития?
4. перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
4.1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- Поисковая система Google для поиска информации по темам, выносимым на самостоятельное изучение.
- Сайты учреждений культуры и художественного образования.
- Коновалова Е.А., Перевышина Н.Ю. Социально-культурные проекты как средство продвижения имиджа детской школы искусств: монография/; / ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2016. 202 с.
- Перевышина Н.Ю. Потребности ребенка, родителя, педагога, государства - конфликт интересов и общая сверхцель [Текст] / Н. Ю. Перевышина // Современные проблемы управления образовательной деятельностью детской школы искусств : потребности ребенка, родителя, педагога, государства : конфликт интересов и общая сверхцель : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Т. Е. Воинкова, Н. Ю. Перевышина. Екатеринбург., Екатеринбург, 2011. С. 7-22. (3 экз.)
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст]: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. 191 с. (1 экз.)
4.2. Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа проводится по каждой теме курса и включает в себя:
- подготовку к семинарским занятиям;
- выполнение практических заданий;
- изучение современной литературы и специальной периодической печати в области менеджмента и маркетинга художественного образования;
- изучение Internet-ресурсов в области управления образовательной организацией.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие элементы:
- предварительную подготовку студентов к выполнению задания, постановку учебных задач под руководством педагога;
- составление детального плана выполнения задания под руководством преподавателя в начальный период обучения (в процессе обучения осуществляется плавный переход к самостоятельному составлению краткого плана выполнения задания);
- практическую работу над выполнением задания;
- взаимную корректировку предварительных результатов самостоятельной работы (в групповых занятиях);
- взаимную проверку и экспертизу полученных результатов, исправлений и дополнений к ним (в групповых занятиях);
- формулировку выводов.
4.3. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение для студентов очной и заочной формы обучения
1. Организация проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного художественного образования.
2. Исследовательские проекты на занятиях художественного цикла.
3. Интегрированные творческие проекты как средство самореализации и развития познавательной деятельности обучающихся.
4. Инновационный опыт проектной деятельности в системе художественного образования.
4.4. Типовые задания для самостоятельной работы:
Выполнение творческих заданий в виде письменной работы или устного ответа:
1. Модель сетевого взаимодействия в реализации образовательного проекта.
2. Проектирование мотивирующей художественно-образовательной среды.
3. Проектирование процессов и ситуаций на дисциплинах художественного цикла.
4. Социально-педагогическое проектирование художественно-образовательной среды. Проектирование педагогических технологий.
5. Проектирование профессионального портфолио.
6. Проектирование индивидуального учебного плана.
7. Проектирование образовательной программы по дисциплинам художественного цикла.
8. Проект «Моя инициатива в художественном образовании»
9. Проект «Траектория профессионального роста и личностного развития педагога художественного образования».
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) используется фонд оценочных средств: практическое задание, проект, портфолио.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) представлен в приложении к рабочей программе дисциплины (модуля).
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Основная учебная литература
1.Гущин А. Н. Методы управления проектами: инфографика М.: Директ-Медиа, 2011. 311 с. http://www.biblioclub.ru/shop/index.php?page=book&id=73805/
2. Комарова А.В. Формирование системы проектно-ориентированного управления знаниями [Электронный ресурс] / А.В. Комарова. М. : Креативная экономика, 2012. 188 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=132644
3. Коновалова Е.А., Перевышина Н.Ю. Социально-культурные проекты как средство продвижения имиджа детской школы искусств: монография/; / ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2016. 202 с. (3 экз.)
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. 191 с. (1 экз.)
5.Реализация дополнительных общеразвивающих программ в детских школах искусств: опыт работы с детьми дошкольного возраста: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Арт-Екатеринбург» (с международным участием). Т.2 /Составители: Воинкова Т.Е., Перевышина Н.Ю./ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Управление культуры Администрации г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 2015. 98 с. (3 экз.)
6. Самопознание и самопроектирование как условия самореализации личности [Текст] : в 2 частях : сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т социал. образования. Екатеринбург : [б. и.], 2013. Часть 2. 2013. 217 с. (3 экз.)
6.2. Дополнительная учебная литература
1. Актуальные вопросы реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразвоательных программ в детских школах искусств: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции в области художественного образования детей «Арт-Екатеринбург» (с международным участием). Т.3 /Составители: Воинкова Т.Е., Перевышина Н.Ю./ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Управление культуры Администрации г. Екатеринбурга. Екатеринбург, 2015. 163 с.
2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Электронный ресурс] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 112 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=213006
3. Горбовцов Г.Я. Управление проектом. Учебно-методический комплекс М.: Евразийский открытый институт, 2009. 288 с. http://www.biblioclub.ru/shop/index.php?page=book&id=90748/
4. Инновационный потенциал детской школы искусств : социокультурный и педагогический аспекты [Текст] : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. Т. Е. Воинкова, Н. Ю. Перевышина ; науч. ред. Н. Ю. Перевышина. Екатеринбург : [б. и.], 2011. 88 с. (3 экз.)
5. Лагутина Е.Е. Формирование комплекса маркетинга образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования [Текст] : монография / Е. Е. Лагутина ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т кадрового развития и менеджмента. Екатеринбург : [б. и.], 2012. 195 с. (5 экз.)
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. 3-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2008. 111 с. Библиогр.: с. 109.. (1 экз.)
7. Поливанова К.С. Проектная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2011. 191 с. (1 экз.)
8. Профессиональное самоопределение и предпрофессиональная подготовка талантливых детей в детских школах искусств [Текст] : монография / Урал. гос. пед. ун-т, Упр. культуры Администрации г. Екатеринбурга ; сост. Е. В. Рогозина, Н. Ю. Перевышина. — Екатеринбург : [б. и.], 2010. 213 с. (3 экз.)
9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. 7-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2010. 78 с. (1 экз.)
6.3. Печатные и (или) электронные ресурсы
для лиц с ОВЗ
Печатные и (или) электронные образовательные ресурсы в формах, адаптированных к ограничениям здоровья лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.
В процессе изучения дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья используются специальные электронные образовательные ресурсы: аудио-лекции по всем темам курса (входят в состав электронного УМК по дисциплине).
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные учебно-методические материалы:
• для лиц с нарушениями зрения:
– учебно-методические материалы в печатной форме с увеличенным шрифтом;
– учебно-методические материалы в форме аудиофайла;
• для лиц с нарушениями слуха:
– учебно-методические материалы в печатной форме с увеличенным шрифтом;
– учебно-методические материалы в форме аудиофайла;
• для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– – учебно-методические материалы в печатной форме с увеличенным шрифтом;
– учебно-методические материалы в форме аудиофайла;
– учебно-методические материалы в форме электронного документа.