И структура экспертного заключения
Основное содержание системного мониторинга развития школы заключается в анализе согласованности между ее образовательной, организационной и социальной подсистемами, а также в анализе соответствия каждой из этих подсистем заявленной миссии школы. Выделяются следующие содержательные блоки мониторинга развития школьной организации:
- анализ представлений директора и его заместителей о состоянии школы, а также об её миссии и перспективах развития;
- определение реально сложившейся в школе организационно-образовательной (управленческо-педагогической) модели;
- анализ развивающего потенциала содержания образовательного плана школы (учебного плана и плана воспитательной работы);
- анализ образовательной среды школы на различных уровнях (микросреда, локальная среда, взаимоотношения с макросредой) на основе диагностики восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями);
- определение характера организационной культуры педагогического коллектива;
- психологическая диагностика субъективного отношения к школе и толерантности друг к другу различных категорий субъектов образовательного процесса.
Результатом обработки экспертно-диагностических данных является моделирование основных элементов школьных подсистем:
организационной подсистемы – построение модели организационной структуры школы;
образовательной подсистемы – построение моделей школьной среды и образовательного плана школы;
социальной подсистемы – построение модели организационной культуры и моделей отношения к школе всех категорий субъектов образовательного процесса.
Сопоставительный анализ моделей позволяет выявлять точки рассогласований
во-первых, между стратегическими целями развития школы (в соответствии с миссией) и тенденциями развития каждой из школьных подсистем;
во-вторых, между организационной, образовательной и социальной подсистемами;
в-третьих, между различными элементами внутри каждой из подсистем.
Программа развития школьной организации разрабатывается на основе проектирования целесообразных управленческо-организационных, психолого-педагогических и психолого-социальных изменений, необходимых для преодоления выявленных рассогласований. Реализация программы развития осуществляется на основе тесного сотрудничества администрации, педагогического коллектива и экспертов-консультантов, которые на данном этапе осуществляют преимущественно консультативную и обучающую функции.
Рефлексия эффективности инновационного процесса осуществляется на основе анализа динамики организационного развития школы, который проводится с помощью экспертно-диагностического комплекса, методически обеспечивающего возможность анализа согласованности организационной, образовательной и социальной школьных подсистем.
Рефлексия эффективности изменений школьной деятельности на основе мониторинга заключается в поэтапном использовании следующих механизмов:
- выявление и корректировка социальной миссии и стратегических целей развития школы;
- экспертиза-диагностика состояния организационной, образовательной и социальной подсистем;
- моделирование основных системных элементов;
- сопоставительный анализ полученных моделей;
- проектирование нововведений;
- разработка программы развития;
- обучение сотрудников в соответствии с их новым функционалом;
- периодическое проведение основных экспертно-диагностических процедур;
- коррекция программы развития.
По итогам проведенной экспертизы готовится экспертное заключение. Основным критерием качества экспертизы принято считать ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных данных, их соответствием заявленной проблематике, добросовестным анализом и системным осмыслением.
Структура экспертного заключения
1 Методология и организация экспертизы
1.1 Экспертиза как метод исследования
1.2 Состав экспертной группы
1.3 Цели и задачи экспертизы
1.4 Описание используемых методик
1.5 Организация и проведение экспертизы
Общая информация о школе
2.1 История создания, статус, профиль и другие особенности школы
2.2 Персонал
2.3 Школьники и родители
2.4 Организационная структура школы
3 Организационно-образовательная модель
3.1 Метод моделирования
3.2 Описание основных моделей
3.3 Описание образовательной модели школы
3.4 Описание организационной модели школы
3.5 Диагностический анализ
3.6 Перспективы развития организационно-образовательной системы школы
Образовательная среда школы
4.1 Образовательная среда и метод ее исследования
4.2 Описание параметров образовательной среды
4.3 Описание восприятия школьной среды различными категориями субъектов образовательного процесса
4.3.1 Восприятие школьной среды учащимися разных классов
4.3.2 Общие закономерности восприятия школьной среды учащимися
4.3.3 Восприятие школьной среды родителями
4.3.4 Восприятие школьной среды выпускниками
4.3.5 Восприятие школьной среды педагогами и администрацией
4.4 Общие закономерности восприятия школьной среды различными категориями субъектов образовательного процесса
4.5 Экспертная оценка состояния школьной образовательной среды
4.6 Выбор стратегических приоритетов развития образовательной среды школы