Процесса в условиях интегрированного

Обучения и воспитания

Образовательный процесс для детей с ОПФР в специальных и интегрированных классах строится на основании учебно-программной документации соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы (учебных планов, учебных программ специального образования).

Обучение и воспитание учащихся с ОПФР носит коррекционную направленность, осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий, средств и методов обучения, учитывающих специфику психофизических нарушений учащихся.

Учебный процесс в специальныхклассах организуется на основании учебных планов, учебных программ соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, а также с учётом требований к его организации в специальных общеобразовательных или вспомогательных школах.

Учебный процесс в интегрированных классах организуется на основании учебного плана интегрированного класса, который составляется на каждый учебный год в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и утверждения учебных планов специального образования, учебными программами соответствующего вида специальной общеобразовательной школы и (или) общеобразовательного учреждения, а для учащихся с интеллектуальной недостаточностью — с учебными программами вспомогательной школы.

При организации обучения в интегрированных классах учащихся с ОПФР с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования возникают определённые трудности, так как срок обучения учащихся с ОПФР не совпадает со сроком обучения, определённым для общеобразовательных учреждений. Смена для ребёнка с ОПФР классного коллектива наиболее оптимальна после первого года обучения. Это значит, что реализацию учебного плана и учебной программы II класса для учащихся с ОПФР рекомендуется осуществлять в составе вновь набранного ученического коллектива I класса общеобразовательного учреждения. В этом случае учащиеся с ОПФР будут более успешны в учебной деятельности на фоне их здоровых сверстников, что позволит повысить их социальный статус в классном коллективе. Важен и тот факт, что в этом же коллективе учащиеся продолжат обучение до получения ими документа об образовании.

Перевод учащихся с ОПФРиз одного класса в другой осуществляется по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения. В протоколе педагогического совета указываются полностью фамилия, имя и отчество учащихся, класс, учебный план и (или) учебная программа, на основании которой организуется образовательный процесс.

В случае, если учащиеся с ОПФР переводятся с обучения по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования на обучение по соответствующему учебному плану II класса, то в протоколе рекомендуется делать запись следующего содержания:

«1. Во II класс переведены следующие учащиеся:

(список учащихся класса, не имеющих нарушений психофизического развития).

2. На обучение по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении переведены следующие учащиеся:

(список учащихся с ОПФР)».

В этом случае приказ на зачисление учащихся с ОПФР в первый класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания руководителем общеобразовательного учреждения оформляется на начало учебного года с указанием фамилии, инициалов учащихся, учебных планов, на основании которых организуется учебный процесс в интегрированном классе.

Образец примерного текста приказа:

На основании заявления родителей, заключения ЦКРОиР, согласия родителей с про­граммой обучения в I класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания зачис­лить на обучение:

по типовому учебному плану I класса общеобразовательного учреждения следующих учащихся:

(список учащихся);

по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении следующих учащихся:

(список учащихся).

Если учащиеся с ОПФР, обучающиеся по учебному плану специальной общеобразовательной школы с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования переводятся из II интегрированного класса в III интегрированный класс, то в протоколе рекомендуется делать запись следующего содержания:

«3. В III класс интегрированного (совместного) обучения и воспитания переводятся на обучение:

3.1. по типовому учебному плану III класса общеобразовательного учреждения следующие учащиеся:

Иванов Иван Иванович,

Петров Анатолий Михайлович,

…;

3.2. по учебному плану IV класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении следующие учащиеся:

Корсак Дмитрий Васильевич,

Солтан Егор Иванович».

Если учащиеся с ОПФР. обучающиеся по учебному плану специальной общеобразовательной школы с четырёхлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования переводятся из II интегрированного класса в III интегрированный класс, то в протоколе рекомендуется делать запись следующего содержания:

«3. В IIIкласс интегрированного (совместного) обучения и воспитания переводятся на бучение:

3.1. по типовому учебному плану IIIкласcа общеобразовательного учреждения следующие учащиеся:

Иванов Иван Иванович,

Петров Анатолий Михайлович,

...,

3.2. по учебному плану IIIкласса специальной общеобразовательной школы для детей c нарушениями зрения следующие учащиеся:

Корсак Дмитрий Васильевич,

Солтан Егор Иванович».

В приказе о зачислении в соответствующий интегрированный класс указывается т:лько фамилия и инициалы учащихся (без указания учебного плана и (или) учебной программы, на основании которой осуществляетсяобучение детей).

Такой же подход к организации образовательного процесса рекомендуется использовать и в отношении учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Интегрированное обучение детей с трудностями в обучении, как правило, осуществляется на I ступени общего среднего образования. Этот период наиболее благоприятен для осуществления коррекционно-развивающего обучения, специально организованной помощи и поддержки как самого ребёнка, так и его родителей. У большинства учащихся с трудностями в обучении имеющиеся нарушения развитияисправляются, и они переводятся с обучения по учебному плану и программам V класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении на обучение по типовому учебному плану и учебным программам V класса общеобразовательного учреждения. Учащиеся с трудностями в обучении, нарушения психофизического развития которых в были исправлены на I ступени общего среднего образования, продолжают обучение на IIступени общего среднего образования по учебному плану VI класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении и учебным программам V класса общеобразовательной школы.

Сроки обучения на IIступени общего среднего образования общеобразовательного учреждения и специальной общеобразовательной школы совпадают (5 лет). Нумерация классов в общеобразовательном учреждении и специальной общеобразовательной школе с четырёхлетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования, а соответственно и в интегрированных классах совпадает (V—IX классы). Однако в специальных общеобразовательных школах с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования нумерация классов (VI— X классы) не совпадает с нумерацией классов в общеобразовательном учреждении. Поэтому при определении учебной программы общеобразовательного учреждения, по которой будет осуществляться обучение учащихся с ОПФР в интегрированных классах, необходимо учитывать эту особенность. Например, если первый год обучения на II ступени общего среднего образования общеобразовательного учреждения соответствует нумерации «V класс», то в специальной общеобразовательной школе с пятилетним сроком обучения будет соответствовать нумерации «VI класс». В том и другом случае учащиеся обучаются по учебной программе V класса общеобразовательного учреждения.

Организация учебного процесса в интегрированных классах имеет свои особенности и зависит от наполняемости, количества и состава учащихся с ОПФР.

В интегрированном классе полной наполняемостивводится должность учителя-дефектолога. Таким образом, в названном классе работают учитель начальных классов и учитель-дефектолог на I ступени общего среднего образования или учителя-предметники и учитель-дефектолог на IIи IIIступенях общего среднего образования.

Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия, определённые учебным планом соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, а также уроки с учащимися с ОПФР по отдельным учебным предметам.

На I ступени общего среднего образования учитель, как правило, проводит со всем со­ставом класса уроки по следующим учебным предметам: «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» и т.д.

Обращаем внимание на то, что учебные часы, отведённые на изучение учебных предметов «Русский язык», «Русская литература» или «Литературное чтение», могут реализовываться как на отдельно проводимых учителем-дефектологом уроках, так и в процессе оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР при организации совместной со здоровыми сверстниками учебной деятельности на уроке.

На первом — втором годах обучения учитель-дефектолог, как правило, проводит уроки с детьми с ОПФР по всем учебным предметам за исключением уроков по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».

Постепенно количество уроков, которые учитель-дефектолог проводит отдельно от основного класса, уменьшается. Учащиеся с ОПФР включаются в совместную со здоровыми сверстниками учебную деятельность на уроке, а учитель-дефектолог оказывает им коррекционно-педагогическую помощь. Такая организация учебного процесса подготовит учащихся с ОПФРк совместной учебной деятельности на уроках на IIи IIIступенях общего среднего образования.

При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью учитель-дефектолог, как правило, проводит уроки по всем учебным предметам, за исключением уроков по следующим учебным предметам: «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» на протяжении всех лет обучения.

В интегрированном классе неполной наполняемостис детьми с ОПФРорганизуются коррекционно-педагогические занятия (коррекционные занятия и уроки по отдельным учебным предметам учебного плана соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы), которые проводит учитель-дефектолог. Коррекционно-педагогические занятия могут проводиться в форме индивидуальных и (или) групповых занятий.

В этом случае с детьми с ОПФР,как правило, организуется совместная со здоровыми сверстниками учебная деятельность, которую осуществляет учитель на I ступени общего среднего образования или учителя-предметники на II и IIIступенях общего среднего образования. Содержание и характер работы отражается при написании рабочих планов. В рабочих планах рекомендуется выделять дополнительную графу, в которой отмечается работа с учеником с ОПФРна каждом этапе урока.

Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и, как правило, уроки по учеб­ным предметам специального учебного плана, которые отсутствуют в типовом учебном пла­не общеобразовательных учреждений. Например, в учебных планах 1-го отделения вспо­могательной школы есть учебные предметы «Социально-бытовая ориентировка», «Основы компьютерной грамоты», которые отсутствуют в учебном плане общеобразовательных учреждений. Значит, названные учебные предметы включаются в перечень учебных предметов, по которым учитель-дефектолог может проводить уроки в интегрированном классе на всех ступенях общего средне­го образования. Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений на то, что при распределении учебных часов коррекционно-педагогических занятий на проведение коррекционной работы (коррекционных занятий) должно выделяться не менее 1 учебного часа в неделю.

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью VI—X классов для проведения уроков по учебному предмету «Трудовое обучение» из учебных часов коррекционно-педагогических занятий выделяются учебные часы, которые проводит учитель трудового обучения. Количество учебных часов на проведение уроков по трудовому обучению определяется общеобразовательным учреждением по согласованию с ЦКРОиР.

На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребёнка в зависимости от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю. Количество учебных часов, отводимых на проведение коррекционно-педагогических занятий, определяется ЦКРОиР в зависимости от количества обучающихся с ОПФР,структуры и степени тяжести нарушений их развития. Например, в классе обучается один ребёнок с интеллектуальной недостаточностью и один ребёнок с трудностями в обучении. На проведение коррекционно-педагогических занятий в таком классе рекомендуется выделять 12 учебных часов (8 учебных часов на проведение коррекционно-педагогических занятий с учащимся с интеллектуальной недостаточностью и 4 учебных часа на работу с ребёнком с трудностями в обучении), так как указанные нарушения различны, как различны учебные планы, программы, методы работы с учащимися с указанными нарушениями.

Если, к примеру, в интегрированном классе обучаются один ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи и один ребёнок с трудностями в обучении, то на проведение коррекционно-педагогических занятий в этом классе может быть выделено от 5 до 8 учебных часов. Количество учебных часов (5, 6, 7 или 8) определяется общеобразовательным учреждением совместно с ЦКРОиР с учётом структуры и степени тяжести нарушений их развития, возможности проведения групповых коррекционных занятий и (или) уроков по отдельным учебным предметам учебного плана соответствующего вида специальной общеобразовательной школы.

Занятия и уроки учителем-дефектологом проводятся в отдельном специально оборудованном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оснащённом коррекционно-развивающим оборудованием, необходимыми средствами обучения и учебной литературой.

10. Учебные планы интегрированных классов

Учебный план интегрированного класса полной наполняемостисоставляется на основе типового учебного плана общеобразовательного учреждения и учебных планов специального образования.

Например, в интегрированном классе полной наполняемости обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи и ребёнок с интеллектуальной недостаточностью. В этом случае учебный план класса составляется на основе следующих учебных планов;

типового учебного плана общеобразовательного учреждения;

учебного плана специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи;

учебного плана вспомогательной школы (1-е отделение).

Примерный вариант составления учебного плана для интегрированного класса с таким комплектованием может быть следующим.

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

(руководитель общеобразовательного (директор ЦКРОиР)

учреждения)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

II класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания

с русским языком обучения на 2009/10 учебный год

  Количество учебных часов в неделю для учащихся, обучающихся по программе:
Учебные предметы II класса общеобразовательного учреждения III класса специальной общеобразовательной школы для детей с тяжё­лыми нарушениями речи III класса вспомогательной школы
1. Белорусский язык
2. Белорусская литература/ Литературное чтение
3. Русский язык
4. Русская литература/ Литературное чтение
5. Математика
б. Человек и мир
7. Изобразительное искусство
8. Музыка
9. Трудовое обучение
10. Физическая культура и здоровье
11. Социально-бытовая ориентировка
Всего:
Факультативные занятия
Коррекционные занятия
Общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета

Примечание:

В классе обучаются по программе:

общеобразовательного учреждения 17 учащихся;

специальной общеобразовательной школы

для детей с тяжёлыми нарушениями речи 2 учащихся;

вспомогательной школы 1 учащийся.
Учителем-дефектологом реализуются учебные часы по следующим учебным предметам:

Русский язык 6 часов;

Русская литература/Литературное чтение 4 часа;

Математика 4 часа;

Человек и мир 2 часа;

Трудовое обучение 1 час;

Социально-бытовая ориентировка 2 часа;

Коррекционные занятия 3 часа.

Учебный план интегрированного класса неполной наполняемостисоставляется на основе типового учебного плана общеобразовательного учреждения и учебного плана специальной общеобразовательной или вспомогательной школы. Например, в интегрированном классе неполной наполняемости обучается 19 учащихся по типовому учебному плану общеобразовательного учреждения и 1 учащийся по учебному плану 1-го отделения вспомогательной школы.

В этом случае учебный план класса составляется на основании типового учебного плана общеобразовательного учреждения и учебного плана 1-го отделения вспомогательной школы. В соответствии с пунктом 26 Инструкции на проведение коррекционно-педагогических занятий с учащимся с интеллектуальной недостаточностью выделяется 8 учебных часов.

Примерный вариант составления учебного плана для интегрированного класса с таким комплектованием может быть следующим.

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

(руководитель общеобразовательного

учреждения) (директор ЦКРОиР)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

VII класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания

с русским языком обучения

на 2009/10учебный год

Учебные предметы Количество учебных часов в неделю для учащихся, обучающихся по программе:
VII класса общеобразовательного учреждения VIII класса вспомогательной школы
1. Белорусский язык
2. Белорусская литература/ Литературное чтение ½
3. Русский язык
4. Русская литература/ Литературное чтение 2/1
5. Иностранный язык
6. Математика
7. Информатика/ Элементы компьютерной грамоты
8. Всемирная история. История Беларуси
9. География
10. Биология
11. Физика
12. Химия
13. Трудовое обучение
14. Физическая культура и здоровье
15. Социально-бытовая ориентировка
Всего:
Факультативные занятия
Коррекционные занятия
Общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета

Примечание:

В классе обучаются по программе:

общеобразовательного учреждения 19 учащихся;

вспомогательной школы 1 учащийся.

Учителем-дефектологом из 8 учебных часов на проведение коррекционно-педагогических занятий реализуются следующие учебные часы:

Социально-бытовая ориентировка 2 часа;

Русский язык 1 час;

География 1 час;

Коррекционные занятия 1 час.

Учителем трудового обучения на проведение уроков по учебному предмету «Трудовое обучение» реализуются 3 учебных часа.

Остальные учебные часы на проведение уроков по учебному предмету «Трудовое обучение» могут реализовываться на уроках трудового обучения как в коллективе данного интегрированного класса, так и в коллективе других классов.

Например, в интегрированном классе неполной наполняемости обучается 19 учащихсяпо типовому учебному плану общеобразовательного учреждения и 1 учащийся по учебному плану специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В этом случае на проведение коррекционно-педагогических занятий с учащимся с тяжёлыми нарушениями речи выделяется 4 учебных часа.

Примерный вариант составления учебного плана для интегрированного класса с таким комплектованием может быть следующим.

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО (руководитель общеобразовательного (директор ЦКРОиР)

учреждения)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

VII класса интегрированного (совместного) обучения и воспитания

с русским языком обучения

на 2009/10учебный год

  Количество учебных часов в неделю для учащихся, обучающихся по программе:
Учебные предметы VII класса общеобразовательного учреждения VIII класса специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи
1. Белорусский язык
2. Белорусская литература 1/2
3. Русский язык
4. Русская литература 2/1
5. Иностранный язык
6. Математика
7. Информатика
8. Всемирная история. История Беларуси
9. География
10. Биология
11. Физика
12. Химия
13. Трудовое обучение
14. Физическая культура и здоровье
15. Белорусский язык и ли­тература
Всего:
Факультативные занятия
Коррекционные занятия
Общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета

Примечание:

В классе обучаются по программе:

общеобразовательного учреждения 19 учащихся;

специальной общеобразовательной школы

для детей с тяжёлыми нарушениями речи 1 учащийся.

Учителем-дефектологом реализуются 4 часа коррекционно-педагогических занятий по следую­щим учебным предметам:

Русский язык 2 часа;

Русская литература 1 час;

Коррекционные занятия 1 час.

С целью обеспечения учащемуся с тяжёлыми нарушениями речи обязательного об­разовательного минимума, установленного учебным планом, учителю-дефектологу реко­мендуется выделять 2 учебных часа факультативных занятий на изучение учебного предмета «Белорусский язык и литература».

Ведение документации

Ведение документации осуществляется в соответствии с главой 6 Инструкции. Изучение

организации образовательного процесса в интегрированных классах неполной наполняемости показало, что учителя испытывают трудности при оформлении записей тем уроков в классном журнале. В связи с этим Министерство образования рекомендует в случае несовпадения в интегрированном классе сроков изучения учебного материала фиксировать темы изучаемого материала по учебным предметам учебного плана специального образования в тетради учёта уроков, проведённых с детьми с ОПФР.

Методические рекомендации подготовили: А. М. Змушко, Е. А. Мулица, Л. А. Новикова, В. И. Олешкевич

Наши рекомендации