Комплектование специальных классов

И классов интегрированного (совместного)

Обучения и воспитания

Комплектование специальных и интегрированных классов осуществляется органами управления образованием на основании решений местных исполнительных и распоряди­тельных органов, заключений ЦКРОиР и согласия законных представителей ребенка с за­ключением ЦКРОиР.

Зачисление ребёнка в специальный или интегрированный класс осуществляется на основании следующих документов:

приказа руководителя общеобразовательного учреждения;

заявления законных представителей;

свидетельства о рождении ребёнка (предъявляется при зачислении);

заключения ЦКРОиР с рекомендациями об организации образовательного процесса;

согласия законных представителей ребёнка с заключением ЦКРОиР;

медицинской справки установленной формы о состоянии здоровья ребёнка.

Обращаем внимание руководителей общеобразовательных учреждений, что заявление о приёме в интегрированный класс пишут как родители детей с ОПФР, так и родители детей, не имеющих ОПФР.

Наполняемость специальных классов определяется Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) или Положением о вспомогательной школе (школе-интернате) и составляет:

для слабослышащих детей с относительно развитой речью — 10 учащихся;

для неслышащих детей, слабослышащих детей с грубым недоразвитием речи — 8 учащихся;

для незрячих детей — 8 учащихся;

для слабовидящих детей — 12 учащихся;

для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) — 12 учащихся;

для детей с тяжёлыми нарушениями речи — 12 учащихся;

для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата — 10 учащихся, если в названном классе есть один учащийся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием, то 6учащихся;

для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкой степенью умственной отсталости) — 12 учащихся.

В соответствии с пунктом 20 Положения о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития и пунктом 17 Положения о вспомогательной школе (школе-интернате) учредитель, исходя из региональ­ных условий, может открывать специальные классы меньшей наполняемости.

Наполняемость интегрированных классов определяется пунктами 23 и 25 Инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания (далее — Инструкция).

Интегрированный класс полной наполняемости открывается при наличии:

трёх учащихся с интеллектуальной недо­статочностью;

или трёх неслышащих (глухих) учащихся;

или трёх незрячих (слепых) учащихся;

или трёх учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

или пяти-шести слабослышащих учащихся;

или пяти-шести слабовидящих учащихся;

или пяти-шести учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;

или пяти-шести учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью и двух учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью и двух учащихся с тяжёлыми нарушениями речи;

или одного учащегося с тяжёлыми нарушениями речи и трёх учащихся с трудностями в обучении;

или одного учащегося с трудностями в обучении и трёх учащихся с тяжёлыми наруше­ниями речи;

или двух учащихся с трудностями в обучении и двух учащихся с тяжёлыми нарушени­ями речи (или другие сочетания).

Интегрированный класс неполной наполняемости открывается при наличии меньшего количества детей с ОПФР, чем определено для интегрированного класса полной наполняемости. Интегрированный класс неполной наполняемости может открываться даже при наличии одного ребёнка с ОПФР.

При комплектовании интегрированных классов неполной наполняемости необходимо учитывать тот факт, что учебные занятия в таком классе проводит в основном учитель начальных классов или учителя-предметники. Поэтому в интегрированном классе неполной наполняемости образовательный процесс рекомендуется организовывать не более чем по двум учебным планам разных типов учреждений образования. Например, в таком классе могут реализовываться:

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нару­шениями речи и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план вспомогательной школы и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (2-го отделения) и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха (1-го отделения) и типовой учебный план общеобразовательного учреждения;

или другие сочетания учебных планов.

В исключительных случаях может быть открыт интегрированный класс неполной наполняемости, в котором образовательный процесс организуется по типовому учебному плану общеобразовательного учреждения и учебным планам специальных общеобразовательных школ в следующих сочетаниях:

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении;

учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи и учебный план 1-го отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха и др.

Изучение практики организации интегрированного обучения в республике показало, что в одном из интегрированных классов неполной наполняемости учащиеся обучались:

по типовому учебному плану I класса общеобразовательного учреждения;

по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (1 ребёнок);

по учебному плану II класса специальной общеобразовательной школы для детей с трудностями в обучении (1 ребёнок);

по учебному плану I класса вспомогательной школы (1 ребёнок).

В данном случае нарушен порядок комплектования интегрированного класса, так как при наличии одного ребёнка с интеллектуальной недостаточностью и двух детей с трудностями в обучении открывается интегрированный класс полной наполняемости. Обу­чение в данном классе учителем осуществлялось по четырём учебным планам, что суще­ственно снижает качество образовательного процесса как в отношении детей с ОПФР, так и в отношении детей, обучающихся по типовому учебному плану общеобразовательного учреждения, что недопустимо.

В целях создания условий для развития творческих способностей детей, в том числе и детей с ОПФР, их участия во внеклассной и внешкольной деятельности в общеобразова­тельных учреждениях, за исключением школ-интернатов, санаторных школ-интернатов, специальных школ закрытого типа, могут открываться группы продлённого дня. Группы открываются для учащихся, получающих образование на I и II ступенях общего среднего образования. В соответствии с пунктом 12 Положения о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения, утверждённого постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 115, наполняемость групп для детей с ОПФР, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, должна соответствовать наполняемости классов, определённой законодательством для лиц с ОПФР. Следовательно, наполняемость групп при организации образовательного процесса в интегрированных классах не должна превышать 20 учащихся, из них от 1 до 6 учащихся с ОПФР.

При осуществлении кадрового обеспечения специальных и интегрированных классов педагогическими работниками администрация общеобразовательного учреждения, учитывая контингент учащихся с ОПФР, может отдавать предпочтение учителю-дефектологу с соответствующей специализацией (сурдопедагог, учитель-логопед, тифлопедагог и др.). Например, в классе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, должен работать учитель-дефектолог со специализацией «учитель-логопед».

6. Сроки получения образования для учащихся с ОПФР

Сроки обучения на I ступени общего среднего образования определяются соответствующими учебными планами и составляют:

для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), с нарушением слуха (2-е отделение) 5 лет;

для детей с нарушением слуха (1-е отделение) 4 года;

для детей с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного ап­парата 4—5 лет.

Срок обучения (четырёхлетний или пятилетний) для детей с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата определяется ЦКРОиР.

Сроки обучения на II и III ступенях общего среднего образования для названных групп учащихся соответствуют срокам обучения учащихся общеобразовательных учреждений и составляют 5 лет и 2 года соответственно.

Срок получения образования на уровне общего базового образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью составляет на первом отделении вспомогательной школы 10 лет.

Наши рекомендации