Педагогическая экспресс-диагностика готовности к школе
детей с отклонениями в развитии (скрининг-диагностика)
При оценке готовности детей к школьному обучению учитывается уровень развития изобразительной деятельности, который может рассматриваться как интегративный (но не абсолютный) показатель соответствия психического развития ребенка возрастной норме или отклонения от нее.
Использование графических заданий предоставляет возможность оценить такие важные общие интеллектуальные умения ребенка как принятие и понимание условий заданий, мера самостоятельности выбора способов выполнения задания, способность работать по образцу и по речевой инструкции, целенаправленность усилий, способность к оценке результатов своей работы.
Применение набора рисуночных методик позволяет получать более объективную и достоверную информацию о психическом развитии ребенка, нежели применение одиночных заданий. Отдельные методики (хоть и условно) чаще направлены на исследование какого-то одного психического процесса, а более полную картину психического развития ребенка можно получить, опираясь на результаты применения нескольких методик. В качестве результата рассматривается не только сам рисунок, но, как показано во многих исследованиях, и сам процесса изображения, значительно расширяющий диапазон диагностических возможностей за счет важного дополнительного материала для анализа.
Предлагаемый диагностический набор применим для экспресс-диагностики психического развития (на основе анализа рисуночной деятельности) детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), воспитывающихся в дошкольных общеобразовательных учреждениях комбинированного и компенсирующего вида. Возможность использования качественной и количественной оценки результатов выполнения рисуночной деятельности позволяют экспериментатору сделать вывод об общем соответствии либо несоответствии психического развития ребенка возрастной норме.
Диагностический комплекс состоит из трех модифицированных рисуночных методик: "Нарисуй целое" (А.А. Катаева), "Дом - дерево - человек" (J.N. Buck), «Геометрические фигуры» (D. Wechsler).
1. Задание - "Нарисуй целое" (А.А. Катаева)
Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения. В этом задании ребенку необходимо провести зарисовку целого предмета, опираясь на изображение его частей, основываясь на предваряющем образе. Ребенок в этом задании должен воспроизвести в рисунке предмет, изображенный на разрезной картинке из 3-х частей, разложенных в определенном порядке (Приложение 1). Такое задание ставит ребенка перед необходимостью воссоздать образ предмета в представлении, произвести мысленное перемещение в пространстве разрозненных частей, объединить их в целое и сопоставить это целое с образом представления. Это задание не может быть выполнено путем проб. Оно может быть выполнено лишь на основе предваряющего образа, с которым мысленно соотносятся части картинки.
2. Задание - «Геометрические фигуры» (D. Wechsler) (адаптированный вариант)
В этом задании требуется скопировать 10 несложных геометрических форм (Приложение 2).
Предъявление задачи ребенку в форме наглядного образца дает возможность выявить умение самостоятельно проанализировать образец и действовать по образцу. В задании фигуры подобраны таким образом, что позволяют охарактеризовать не только особенности зрительно-двигательной координации и состояние ручной моторики, но и возможности детей в осуществлении планирования и самоконтроля.
3. Задание "Дом-дерево-человек" (J.N. Buck) (адаптированный вариант).
Эта проективная методика, исходно предназначенная для исследования личности и интеллекта взрослых и детей, может применяться и вне рамок проективной интерпретации, в частности, для оценки особенностей интеллектуального развития ребенка. В этом контексте она позволяет оценить особенности наглядно-образного мышления и представлений об окружающей действительности (разнообразие представлений о конкретных предметах быта, явлениях общественной жизни и окружающей природы, взаимоотношениях людей, людей и животных и др.). Кроме того, качество выполнения линий позволяет судить о развитии у ребенка мелкой моторики. Расположение и размеры изображений и их частей выявляет особенности ориентировки ребенка в пространстве, частные психофизиологические параметры психики ребенка.
Предъявление задачи в устной форме позволяет выявить способность ребенка уяснить суть задания со слов взрослого, запомнить в полном объеме и сохранить его до конца выполнения, продумать общий ход и последовательность своих действий.
В процессе выполнения задания у педагогов появляется возможность выявить и проанализировать речевое сопровождение и определить его характер.
Информацией для суждения об уровне развития изобразительной деятельности ребенка служат результаты качественно-количественного анализа не только рисунка, но и процесса изображения. Для оценки качества сформированности общих интеллектуальных умений используется разнообразная дополнительная информация, получаемая в результате наблюдения за действиями, реакциями и высказываниями ребенка в процессе выполнения заданий.
Анализ совокупности всех получаемых данных, внимательная и последовательная их интерпретация позволяют диагносту сориентироваться в общих – актуальных и потенциальных - интеллектуальных возможностях ребенка. В свою очередь, эта информация служит для ориентировочного определения индивидуального образовательного маршрута, предполагающего разные организационные условия коррекционной поддержки: специальная (коррекционная) школа, центры коррекции и сопровождения, общеобразовательная школа (интегрированные классы) и др. Однако, как уже было сказано выше, окончательное заключение о выборе этого маршрута для детей, плохо справившихся с диагностическими заданиями, может быть вынесено только на основе диагностических заключений специалистов (детского психоневролога, психолога и др.). Поэтому в подобных случаях педагог, проводивший обследование ребенка, должен, прежде всего, уведомить об этом его родителей и рекомендовать им обращение за профессиональной консультацией.
Для оценки процесса изображения качественные параметры одинаковы для 3 заданий и включают следующие критерии:
- общие интеллектуальные умения;
- особенности рисунка.
Качественные критерии процесса изображения
1. Общие интеллектуальные умения ребенка:
- принятие задания - согласие и желание ребенка выполнять предложенное задание, интерес к предлагаемой работе, независимо от качества самого ее выполнения, является первым, абсолютно необходимым условием включения ребенка в деятельность;
- понимание задания - способность ребенка ориентироваться в условиях задания и понимать его смысл при различной форме предъявления материала (словесной, в виде наглядного образца или наглядного образца в сочетании с объяснением);
- отношение к результату своей деятельности: подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляет интерес к предлагаемым заданиям и к конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта и нарушениями эмоционально-волевой сферы, как правило, характерны снижение интереса к результату своей деятельности, вплоть до безразличного отношения.
2. Виды и принятие помощи ребенком от взрослого. Обучаемость ребенка в процессе обследования, т.е. переход от низкого способа ориентировки к более высокому, свидетельствует о наличии достаточных потенциальных возможностей, а неспособность принять и использовать помощь является достаточно типичным признаком интеллектуального неблагополучия или нарушений эмоционально-волевой сферы.
Для количественной оценки предлагается трехпозиционная градация достижений: 2-1-0. Каждая балльная оценка отражает определенную качественную степень того или иного признака (параметра), в своих высших проявлениях (2) в большей мере присущая нормальному развитию, в низших (1, 0) - различным отклонениям от него. Содержательная сторона каждой оценки основывается на наиболее типичных вариантах проявления оцениваемых качеств, выявленных при анализе продуктов рисуночной деятельности детей (процесса изображения и рисунков).
Применение набора графических методик позволяет выявить различный уровень развития рисуночной деятельности детей предшкольного возраста, в значительной мере отражающий степень их готовности к обучению в школе.
Первая группа – диапазон нормального развития рисуночной деятельности (возрастная норма). Это дети, у которых сформированы общие интеллектуальные умения: принятие задания, умение самостоятельно ориентироваться в условиях задания, самостоятельно применять способы реализации задач, умения работать по образцу и по речевой инструкции. Они охотно и с выраженным интересом включаются в работу. Работают сосредоточенно, не отвлекаясь, если допускают ошибки, то замечают их в процессе рисования, стремятся их исправить. Интерес к деятельности сохраняется на протяжении всего периода проведения скрининг-диагностики. Вне зависимости от формы предъявления материала (вербальный, наглядного образца) внимательно выслушивают инструкцию, самостоятельно выполняют все задания. Рисунки детей соответствуют содержанию и условиям заданиям.
Вторая группа – диапазон недостаточной сформированности рисуночной деятельности, «дети группы риска». Это дети, у которых отмечаются затруднения в общих интеллектуальных умениях: требуется дополнительная стимуляция к принятию и пониманию условий задания; помощь в выборе способов выполнения задания, педагогическая помощь в работе по речевой инструкции. Они не всегда учитывают требования и условия заданий, затрудняются в работе по образцу и речевой инструкции, импульсивны, неорганизованны. Дети быстро теряют сосредоточенность, после чего продуктивность выполнения заданий снижается, однако помощь взрослого способствует организации их деятельности. У них отмечается незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне нарушения работоспособности, быстрой утомляемости. В рисунках детей отмечаются ошибки, несоответствие образцу, ограниченное количество выделяемых деталей.
Третья группа – отчетливое качественное своеобразие рисуночной деятельности, типичное для «отставания в умственном развитии». Это дети, у которых почти не сформированы общие интеллектуальные умения. Вне зависимости от формы предъявления материала (наглядный, вербальный), дети не слушают речевую инструкцию, стремятся сразу выполнить задания, демонстрируют неупорядоченный стиль поведения. Они принимают лишь часть инструкции, которую быстро теряют, как правило, не замечают и не исправляют ошибки в своих рисунках. В процессе выполнения заданий, дети не обращаются с вопросами к взрослому, нуждаются в помощи, но ее оказание не приводит к желаемому результату: рисунки не соответствуют образцам.
Рисунки детей искажены, фрагментарны, примитивны, форма предметов грубо нарушена, качество техники исполнения – крайне низкое. Размеры изображений или очень мелкие или, наоборот, чрезмерно крупные и их пространственное расположение имеет грубые ошибки. У них же отмечается слабая зрительно-двигательная координация, недостаточно развитая ручная моторика.
Программа дифференцированной диагностики готовности детей к обучению в школе
Основные критерии выбора отдельных методик для комплексной диагностической программы психологического обследования и их совокупности в целом заключаются в следующем:
1) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о психологической готовности ребенка к школе;
2) применяемые методики должны предусматривать определенные меры помощи, необходимые для выполнения заданий детьми 5 – 7 лет;
3) обследование не должно быть слишком длительным в силу особенностей работоспособности детей старшего дошкольного возраста.
С учетом указанных критериев программа диагностики психологической готовности к школе включает 5 блоков.