Маршрут «дом – школа» требует запоминания
Найдите возможность несколько раз пройти с ребенком маршрут от дома до школы и обратно.
Двигаясь до школы, обращайте внимания на те здания и постройки, которые вам встречаются. А на обратном пути – пусть ребенок сам рассказывает о маршруте. Неважно, что первые месяцы, а то и годы вы твердо намерены сами провожать и встречать его. Ведь бывают и экстренные обстоятельства, когда детей отпускают не в заранее установленное время. Самостоятельный путь вашего ребенка до дома не должен явиться экстремальным испытанием, сопровождаемым психологической неуверенностью.
Кроме того, собирая своего первоклашку в школу, не забудьте еще об одном важном обстоятельстве: каждому новоиспеченному школьнику необходимо назубок знать свой собственный адрес, а если возможно – то и телефон.
Еще одна деталь. С тех пор, как ребенок начал ходить в школу, в его сумке или кармане костюма должно найтись место для ключей от квартиры. Кроме того, ребенка следует обучить умению самостоятельно открывать замок квартиры. Чтобы облегчить этот нелегкий процесс – смажьте замок машинным маслом.
Люди могут и обидеть
Поступив в школу, ваш ребенок поневоле начнет сталкиваться с рядом ситуаций, выход из которых будет вынужден находить самостоятельно.
В связи с усилением криминогенной ситуации в стране резко возросло и число преступлений, направленных против личности ребенка. Данный факт не надо трагедизировать, но его не стоит и замалчивать.
У ребенка следует воспитать твердую установку – не вступать в контакты с незнакомыми ему людьми, будь то взрослые или старшеклассники.
Каждый раз, прощаясь с дочкой или сыном в школьной раздевалке, напоминайте им об этом, что по дороге домой им не надо обращать внимание на взрослых дядей и теть, которые вдруг попытаются позвать их подойти поближе.
«Приманки» преступников могут быть самыми разнообразными – от приглашения угоститься вкусной шоколадкой до предложения поиграть в красавицу Барби. Ребенок должен усвоить, что ни в коем случае нельзя также садиться в машину к незнакомым людям. Причем внушения ребенку надо делать, перечисляя варианты, какими могут оперировать преступники.
Запомните и вы. Надо внушить ребенку:
а) что нельзя уходить или уезжать а незнакомыми людьми, даже если они пообещали купить что-то вкусное или интересное;
б) не надо верить незнакомым людям, если они называют себя друзьями твоих мамы и папы, бабушки и т.д., и поэтому предлагают проводить тебя домой;
г) ни в коем случае не обращай внимания, что незнакомые дядя или тетя начнут тебя уговаривать сесть к ним в машину или воскликнут: «Да ты меня знаешь – ведь мы уже виделись вчера!»;
д) не входи в лифт вместе с незнакомым тебе взрослым человеком, лучше пропусти его – пусть сначала он уедет, куда ему нужно, а потом уж садись и поезжай сам, а перед этим не называй ему номер этажа, на котором живешь.
Разные на свете люди бывают, дорогие родители, и в замкнутой среде, оторванной от общества, ребенка не воспитаешь, но посильные меры предосторожности принять можно и нужно.
Варианты последствий от разговоров с незнакомыми можно обсудить, напомнив ребенку ряд сказочных сюжетов. Например, девочка по имени Красная Шапочка и мальчик по имени Буратино попали в злоключения оттого, что останавливались разговаривать с незнакомцами. Добрые и наивные дети доверчиво рассказывали им о том, куда они идут, что они несут, где проживают их родственники и т.д. Хорошо, что по законам сказок все сюжеты должны заканчиваться хорошо: справедливость торжествует, а зло наказано. К сожалению, в настоящей жизни такое бывает редко. Кроме того, дети 6-7 лет еще имеют слабую память, и однократно сделанное внушение могут просто не запомнить. Вот почему к вопросу о том, как следует себя вести при встрече с неизвестными, следует возвращаться неоднократно.
Тест «Готов ли ваш ребенок к неожиданностям?»
Неожиданности, особенно неприятные, к сожалению, стали нормой нашей жизни. Вряд ли нам удастся уберечь малыша от всех жизненных сюрпризов. Ведь вырастить ребенка в «стерильной атмосфере» невозможно. Но можно оценить его степень готовности ко всякого рода неожиданностям и сделать из этого определенные выводы.
Прочтите вопросы и постарайтесь максимально искренне ответить на них. Возможно, итоговые результаты теста окажутся для вас своеобразным открытием. Но если они обеспокоили вас, то есть время многое исправить в характере в поведении вашего ребенка.
1. Есть ли у вашего ребенка «друг меньший» - домашнее животное, собака, кошка и т.д.?
а) да – 1; б) нет – 2; в) собираетесь завести – 0.
2. Если малыш ушиб руку, то он:
а) немедленно жалуется взрослым, просит помощи – 1; б) плачет, пока вы сами не заметите травму – 0; в) сам попытается справиться с болью, трет ушибленное место – 2.
3. Если вы оставляете ребенка дома одного, то он:
а) не подходит к двери вообще, возвращаясь, вы сами своим ключом отпираете дверь – 1; б) реагирует на звонок, спрашивает «кто пришел», но чужим не открывает; в) может впустить кого угодно, в том числе и жуликов – 0.
4. Если вы заболели, то ваш малыш:
а) старается заботиться о вас – 2; б) злится – что с ним никто не играет – 0; в) умеет сам себя занять и не доставляет хлопот – 1.
5. Часто ли ребенок забывает на улице, в общественном транспорте игрушки?
а) всегда – 0; б) никогда – 2; в) иногда – 1.
6. Если у малыша оторвалась пуговица, то он:
а) скажет вам – 2; б) не заметит – 0; в) спрячет в карман, чтобы не потерять, и позабудет, пока вы сами ее не обнаружите – 1.
7. На улице дождливая погода:
а) ребенок напомнит взять с собой зонтик – 1; б) откажется вообще гулять в этот день – 2; в) захочет гулять, но без резиновых сапог и зонта – 0.
8. Ребенок встал рано утром и захотел есть. Но у вас еще не готов завтрак:
а) терпеливо подождет десять минут до окончательного приготовления завтрака - 1; б) заплачет, перебудив весь дом и соседей – 0; в) попросит яблоко или бутерброд, чтобы до завтрака «заморить червячка» - 2.
9. Если поздно вечером в квартире отключают свет, то:
А) малыш плачет, боясь темноты – 0; б) тихонько и спокойно сидит, прижавшись в вам – 2; в) радостно носится в темноте, все роняя, и думает, что это новая игра – 1.
10. Часто ли ребенок обманывает вас:
а) никогда – 1; б) иногда – 2; в) постоянно – 0.
п о д с ч и т а й т е о ч к и
Если у вас менее 3 баллов
Ваш ребенок абсолютно не готов к неожиданностям. Он не умеет предугадывать последствия самых простых событий. В наше неспокойное время это крайне опасно. Научите ребенка не открывать дверь незнакомым людям, и заведите ему кошку, чтобы он перестал бояться темноты.
От 4 до 11 баллов
Ваш ребенок предусмотрителен для своего возраста. Это не так уж плохо. Со временем он, безусловно, научится вести себя более осмотрительно. И то, что он уже сейчас знает и умеет, без сомнения пойдет ему на пользу и очень пригодится в школе.
От 12 до 18 баллов
Ваш ребенок готов ко многим неожиданностям, порой случающимся в жизни. Это, без сомнения, ваша заслуга! Дайте малышу больше самостоятельности – вы увидите, узнав какие оригинальные выходы он находит сам из сложившихся ситуаций. Возможно, вам есть чему у него поучиться. Словом, с вашим ребенком «можно идти в разведку».
Более 18 баллов
Вы явно перестраховались, запугав так своего малыша! Он никогда ни одного шага не сделает без вашего одобрения и подсказки. Он постоянно думает о последствиях: «А что было бы, если бы…» В этом возрасте естественно было бы более свободное поведение малыша. Не держите его все время при себе. И если ваш ребенок чихнул, то, возможно, ему просто попала в нос пыль. Так что лучше лишний раз протереть телевизор. Не надо сразу же внушать малышу, что у него страшная ангина, и ставить ему горчичники.