Объект,предмет,задачи акмеологии. Классификация основных направлений акмеологии.

Акмеология - наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично. что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П. Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социо-культурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века. как акмеизм (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда [2] о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна [3. 4], изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.

С середины двадцатого века в мировой практике усилились тенденции к интеграции научного знания. Это привело к появлению таких наук, как кибернетика, эргономика, системотехника, информатика. Их становление позволило человечеству сделать существенный рывок в решении огромного количества проблем. Но в области исследования системных качеств человека не существовало специального понятийного аппарата достаточно высокого уровня, который позволил бы объединить достижения наук и создать базис для разработки теории достижения человеком наивысших результатов в своем развитии, в достижении вершин профессионального мастерства, социальных вершин и экономического благосостояния. Системный онтологический кризис психологической науки, о котором сегодня так много говорят ученые, поставил вопрос о создании новой методологической парадигмы. Эту парадигму и призвана создать акмеология. Еще академик Б.Г. Ананьев предвидел, что акмеологии суждено создать научный аппарат, который позволит адекватно отражать проблему эффективного развития и становления человека во всей совокупности его качеств.

Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.

2. Проблемы и задачи акмеологии.

Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики "акме". Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

Цель акмеологии - разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала,

формирования психологической готовности решения сложных и многообразных задач в условиях реформирования общества в целом и отдельных его сфер.

Задачи акмеологии :

1. Актуализация личностно-профессионального роста человека.

2. Теоретическое и практическое обоснование комплекса средств, позволяющих обеспечить эффективную реализацию профессионального роста личности

3. Разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма.

В учебнике Г.И. Хозяинова, Н.в. Кузьминой и Л.Е. Варфоломеевой к основным относятся 7 задач:

1. Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека на определенном этапе взросления и жизни.

2. Научное изучение феномена "Акме", когда происходит выявление сходства и различий у разных людей.

3. Научный анализ той совокупности характеристик, которые связаны с овладением профессией, достижениема уровня профессионального мастерства.

4. Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями.

5. Прведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма, вплоть до "акме".

6. Исследование эффективности деятельности в определенных коллективах.

7. Создание методологии, разработка общих и частных теорий, без которых не может быть осуществлена интеграция результатов различных исследований зрелого человека, достигшего вершин в созидательной деятельности.

Объект и предмет изучения акмеологии.

Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии. - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет акмеологии- объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

Классификация основных направлений акмеологии.

Акмеология

Акмеология (от греческого akmē — вершина) — наука, изучающая закономерности достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности, исследующая творческие потенциалы и жизненную самореализацию человека, факторы, пути и способы достижения человеком социального успеха и профессионального мастерства.

Акмеология, несмотря на научные предпосылки, уходящие своими корнями в Древнюю Грецию второго столетия нашей эры, наука достаточно новая, находящаяся в стадии активного становления. Особую актуальность она приобретает в последние десятилетия, когда все более важным становится поиск новых возможностей и ресурсов для успешной личностной и производственной реализации. Ибо именно акмеология изучает закономерности и технологии развития профессионализма и творчества – важнейшие ресурсы совершенствования человека.

Понятие «акме»

Представления о развитии человека начали складываться еще в начале культурного развития человечества. Тогда предполагалось, что в развитии индивида есть некая высшая ступень его совершенствования. В 144 г. н.э. именно эту вершину развития как кульминацию деятельности представитель Александрийской школы Апполодор назвал «акме». При этом стоит отметить, что под «акме» подразумевалось именно само состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности, так называемый «звездный час», а не процесс движения к этому состоянию.

Акмеология – наука о совершенствовании

«наука о закономерностях, условиях, факторах и стимулах, содействующих или препятствующих самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности, воплощаемой в социально-значимых продуктах культуры, искусства, литературы, науки, техники, образования, а также в самом человеке». (Кузьмина Н. В.)

«наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии». (А. А. Деркач, А. А. Бодалев)

«новая область научных знаний в системе наук о человека, исследует фундаментальные закономерности созидания и самосозидания в человека продуктивного профессионала». (Н. В. Кузьмина)

«наука о достижении вершин в любом виде профессиональной и социальной деятельности». (А. Л. Вассоевич)

«наука, сформировавшаяся, как новая междисциплинарная область знаний, исследует закономерности моделирования вершин индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, связанной с решением профессиональных задач». (М. В. Бестаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Мошников)

«новая область научных знаний в системе наук о человеке. Предметом ее исследований являются закономерности, факторы и условия самореализации творческого потенциала человека на пути к высшим достижениям жизни и деятельности, профессиональной и непрофессиональной». (Н. В. Кузьмина-Гаршина, Л. Ф. Лунева)

Классификация основных направлений акмеологии:

Акмеология как наука делится на три составляющие: классическую, фундаментальную и прикладную (отраслевую) акмеологии.

У истоков классической акмеологии, которая представляет собой один из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией, стояли Б.Г. Ананьев, Н.А. Рыбников и А.В. Птеровский. Предметом классической акмеологии является психика зрелого человека.

Фундаментальная акмеология рассматривает человека как целостную систему, ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности на протяжении жизни и профессиональной биографии. Она является своеобразным продолжением психологии и кардинально от нее отличается только тем, что центральным понятием психологии является «отражение», а акмеологии – «созидание» как ведущее проявление зрелого человека.

Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная, педагогическая и др.

Психология или акмеология?

В 1928 г. Н. А. Рыбников вводя в научный оборот понятие «акмеология», обозначил им раздел возрастной психологии – психологию зрелости или взрослости. Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим в психологии и акмеологии. Однако начало акмеологической зрелости связано с развитием у человека способности становиться ответственным и принимать самостоятельные решения, приводящие к созидательной деятельности и создания акмецелевых программ самореализации творческих потенциалов, таких как:

выбрать профессию на основе самосознания творческих потенциалов, включающих и физические возможности;

выбрать учебное заведение, в котором можно приобрести профессию, благодаря которой можно служить обществу;

выбрать индивидуальную систему деятельности, связанную с осознанием перспектив и возможностей самореализации творческих потенциалов в созидательной деятельности.

Творчество и созидание – основные понятия акмеологии

Объектом акмеологии является человек зрелый и созидающий (созидательной является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющим социально значимую ценность), способный воплощать искомый результат в продукте деятельности. В этом главное отличие акмеологии от психологии.

При этом основополагающей категорией акмеологии в отличие от любой другой науки о человеке является творчество. И именно оно определяет ключевые для акмеологии психологические понятия, такие как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, сознание, личность, индивидуальность и т.д. Соответственно, доминирующей проблематикой в акмеологии является развитие творческих способностей человека.

Кроме того, акмеология имеет многосторонние связи с другими науками, искусством, культурой в целом, как для самосовершенствования, т. е. уточнения, углубления, осознания граней собственного предмета и его закономерностей, так и для лучшей организации акмеологических исследований в целях повышения качества созидательной деятельности в любой сфере.

Наши рекомендации