Просветительская деятельность Екатерины 2. Деятели-просветители эпохи (Н.И.Новиков, И..Бецкой)

Просветительская деятельность Екатерины 2. Деятели-просветители эпохи (Н.И.Новиков, И..Бецкой)

Екатери́на II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии). Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Расцвет идеи просвещения и школьного дела в России приходится на последнюю треть XVIII в. Это было время правления Екатерины II, которая проявляла большой интерес к воспитанию и образованию. Она была знакома с работами Дж.Локка, М.Монтеня, Ж.Ж.Руссо, вела переписку с Д.Дидро и даже пригласила его в Россию. Ее интересовала также педагогическая деятельность И. Б. Базедова — немецкого педагога, основателя филантропизма, уделявшего большое внимание воспитанию детей из привилегированных сословий и видевшего основную цель воспитания в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и общества.

Под влиянием идей просветителей Западной Европы Екатерина II пришла к мысли, что обществу нужен человек, который сочетал бы образованность с профессиональной подготовкой, что воспитание должно способствовать формированию «новой породы людей». Эти идеи получили отражение в «Наказе императрицы Екатерины II»— программном документе, в котором были намечены важнейшие направления государственной образовательной политики России второй половины XVIII в. В этом документе была сформулирована также мысль о том, что именно правильное воспитание поможет каждому человеку осознать себя законопослушным гражданином, преданным самодержавию. Такое воспитание, начинаясь с раннего возраста внушением «страха Божия», должно было приучать детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Затем планировалось прививать детям трудолюбие, любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Екатерина Великая считала, что воспитанию «новой породы людей» будет способствовать система закрытых учебных заведений.

Даты

Пётр IВели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) —

Екатери́на II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы.

Иван И в а н о в и ч Б е ц к о й (1704—1795)

Н и к о л а й И в а н о в и ч Н о в и к о в (1744—1818)

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711-1765),

Александр I (1777-1825), российский император с 1801. Старший сын российского императора Павла I.

Николай Иванович Пирогов (1810- 1881) родился в Москве, окончил Московский университет, в возрасте 26 лет стал профессором хирургии.

К.Д. Ушинский (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск.универ, юридфак-т.

Станисла́вТеофи́ловичШа́цкий (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — русский и советский педагог.

Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939),

Васи́лийАлекса́ндровичСухомли́нский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — выдающийся советский педагог-новатор.

В Законе РФ «Об образовании» (1992 г.)

Аристотель (384-322 гг до н.э.)- древнегреческий философ классического периода, воспитанник Платона

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ,

Томазо Кампанелла (1568 – 1639).

Томас Мор (1478 – 1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил великолепное образование.

Яну Амосу Коменскому (1592 – 1670Основные работы:«Открытая дверь к языкам» – 1631,«Материнская школа» – 1657 (написана в 1628 г.),«Великая дидактика» – 1657 (написана в 1632 г.)

«Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» – 1658

Английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 – 1704),

Основные работы«Опыт о человеческом разуме» - 1690,«Мысли о воспитании» - 1693

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) - один из самых ярких и блестящих писателей и публицистов в плеяде просветителей XVIII века

В 1762 г. Руссо опубликовал свой главный педагогический роман-трактат «Эмиль, или О воспитании»,

Гуманист и демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) еще со студенческой скамьи принимает решение служить и помогать своему народу.

Песталоцци автор многих педагогических трудов, которые принесли ему мировую известность и признание, - «Лингардт и Гертруда» (1781 – 1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826).

Практическая реализация идей Песталоцци получила в педагогической деятельности английского социалиста-утописта Роберта Оуэна (1771 – 1858),

Свои педагогические взгляды Оуэн обобщил в очерках «Об образовании человеческого характера» (1813 – 1814), где развил идею о соединении обучения с производительным трудом, которую применил на практике.

Фридрих Вильгельм Фребель (1782 – 1852) также занимался вопросами создания системы дошкольного воспитания.Фребель ввел в педагогический лексикон понятие «детский сад» (1840)

Р.Оуэн (1771-1958) родился в семье ремесленников и рано начал жить своим трудом.

Заметное место в ряду педагогов-реформаторов когнца XIX – начала XX веков занимали Г. Кершенштейнер, А.Лай, Дж. Дьюи, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик, А. Бине, Х. Паркхерст, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер, Я. Корчак и др.

Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)

американский философ и педагог Джон Дьюи (1859-1952). В своем труде «Школа будущего»

Считается, что термин «социальная педагогика» был введен Дистервегом, хотя многие исследователи считают одним из создателей социальной педагогики немецкого философа и педагога П. Наторпа (1854—1924).

Первым его педагогическим сочинением стала работа" «К школьному вопросу» (1893).

Основной педагогический труд П. Наторпа «Социальная педагогика» был издан в 1898 г.

Просветительская деятельность Екатерины 2. Деятели-просветители эпохи (Н.И.Новиков, И..Бецкой)

Екатери́на II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (разделы Речи Посполитой) и на юг (присоединение Новороссии). Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Расцвет идеи просвещения и школьного дела в России приходится на последнюю треть XVIII в. Это было время правления Екатерины II, которая проявляла большой интерес к воспитанию и образованию. Она была знакома с работами Дж.Локка, М.Монтеня, Ж.Ж.Руссо, вела переписку с Д.Дидро и даже пригласила его в Россию. Ее интересовала также педагогическая деятельность И. Б. Базедова — немецкого педагога, основателя филантропизма, уделявшего большое внимание воспитанию детей из привилегированных сословий и видевшего основную цель воспитания в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и общества.

Под влиянием идей просветителей Западной Европы Екатерина II пришла к мысли, что обществу нужен человек, который сочетал бы образованность с профессиональной подготовкой, что воспитание должно способствовать формированию «новой породы людей». Эти идеи получили отражение в «Наказе императрицы Екатерины II»— программном документе, в котором были намечены важнейшие направления государственной образовательной политики России второй половины XVIII в. В этом документе была сформулирована также мысль о том, что именно правильное воспитание поможет каждому человеку осознать себя законопослушным гражданином, преданным самодержавию. Такое воспитание, начинаясь с раннего возраста внушением «страха Божия», должно было приучать детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Затем планировалось прививать детям трудолюбие, любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Екатерина Великая считала, что воспитанию «новой породы людей» будет способствовать система закрытых учебных заведений.

Наши рекомендации