С нарушениями опорно-двигательного

АППАРАТА

6.1. Видынарушений опорно-двигательного аппарата

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. На­рушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный пара­
лич; полиомиелит.

2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие де­
формации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); не­
доразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев
кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-дви­
гательного аппарата: травматические повреждения спинного моз­
га, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания ске­
лета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболе­
вания скелета (хондродистрофия, рахит).

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утра­та двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и со­циальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедиче­ской коррекции. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обу­чения и последующей трудовой деятельности. В их социальной адаптации определяются два направления. Первое имеет целью приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения (коляски, косты­ли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, осо­бые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуа­рах. Второй способ адаптации ребенка с двигательным дефектом -приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.

6.2. Общая характеристика ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной сис­темы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). Со­временная статистика только по Москве насчитывает около 4 тыс. детей, страдающих церебральным параличом.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга - большие полушария, которые регули­руют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных дви­гательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь. Ведущими в клинической картине детского цереб­рального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, на­рушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в широ­ких пределах, где на одном полюсе находятся грубейшие двига­тельные нарушения, на другом - минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широком диапазоне и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях пси­хические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушени­ях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

Причиной ДЦП могут быть различные неблагоприятные факто­ры, воздействующие во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наибольшее значение в возникно­вении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном пе­риоде и в момент родов. Так, из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробно, 60 - в момент родов, 10 -после рождения (Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, Н.М.Всеволожская).

К вредным факторам, неблагоприятно действующим на плод внутриутробно, относятся:

инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз);

сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

токсикозы беременности;

физические травмы, ушибы плода;

несовместимость крови матери и плода по резус-фактору;

психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции;

физические факторы (перегревание или переохлаждение, дей­ствие вибрации, облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах);

некоторые лекарственные препараты;

экологическое неблагополучие (загрязненные отходами произ­водства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок).

В настоящее время многочисленными исследованиями доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную систему развивающегося плода. Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоя­щее время одной из наиболее частых причин возникновения дет­ского церебрального паралича. Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией (патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением дыхания, сердечной дея­тельности). У детей, перенесших состояние асфиксии и особенно клиническую смерть (отсутствие дыхания и сердечной деятельно­сти), имеется высокая степень риска для возникновения ДЦП.

Детский церебральный паралич может возникать и после рож­дения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, эн­цефалита), тяжелых ушибов головы.

Наши рекомендации