Социальная помощь и социально-педагогическая деятельность

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограни­ченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наи­более эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является со­ставным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная помощь- это комплекс гуманитарных услуг пред­ставителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улуч­шения их способности к социальному функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бы­товых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее за­щищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации кри­тических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке инвалидов - лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности.

Социально-педагогическая деятельностьпо поддержке лиц с ограниченными возможностями - это непрерывный педагогиче­ски целесообразно организованный процесс социального воспи­тания с учетом специфики развития личности человека с особы­ми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Отклонения в | развитии приводят к «выпадению» (Л.С.Выготский) из этого со-, циально и культурно обусловленного пространства, нарушают* связь с социумом, культурой как с источником развития. Поэтому \ организация социально-педагогической деятельности по под-] держке лиц с ограниченными возможностями - это построение! образовательного пространства (за рамками учебного заведения! и школьного возраста), которое предусматривает «обходные! пути» (Л. С. Выготский) для достижения тех социальных задач, которые в условиях «нормы» достигаются общепринятыми тра­диционными способами.

Социально-педагогическая деятельность имеет междисципли­нарный характер, так как тесно связана с экономическими, поли­тическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в сфере социальной жизни на всех уров­нях социума. Она осуществляется усилиями специалистов различ­ных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальным педагогам.

2.5.2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России

Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфра­структуру. Различные ее подразделения входят в блок практиче­ской деятельности учреждений органов образования, здравоохра­нения, социальной защиты населения, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организациями, ассоциациями родителей и специалистов, фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами.

В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах.

Государственный сектор. Учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство труда и со­циального развития, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения, Министерство куль­туры и др.

Муниципальный сектор. Учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления.

Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педаго­гической помощи - утверждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьипо отношению к обществу и государству.

Существенным тормозом при координации деятельности всех субъектов системы социально-педагогической помощи является отсутствие полноценной статистической информации о лицах с ограниченными возможностями, поскольку нет единого банка данных, единого механизма их учета.

Социальный педагог - сотрудник специального (коррекцион-ного) образовательного учреждения - взаимодействует с предста­вителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохра­нительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и дру­гими заинтересованными лицами.

Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, разви­вающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению не­зависимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образова­тельными учреждениями, учреждениями здравоохранения, соци­альной защиты населения, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями, в которых необходимо пред­ставлять интересы своих воспитанников.

Содержание работы социального педагога включает следую­щие направления:

формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отноше­ний в социуме;

содействие саморазвитию личности ребенка;

оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) и выпускников;

направление усилий на оздоровление и нормализацию отно­шений в семье, устранение дефицита общения;

решение личных и социальных проблем учащихся (воспи­танников);

выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межлично­стных отношениях;

организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального (коррекционного) учреждения, разъ­яснение их прав и обязанностей;

представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде;

сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудо­устройства или учебы учащихся;

патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской по­мощи.

Важнейшим аспектом инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными воз­можностями в преодолении межведомственных барьеров в дея­тельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является образование принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-социальные центры.

Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) явля­ется диагностико-коррекционным учреждением. Это межведом­ственная, постоянно действующая структура. Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в ре­комендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содей­ствия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с раз­личными формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигатель­ного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудо­устройству, общественными организациями.

Реабилитационные центры (см. раздел II, гл. 2, п. 2.3).

В системе Министерства труда и социального развития РФ также существует сеть специальных учреждений для детей и взрос­лых с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тяжелыми фи­зическими отклонениями, специальные профессионально-техни­ческие училища, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. В этих учреждениях помимо медицинских программ реабилитации в настоящее время вводятся программы развития познавательных возможностей детей и под­ростков, привития трудовых и социально-бытовых навыков и умений. В частности, в московских домах-интернатах для детей с глубокой степенью умственной отсталости и физическими нару­шениями апробируются программы по развитию навыков само­обслуживания, бытовой ориентации, формированию элементов нравственного воспитания, основ эстетического воспитания. Од нако подобная форма социальной поддержки детей и подростков с инвалидностью все же не обеспечивает оптимальных условий для их развития и полноценной социальной адаптации. Содержа­ние ребенка вне семьи, в условиях закрытого социума, без опреде­ленной средовой и коммуникативной стимуляции, приводит к обострению патологических проявлений дефекта, становится фак­тором торможения социального становления личности.

Опыт Псковского лечебно-педагогического центра для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, рабо­тающего в режиме дневной (приходящей) школыпоказывает, что если понимание учения только как овладения навыками письма, чтения, счета переосмыслить и рассматривать обучение как про­цесс формирования жизненно необходимых способностей у де­тей с глубокими и множественными нарушениями, то их можно научить:

познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»;

обслуживать себя и принимать помощь других;

вступать в контакт и поддерживать его с окружающими;

ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир;

участвовать в созидательной деятельности.

Атмосфера домашнего уюта и присутствие родных (большин­ство педагогов этой школы - родители этих детей) способствуют мотивации активной деятельности учеников.

Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ее стратегии:

становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов);

совершенствование процесса социального воспитания в усло­виях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, про­должения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста в зависимости от осо­бенностей психофизического развития и индивидуальных воз­можностей ребенка;

создание принципиально новых (межведомственных) форм уч­реждений для оказания социально-педагогической помощи (по­стоянно действующих психолого-медико-социальных консуль­таций, реабилитационных и медико-психолого-социальных цент­ров и др.);

организация служб ранней диагностики и ранней помощи в це­лях профилактики нарушений развития и снижения степени инва­лидности;

появление опытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников);

переориентация системной организации управления воспита­тельным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников (ребенок-специалист-семья).

Наши рекомендации