Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»
Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»
Тема: Ощущение
- Определение ощущения
- Виды по Щеррингтону ::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
- Пороги ощущений
- Латентный период
- Адаптация
- Депривация
- Сенсибилизация. Синестезия
Контрольные вопросы и задания
- В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
- Как действует на человека сенсорная изоляция?
- Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
- Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
- В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. « От ее тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
- Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
- Заполните таблицу: Классификация ощущений
Место расположения | На поверхности тела | |
В мышцах, сухожилиях и суставах | ||
Во внутренних тканях и органах | ||
Степень контакта с раздражителем | Непосредственный контакт | |
Удаленность от раздражителя | ||
Возможность и контакта и удаленности | ||
Что отражает | Механические воздействия | |
Звуковые колебания | ||
Электромагнитные колебания |
Литература
1. стр. 58-63
2. стр. 132-139
3. стр. 164-200
4. стр. 40-43
5. стр. 203-217
6. стр.
Тема: Восприятие
1. Определение восприятия
2. Отличия восприятия от ощущений
3. Свойства восприятия
4. Операции или уровни восприятия
5. Апперцепция
6. Восприятие пространства, движения, времени
7. Галлюцинации. Иллюзия и ее виды
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличается восприятие от ощущений?
2. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?
3. Что вы знаете о теориях распознавания образов?
4. Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?
5. Какие вы знаете классификации форм восприятия?
6. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
7. Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?
8. Заполните таблицу: Свойства восприятия
Свойства восприятия | Определение |
Целостность | |
Константность | |
Структурность | |
Осмысленность | |
Избирательность |
Литература
1. стр. 63-72
2. стр. 139-150
3. стр. 200-234
4. стр. 44-48
5. стр. 217-235
6. стр.
Тема: Внимание
- Определение внимания
- Внимание как процесс и как состояние
- Функции внимания
- Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
- Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное , природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
- Методики развития внимания
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
2. Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?
3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?
4. Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?
5. Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?
6. Какие методы изучения внимания вы знаете?
7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.
А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.
Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.
Е. Постановка существенно значимых целей и задач.
8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?
Литература
1. стр 123-127
2. стр.150-157
3. стр. 354-373
4. стр. 48-51
5. стр. 187-203
6. стр.
Тема: Память
- Определение памяти
- Виды памяти : по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели ( непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
- Процессы и законы памяти ( эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
- Влияние памяти на мышление и способности
- Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия
Контрольные вопросы и задания
- Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
- Какие теории памяти вы знаете?
- Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
- Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
- Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
- В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
- Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
- Как проявляются расстройства памяти?
Литература
1. стр. 96-103
2. стр. 157-170
3. стр. 247-283
4. стр. 54-61
5. стр. 235-262
6. стр.
Тема: Воображение
- Определение воображения
- Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
- Стадии процесса творчества ( по Г. Уоллесу)
- Уровни творчества ( по Г.С. Альтшуллеру)
Контрольные вопросы и задания
- Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
- Каковы физиологические механизмы воображения?
- Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
- Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
- Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
- Раскройте роль воображения в решении творческих задач
- Заполните таблицу : Классификация видов воображения
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов | ||
Новина и самостоятельность создаваемых образов | ||
Соотношение с действительностью | ||
- Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?
А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.
Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений
В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей
Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось
Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств
Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи
Литература
1. стр. 92-96
2. стр. 193-198
3. стр. 283-296
4. стр.
5. стр. 291-309
6. стр.
Тема: Теории личности
- Поведенческая концепция Б.Скиннера
- Теория социального научения
- Фрейдизм, психоанализ
- Когнитивный подход к личности Д. Келли
- Феноменологический подход Роджерса
- Аналитическая психология К.Юнга
- Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
- Психогенетический подход Ч.Тойча
Контрольные вопросы и задания
Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы :
- Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
- Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
- Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
- Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
- Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?
Литература
1. стр. 145-147
2. стр. 46-132
3. стр. 490-510
4. стр.
5. стр.
6. стр.
Тема: Способности
- Определение способностей
- Виды способностей
- Задатки, одаренность
- Талант, гениальность
Контрольные вопросы и задания
- Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б.М.Теплову
- Какие вы знаете классификации способностей?
- В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
- Какие уровни развития способностей вы знаете?
- Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?
- Что такое потенциальные и актуальные способности?
- Какие теории и концепции способностей вы знаете?
- Раскройте роль игры в формировании способностей
- Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?
Литература
1. стр. 152-158
2. стр. 273-276
3. стр. 535-551
4. стр. 81-83
5. стр. 419-444
6. стр.
Тема: Темперамент
- Определение темперамента
- История вопроса
- Типы темперамента по И.П.Павлову
- Свойства темперамента
- Темперамент и деятельность
Контрольные вопросы и задания
- Охарактеризуйте темперамент как свойство личности. Дайте определение темпераменту по Б.М.Теплову
- В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
- Что вы знаете о типологии темперамента Э.Кречмера и У.Шелдона
- Каковы основные свойства и характеристики темперамента по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицыну?
- Что является физиологической основой темперамента?
- Определите свой тип темперамента по личностному опроснику Айзенка. Согласны ли вы с результатами?
- Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?
- В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности и общения?
Литература
1. стр. 149-152
2. стр. 276-298
3. стр. 553-565
4. стр. 84-86
5. стр. 379-392
6. стр.
Тема: Характер
- Определение характера
- Чем характер отличается от темперамента?
- История вопроса ( гороскопы, физиогномика, хиромантия, графология)
- Свойства характера
- Классификации характера
Контрольные вопросы и задания
1. Что входит в структуру характера?
2. Каково соотношение личности и характера?
3. Как формируется характер?
4. Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?
5. Как характер проявляется через деятельность?
6. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?
7. Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», дайте обоснование своего решения.
А. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях
Б. Черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных обстоятельствах
В. Свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам деятельности
Г. Свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий
Д. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются
Е. Характер индивидуально своеобразен
Ж.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны
З. Характер - отражение общественных отношений
Литература
1. стр. 158-161
2. стр. 298-369
3. стр. 567-581
4. стр. 90-94
5. стр. 392-419
6. стр.
Тема: Эмоции и воля
- Определение эмоций
- Виды эмоций
- Основные теории эмоций
- Определение воли
- Виды воли
Контрольные вопросы и задания
- Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства»
- Раскройте основные характеристики эмоций
- В чем заключается амбивалентность эмоций?
- Как рассматривалась проблема эмоций в 18-19 веках?
- Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций
- Какой мир отражают эмоциональные процессы – внешний или внутренний?
- Назовите этапы сложного волевого акта
- Какие психологические черты характеризуют волевые качества личности?
- Почему воспитанному человеку легче осуществлять волевое действие?
Литература
1. стр. 109-123, 127-131
2. стр. 233-251
3. стр. 354-392
4. стр. 95-102
5. стр. 334-379
6. стр.
1.
Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»
Тема: Ощущение
- Определение ощущения
- Виды по Щеррингтону ::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
- Пороги ощущений
- Латентный период
- Адаптация
- Депривация
- Сенсибилизация. Синестезия
Контрольные вопросы и задания
- В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
- Как действует на человека сенсорная изоляция?
- Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
- Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
- В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. « От ее тонкого пронзительного голоса, - замечает автор, - у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
- Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
- Заполните таблицу: Классификация ощущений
Место расположения | На поверхности тела | |
В мышцах, сухожилиях и суставах | ||
Во внутренних тканях и органах | ||
Степень контакта с раздражителем | Непосредственный контакт | |
Удаленность от раздражителя | ||
Возможность и контакта и удаленности | ||
Что отражает | Механические воздействия | |
Звуковые колебания | ||
Электромагнитные колебания |
Литература
1. стр. 58-63
2. стр. 132-139
3. стр. 164-200
4. стр. 40-43
5. стр. 203-217
6. стр.
Тема: Восприятие
1. Определение восприятия
2. Отличия восприятия от ощущений
3. Свойства восприятия
4. Операции или уровни восприятия
5. Апперцепция
6. Восприятие пространства, движения, времени
7. Галлюцинации. Иллюзия и ее виды
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличается восприятие от ощущений?
2. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?
3. Что вы знаете о теориях распознавания образов?
4. Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?
5. Какие вы знаете классификации форм восприятия?
6. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
7. Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?
8. Заполните таблицу: Свойства восприятия
Свойства восприятия | Определение |
Целостность | |
Константность | |
Структурность | |
Осмысленность | |
Избирательность |
Литература
1. стр. 63-72
2. стр. 139-150
3. стр. 200-234
4. стр. 44-48
5. стр. 217-235
6. стр.
Тема: Внимание
- Определение внимания
- Внимание как процесс и как состояние
- Функции внимания
- Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
- Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное , природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
- Методики развития внимания
Контрольные вопросы и задания
1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
2. Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?
3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?
4. Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?
5. Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?
6. Какие методы изучения внимания вы знаете?
7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.
А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.
Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.
Е. Постановка существенно значимых целей и задач.
8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?
Литература
1. стр 123-127
2. стр.150-157
3. стр. 354-373
4. стр. 48-51
5. стр. 187-203
6. стр.
Тема: Память
- Определение памяти
- Виды памяти : по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели ( непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
- Процессы и законы памяти ( эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
- Влияние памяти на мышление и способности
- Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия
Контрольные вопросы и задания
- Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
- Какие теории памяти вы знаете?
- Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
- Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
- Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
- В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
- Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
- Как проявляются расстройства памяти?
Литература
1. стр. 96-103
2. стр. 157-170
3. стр. 247-283
4. стр. 54-61
5. стр. 235-262
6. стр.
Тема: Воображение
- Определение воображения
- Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
- Стадии процесса творчества ( по Г. Уоллесу)
- Уровни творчества ( по Г.С. Альтшуллеру)
Контрольные вопросы и задания
- Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
- Каковы физиологические механизмы воображения?
- Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
- Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
- Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
- Раскройте роль воображения в решении творческих задач
- Заполните таблицу : Классификация видов воображения
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов | ||
Новина и самостоятельность создаваемых образов | ||
Соотношение с действительностью | ||
- Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?
А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.
Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений
В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей
Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось
Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств
Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи
Литература
1. стр. 92-96
2. стр. 193-198
3. стр. 283-296
4. стр.
5. стр. 291-309
6. стр.
Тема: Теории личности
- Поведенческая концепция Б.Скиннера
- Теория социального научения
- Фрейдизм, психоанализ
- Когнитивный подход к личности Д. Келли
- Феноменологический подход Роджерса
- Аналитическая психология К.Юнга
- Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
- Психогенетический подход Ч.Тойча
Контрольные вопросы и задания
Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы :
- Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
- Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
- Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
- Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
- Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?
Литература
1. стр. 145-147
2. стр. 46-132
3. стр. 490-510
4. стр.
5. стр.
6. стр.