Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве

Российской Федерации

Вопросы для обсуждения

1. Закон РФ «Об образовании» о правах ребенка.

2. Обучающиеся и их правовой статус.

3. Закон РФ «Об образовании» о правах ребенка.

4. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования.

5. Правовой статус обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

6. Правовой статус обучающихся в учреждениях начального профессионального образования.

7. Правовой статус обучающихся среднего профессионального образования.

8. Правовой статус студентов вузов.

Литература

1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов /Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

2. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Закон «Об образовании» (в новой редакции).

4. Дик Н.Ф. Настольная книга руководителя ОУ. – Р. н/Д., 2005.

5. Конституция РФ.

6. Семейный кодекс РФ.

7. Типовое положение О студенческом общежитии ОУ высшего и среднего профессионального образования. Утверждено Постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г.

8. ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в гос. И муниципальных ООУ, учреждениях НПО и СПО от 1 августа 1996 г. //Собрание законодательства РФ. 1996 г. №32. ст. 3847.

9. ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по соц. Защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства РФ. 1996, №52. Ст.5880; 2000, №33. Ст. 3348.

10. ФЗ от 24.07. 1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»//Собрание законодательства РФ. 1998, №31. Ст.3028.

Тема 5: Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Закон РФ «Об образовании» о правах работников образовательных учреждений.

2. Содержание правового статуса работников образования.

3. Категории работников образования.

4. Права и законные интересы педагогических работников.

5. Обязанности педагогических работников.

6. Система юридических гарантий прав и законных интересов педагогических работников.

7. Правовая ответственность педагогических работников.

Литература

1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов /Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

2. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Закон «Об образовании» (в новой редакции).

4. Дик Н.Ф. Настольная книга руководителя ОУ. – Р. н/Д., 2005.

Тема 6: Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования

Вопросы для обсуждения

1. Международные акты, регулирующие отношения в области образования.

2. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс».

3. Правовые акты участия России в «Болонском процессе».

4. Образовательно-правовое пространство стран СНГ.

Литература

1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов /Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

2. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Закон «Об образовании» (в новой редакции).

Тема 7: Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования

Вопросы для обсуждения

1. Национальная Доктрина образования.

2. Стратегия модернизации образования. Характеристика основных направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и приоритетного национального проекта «Образование».

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., ее основные положения.

Литература

1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов /Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.

2. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

3. Закон «Об образовании» (в новой редакции).

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

5. Конституция РФ.

6. Национальная доктрина образования.

7. О направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта «Образование». Информация Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов// Официальные документы в образовании, №10, 2006. С.4.ФЗ «ОБ образовании».

8. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Постановление Правительства РФ (с приложением) (Извлечения)// Официальные документы в образовании, №3, 2006. С. 3.

Глоссарий

Адъюнктура- одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузах и научно-исследовательских учреждениях Вооруженных сил и МВД России. Аналогична аспирантуре в гражданских вузах. Лица, окончившие адъюнктуру и защитившие диссертацию, полу­чают ученую степень кандидата наук.

Академический отпуск-отпуск, предоставляемый студентам учреж­дений высшего и среднего профессионального образования по медицин­ским показаниям и в других исключительных случаях.

Академическая свобода- свобода излагать учебный материал по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и прово­дить их своими методами, а также свобода обучающихся получать зна­ния согласно своим наклонностям.

Академия- высшее учебное заведение, которое реализует образо­вательные программы высшего и послевузовского образования.

Аккредитация образовательных учреждений- определение их со­ответствия установленным профессиональным стандартам.

Акт- письменный документ, необходимый для установления или до­казательства юридической ситуации.

Алименты- средства для содержания, которые в установленном по­рядке выплачиваются одними членами семьи другим добровольно или на основании решения суда.

Аспирант-лицо, имеющее высшее профессиональное, образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на со­искание ученой степени кандидата наук.

Аспирантура - основная форма подготовки научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования. За­вершается защитой исследовательской работы и присуждения ученой степени кандидата наук.

Базовое образование- общественно необходимый уровень образо­вательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультур­ной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессиональ­ного становления.

Безнадзорность ребенка- отсутствие контроля за жизнедеятельно­стью ребенка.

Безнадзорный- несовершеннолетний, контроль за поведением ко­торого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего испол­нения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорность (детская)- отсутствие у детей и подростков посто­янного местожительства, определенных занятий, семейного или государственного попечения и систематического воспитательного воздействия в результате утраты родителей, бегства из специального учреждения и т. п. причин.

Беспризорный ребенок- безнадзорный, не имеющий места житель­ства и (или) места пребывания.

Благотворительная деятельность- добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льгот­ных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, пре­доставлению услуг, оказанию иной.

Благотворительная организация- неправительственная (негосудар­ственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Бухгалтерская отчетность- единая система данных об имуществен­ном и финансовом положении организации или о результатах ее хозяй­ственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленной форме.

Бюджет- форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Виды высших учебных заведений- в Российской Федерации уста­навливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Высшее профессиональное образование- образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образова­ния, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным про­фессиональным программам, отвечающим требованиям, установленным соответствующим образовательным стандартом, завершающееся итого­вой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессио­нальном образовании.

Высшее учебное заведение (ВУЗ)- образовательное учреждение, образованное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реа­лизующее в соответствии с лицензией образовательные программы выс­шего профессионального образования.

Гигиена учебных занятий- научно обоснованные требования «-орга­низации учебного процесса; нормирование умственных и физических на­грузок, рациональная организация занятий.

Государственная должность- должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, а также в иных государственных органах, образуе­мых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установ­ленными кругом обязанностей по исполнению, обеспечению полномочий

данного государственного органа, денежным содержанием и ответствен­ностью за исполнение этих обязанностей.

Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития)- совокупность принципов и норм, кото­рыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также самодеятельность госу­дарства в области культуры.

Государственная научно-техническая политика- составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение госу­дарства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Рос­сийской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Государственная служба- профессиональная деятельность по обес­печению исполнения полномочий государственных органов.

Государственное обеспечение полное- обеспечение лиц с ограни­ченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, му­ниципальных специальных образовательных учреждениях - интернатах и специальных образовательных подразделениях - интернатах государ­ственных, муниципальных образовательных учреждений общего назна­чения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым обо­рудованием и индивидуальными техническими средствами.

Государственные образовательные стандарты- устанавливают основное содержание образовательных программ соответствующего уров­ня обучения, максимальный объем учебной нагрузки, а также требова­ния к уровню подготовки.

Государственный документ об образовании- документ государ­ственного образца, выдаваемый образовательным учреждением в под­тверждение того, что его обладатель успешно завершил соответствую­щую образовательную программу и имеет право продолжить образова­ние на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направле­нию (специальности) обучения.

Государственный заказ в сфере повышения квалификации госу­дарственных служащих- задание Правительства РФ на очередной, ка­лендарный год федеральным органам исполнительной власти, государ­ственным заказчикам на переподготовку и повышение квалификации го­сударственных служащих в пределах, предусмотренных в федеральном бюджете средств на эти цели.

Государственный минимальный социальный стандарт- установ­ленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важней­ших потребностей человека.

Государственный служащий- гражданин Российской Федерации, ис­полняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанно­сти по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже­та или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Гражданские права и свободы- основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его учас­тия в политической, социальной и культурной жизни общества.

Гражданский кодекс (ГК)- система правовых отношений граждан между собой и их отношений с государственными органами и организа­циями.

Государственный служащий- гражданин Российской Федерации, ис­полняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанно­сти по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюдже­та или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Дееспособность- признанная государством способность субъекта самостоятельно (своими действиями) осуществлять юридические права и обязанности для себя и для других лиц.

Детство- период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские черты, отличающие ре­бенка от взрослого. Детство охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста.

Дети, оставшиеся без попечения родителей- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих роди­телей в связи с их отсутствием, лишением родительских прав (ограниче­нием в правах), признанием родителей безвестно отсутствующими, не­дееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умерши­ми, а также в связи с: нахождением родителей в лечебном стационаре; отбыванием лишения свободы; нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых; уклонением родителей от воспи­тания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений со­циальной защиты и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты- лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Доверенность- письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

Договор- соглашение двух или нескольких лиц об установлении, из­менении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Договор на образование- соглашение образовательного учрежде­ния (лица, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) и обучающегося, его представителей об установлении, из­менении или прекращении образовательных прав и обязанностей или прав, обязанностей по вопросам обучения и воспитания.

Договор возмездный- соглашение, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.

Доказательства по гражданскомуделу - сведения о фактах, полу­ченные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд ус­танавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значимые для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Доказательства по делу об административном правонарушении-любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должнос­тное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают нали­чие или отсутствие события административного правонарушения, винов­ность, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательства по уголовному делу- любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в определенном зако­ном порядке устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, под­лежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Докторант-лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачис­ленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Докторантура- высшая ступень подготовки научно-педагогических кадров. В докторантуру принимаются граждане Российской Федерации -кандидаты наук, имеющие научные достижения в соответствующей об­ласти знания и способные на высоком уровне проводить фундаменталь­ные, поисковые и прикладные научные исследования в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников. Граж­дане иных государств принимаются в докторантуру высших учебных за­ведений и научных организаций на основе международных договоров и соглашений, а также по прямым связям с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями.

Доктрина- идея или мнение авторов, занимающихся юридическими проблемами.

Документ- материальный объект с зафиксированной на нем инфор­мацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и обществен­ного использования.

Документация образовательного упреждения- источник информа­ции о деятельности образовательного учреждения. Ее нередко делят на учебно-педагогическую, статистическую, финансово-хозяйственную до­кументацию. Это также локальные нормативные акты.

Должник (в исполнительном производстве)- гражданин или орга­низация, обязанные по исполнительному документу совершить опреде­ленные действия (передать денежные средства и иное имущество, ис­полнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнитель­ным документом) или воздержаться от их совершения.

Должник, предприятие-должник -лицо, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кре­диторами.

Должностные лица- лица, постоянно, временно или по специально­му полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хо­зяйственные функции в государственных органах, органах местного са­моуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Единое (общее) образовательное пространство Содружества Не­зависимых Государств-общность принципов государственной полити­ки в сфере образования, согласованность государственных образователь­ных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне, положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равные возможнос­ти и свободная реализация прав граждан на получение образования в любом государственном учреждении на территории государств - участ­ников СНГ. Единое (общее) образовательное пространство государств - участников СНГ - это составная часть духовного, культурного простран­ства, базирующаяся на исторической общности живущих в нем людей и устремленная на реализацию их общих исторических целей.

Ежегодный государственный доклад о положении детей в Россий­ской Федерации- официальный документ, подготавливаемый в целях обеспечения государственных органов управления и граждан России объективной систематизированной аналитической информацией о поло­жении детей и тенденциях его изменения под воздействием проводимых социально-экономических преобразований, содержит сведения об осу­ществляемых на территории России экономических, правовых, соци­альных и иных мерах по обеспечению выживания, защиты и развития

детей.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от выпол­нения трудовых обязанностей полностью или частично в целях разреше­ния коллективного трудового спора.

Закон- принятый в особом порядке акт правотворчества законода­тельных органов власти, государственной власти, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законные представители детей- родители и другие лица, управомоченные выступать в защиту прав и интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах без специальных полномочий.

Занятость- деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодатель­ству Российской Федерации и приносящая, как правило, заработок, тру­довой доход.

Запущенность педагогическая- устойчивые отклонения от нормы в поведении и сознании детей, обусловленные отрицательным воздействи­ем среды.

Заработок для исчисления пенсии- все виды выплат (дохода), по­лученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Здоровье детей- состояние организма, характеризуемое его урав­новешенностью с окружающей средой и отсутствием болезненных изме­нений.

Иждивение- полное содержание или помощь, являющаяся постоян­ным, основным источником средств к существованию.

Инвестиции- денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оцен­ку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятель­ности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида- разрабо­танный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных ме­роприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и поря­док реализации медицинских, профессиональных и других реабилитаци­онных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию спо­собностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности .

Инспектирование- проверка соответствия деятельности учреждений системы образования нормам законодательства и другим правовым актам.

Институт- высшее учебное заведение, которое реализует програм­мы высшего, атакже, как правило, послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повыше­ние квалификации работников для определенной области профессиональ­ной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Интегрированное обучение- совместное обучение лиц с ограничен­ными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких недостатков, посредством создания специальных условий для получения образова­ния лицами первой категории.

Исполнитель- организация, независимо от формы ее собственнос­ти, атакже индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Квалификация по направлению или специальности высшего про­фессионального образования- уровень обученности, подготовленнос­ти к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Квалификационная характеристика- описание планируемого опы­та личности в терминах «должен знать», «должен уметь».

Классификатор направлений и специальностей высшего профес­сионального образования- систематизированный перечень направле­ний (классифицированных по областям знаний) и специальностей (клас­сифицированных по группам родственных специальностей) лиц с выс­шим профессиональным образованием.

Клиент социальной службы- гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются соци­альные услуги.

Кодекс- систематизированный единый, юридически и логически цель­ный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт, регулирующий определенную область общественных отношений.

Колледж- самостоятельное учебное заведение (или структурное под­разделение университета, академии, института), реализующее углублен­ные программы среднего профессионального образования по индивиду­альным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечиваю­щие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Коллективный договор- правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации (филиа­ла, представительства) с работодателем.

Коллективный трудовой спор- неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и измене­ния условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам соци­ально-трудовых отношений.

Концепция социально-экономического развития Российской Фе­дерации- система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направле­ниях и средствах реализации указанных целей.

Культурная деятельность- деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Квалификация- подготовленность индивидуума к профессиональ­ной деятельности.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находи­лись в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родите­лей.

Лицензия- официальный документ, который разрешает осуществле­ние указанного в нем вида деятельности в течение установленного сро­ка, а также определяет условия его осуществления.

Лицо без гражданства- лицо, проживающее на территории данного государства, не являющееся его гражданином и не имеющее доказа­тельств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Лицо с ограниченными возможностями здоровья- лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освое­нию образовательных программ без создания специальных условий.

Льгота- преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-либо как исключение из общих правил.

Малолетние- несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет. Материнство- происхождение ребенка от матери. Медико-социальная экспертиза- определение в установленном по­рядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной за­щиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограниченной жизнеде­ятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Международный договор Российской Федерации- международ­ное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией и письменной форме и регулируемое международным нравом, независи­мо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в не­скольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный информационный обмен- передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации- признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответствен­ность деятельность населения но решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Меценат-бескорыстный богатый покровитель наук, искусств, какого-нибудь дела, начинания, материально им способствующий.

Миграция- движение части населения из одного общества в другое или внутри отдельного общества.

Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы-

соответственно в натуральном или денежном выражении единые или груп­повые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими ус­лугами.

Министерство Российской Федерации- федеральный орган испол­нительной власти, проводящий государственную политику и осуществля­ющий управление в установленной сфере деятельности, а также коорди­нирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Модель личности- описание проектируемых личностных свойств и качеств в полном объеме. Основные свойства личности; социальные, опыт, интеллектуальные, генетические и др.

Модельный образовательный кодекс- законодательный акт, содер­жащий в систематическом изложении нормы права, относящиеся к обла­сти образования, и являющийся единым (общим) для государств - учас­тников СНГ (носит рекомендательный характер). Основными способами систематизации законодательства являются инкорпорация и кодифика­ция.

Муниципальная система социальных служб- муниципальные пред­приятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в веде­нии органов местного самоуправления.

Муниципальная служба- профессиональная деятельность на по­стоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальная собственность- имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Муниципальное образование- городское, сельское поселение, не­сколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется мест­ное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальные центры социального обслуживания- учреждения муниципального сектора социального обслуживания, создаваемые орга­нами местного самоуправления на подведомственных территориях и на­ходящиеся в их ведении.

Муниципальный заказ- соглашение между органом местного само­управления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета.

Нарушения прав ребенка- физическое насилие, психологическое насилие, оскорбление, злоупотребление правами воспитателей, отсутствие заботы, небрежное обращение, грубое обращение с ребенком, эк­сплуатация детей.

Насилие- использование силы (физической, психической) по отно­шению к другому человеку с целью подчинить его воле насильника, зас­тавить изменить поведение.

Научная и (или) научно-техническая продукция- научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Научная (научно-исследовательская) деятельность- работа, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или тео­ретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития че­ловека, общества, окружающей природной среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на при­менение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научная организация- юридическое лицо независимо от организа­ционно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основ­ной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку науч­ных работников и действующие в соответствии с учредительными доку­ментами научной организации.

Направление или специальность высшего образования- совокуп­ность знаний, представлений, умений и навыков выпускника, приобре­тенных в процессе обучения по основным профессиональным програм­мам высшего образования и обеспечивающих возможность определен­ного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Научно-педагогический персонал- в высших учебных заведениях должности профессорско-преподавательского состава, научные работ­ники.

Научно-техническая деятельность-деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, ин­женерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как еди­ной системы.

Научный работник (исследователь)- гражданин, обладающий не­обходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Национальная политика- система мер, направленных на обновле­ние и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех на­родов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование де­мократических механизмов разрешения национальных и межнациональ­ных проблем.

Начальное профессиональное образование- подготовка работни­ков квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного или среднего (полного) общего образования.

Недостаток- физическое или психическое отклонение от нормы, ог­раничивающее социальную деятельность и подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и учреждением медико-социальной экспертизы в отношении взрослого, а также (в уста­новленных случаях) повторной экспертизой.

Несовершеннолетние- лица, не достигшие 18 лет. Лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном поло­жении- лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его вос­питанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиоб­щественные действия.

Нуждающиеся- лица, которые не в состоянии удовлетворить соб­ственными силами и деятельностью необходимые материальные и ду­ховные по<

Наши рекомендации