Тема 3: Правовое регулирование управления деятельностью
образовательных учреждений
Понятие и общая характеристика управления системой образования. Правовые основы управления образовательной системой. Понятие и система образовательных учреждений. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательного учреждения.
Тема 4: Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.
Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве
Российской Федерации
Конституционные и социальные гарантии прав граждан на образование.
Участники образовательного процесса, их характеристика.
Обучающиеся и их правовой статус.
Закон РФ «Об образовании» о правах ребенка.
Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования; в общеобразовательных учреждениях; в учреждениях начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования.
Тема 5: Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности
Закон РФ «Об образовании» о правах работников образовательных учреждений.
Содержание правового статуса работников образования. Категории работников образования. Права и законные интересы педагогических работников. Обязанности педагогических работников. Система юридических гарантий прав и законных интересов педагогических работников. Правовая ответственность педагогических работников.
Тема 6: Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования
Международные акты, регулирующие отношения в области образования.
Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс». Правовые акты участия России в «Болонском процессе». Образовательно-правовое пространство стран СНГ.
Тема 7: Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования
Национальная Доктрина образования.
Стратегия модернизации образования. Характеристика основных направлений Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и приоритетного национального проекта «Образование».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., ее основные положения.
Практикум
Тема 1: Законодательство, регулирующее отношения
в области образования
Вопросы для обсуждения
1. Система законодательства РФ об образовании.
2. Понятие и общая характеристика системы российского образовательного законодательства.
3. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.
4. Общая характеристика образовательного законодательства РФ.
5. Закон РФ «Об образовании». Изменения и дополнения к Закону.
6. Принципы государственной образовательной политики.
7. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
8. Подзаконные акты федеральных органов управления образованием.
9. Образовательное законодательство субъектов РФ.
Литература
1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов /Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
2. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Закон «Об образовании» (в новой редакции).
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
5. Конституция РФ.
6. Национальная доктрина образования.
7. ФЗ от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Тема 2: Система образования в Российской Федерации
Вопросы для обсуждения
1. Образование в системе социальных институтов и в правовом пространстве общества.
2. Образование как социальный институт.
3. Понятие и элементы системы образования.
4. Управление системой образования.
Литература
1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов /Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
2. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Закон «Об образовании» (в новой редакции).
Тема 3: Правовое регулирование управления деятельностью
образовательных учреждений
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и общая характеристика управления системой образования.
2. Правовые основы управления образовательной системой.
3. Понятие и система образовательных учреждений.
4. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательного учреждения.
Литература
1. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов /Д.А. Ягофаров. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
2. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Закон «Об образовании» (в новой редакции).
4. Дик Н.Ф. Настольная книга руководителя ОУ. – Р. н/Д., 2005.
5. Письмо Минобр от 16.04.1999 о порядке приема в ОУ профобразования лиц, проживающих в государствах ближнего зарубежья//Вестник образования, 1999, №6.
6. Порядок приема и обучения граждан зарубежных стран в гос. учреждениях ВПО и СПО РФ за счет средств федерального бюджета (Постановление Госкомвуза РФ от 10.04. 1996)//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996, №5.
7. Типовое положение о стипендиальном обеспечении и др.формах поддержки студентов гос. и муниципальных ОУ ВПО и СПО, аспирантов и докторантов. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г.// Собрание законодательства РФ. 2001. №28. Ст. 2888.
8. Типовое положение О студенческом общежитии ОУ высшего и среднего профессионального образования. Утверждено Постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г.
9. ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в гос. И муниципальных ООУ, учреждениях НПО и СПО от 1 августа 1996 г. //Собрание законодательства РФ. 1996 г. №32. ст. 3847.
10. ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по соц. Защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»// Собрание законодательства РФ. 1996, №52. Ст.5880; 2000, №33. Ст. 3348.
11. ФЗ от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Тема 4: Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса.