Игра как метод диагностики развития детей
В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку – потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.
Предметом внимания педагога должно стать поведение детей в ситуации принятия решения во время игр с правилами. Опыт показывает, что если педагог приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать его в процессе выполнения и контролировать себя, то быстрее будут выявлены дети с пониженной обученностью и своевременно начата соответствующая коррекционная работа. Важно определить, насколько сознательно ребенок принимает поставленную цель, указания к ее достижению, руководствуется ли объяснениями педагога, получает ли адекватный цели результат, способен ли оценить его с позиции поставленных требований, как он относится к своей работе и ее результату. Например, для диагностики сформированности контрольно-проверочных умений детям предлагается игра «Контролер». В игре необходимо запомнить ряд требований и правил, затем, ориентируясь на них, совершить контрольно-проверочные действия.
Например, на обувной фабрике нужно подобрать тапочки по парам и разложить их по соответствующим коробкам. Из плотной бумаги вырезаются тапочки разных размеров с разными узорами и перемешиваются между собой. При этом ребенок должен ориентироваться на признаки: размер тапочек, правильный подбор пары, совпадение узоров. В зависимости от степени развития внимания и самоконтроля детей могут быть использованы разные по сложности задания:
– подбор пар осуществляется при конкретных различиях по размерам и узорам;
– подбор пар происходит при незначительных различиях размеров, узора, деталей;
– подбор пар требует детального сравнения элементов узоров, их чередования и т.д.
Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При подборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору. Это способствует большей осознанности контрольных действий. После того, как пары подобраны, их следует разложить в соответствующие по размеру коробки (это цветные прямоугольники разных размеров).
Если дети затрудняются в подборе, то педагог, участвующий в игре на равных условиях, демонстрирует рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковых размеров, затем из них подобрать пары, сравнить узор и проверить соответствие левой и правой ноги. Особенно тщательно следует сравнивать узоры.
Полезно включать в игру и словесное описание детьми узора на тех тапочках, которые им больше всего понравились. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-проверочные действия усложняются. Серию диагностических занятий для детей предлагает А.З. Зак. Это дидактические игры на определение уровня интеллектуальных способностей: умение анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Автор предлагает проводить диагностику в начале работы с детьми по развитию способностей и повторную – после курса развивающих занятий, чтобы выявить, у кого из детей развитие происходит более или менее интенсивно, кому из детей необходима коррекционная работа. При использовании игры как метода диагностики, определяется уровень развития детей по следующим показателям: «высокий», «средний», «низкий» или «самостоятельно» (с), «недостаточно самостоятельно» (нс), «не самостоятельно» (н).
При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:
– четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
– осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.
Задания для самостоятельной работы
1.Изучите письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23–16 (см. Приложение № 3) «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Какова цель проведения диагностики развития ребенка?
2. Охарактеризуйте положительные и негативные тенденции использования диагностики в образовательном процессе ДОУ?
3. Насколько точна интерпретация полученных данных в результате использования психолого-педагогической диагностики уровня развития ребенка? Каким образом она может повлиять на дальнейшее развитие ребенка дошкольного возраста?
4. Надо ли проводить тестирование развития ребенка раннего возраста «на входе» в определенную образовательную программу? Ваши аргументы.
5. Как вы понимаете термин «школьная» модель аттестации педагогических работников ДОУ? В чем ее сущность?
6. Какие имеются факты нарушения порядка проведения аттестации ДОУ государственными органами управления образованием субъектов РФ?
2.Проведите диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей возрастной группы ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику по методике Р.Р. Калининой. Представьте письменный анализ полученных результатов.
Контроль
Успешность освоения обучающим междисциплинарного кура «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» определяются по следующим основаниям:
выполнение всех практических заданий по самостоятельной работе;
выполнение контрольной работы (70% верных ответов от общего количества вопросов);
решение тестовых заданий по всему междисциплинарному курсу (70% верных ответов от общего количества тестовых заданий ).
По результатам успешного освоения междисциплинарного курса обучающий получает «зачет».
Контрольная работа
Контрольная работа выполняется в течение двух учебных часов.
Цель данной работы — контроль знаний по курсу «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Контрольная работа предполагает работу по четырем вариантам, состоящим из семи вопросов. Ответы позволяют оценить успешность усвоения обучающимися теории игры по следующим разделам: теоретические и методические основы игровой деятельности; характеристика игровой деятельности детей раннего, дошкольного возраста и методика руководства игровой деятельностью; предметно-развивающая среда, предметно - игровая среда ДОУ; диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста и игра как метод диагностики развития ребенка.
Первый вариант
1. Докажите, что игровая деятельность дошкольника имеет социально-историческую обусловленность.
2. Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интеллектуальной активности детей.
3. Раскройте возможности игры в направлении развития эмоциональной сферы ребенка.
4. Дайте характеристику сюжета как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.
5. Назовите педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.
Практическое задание: разработайте план подготовки детей старшей группы к театрализации произведения (на Ваш выбор), придерживаясь следующих этапов(знакомство с произведением; работа над выразительностью речи; работа с детьми над мимикой и пантомимикой, работа над сочетанием слова и движения; объединение детей для исполнения произведения; подготовка атрибутов)
Второй вариант
1. Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интереса к труду взрослых.
2. Раскройте возможности сюжетно-ролевой игры в направлении развития волевых качеств личности дошкольника.
3. Дайте характеристику игрового замысла как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.
4. Перечислите основные способы построения сюжетно-ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте.
5. Назовите педагогические условия формирования интереса к дидактическим играм.
Практическое задание: разработайте программу по обогащению содержания самодеятельной игры детей (тема на ваш выбор) через пополнение запаса знаний и опыта.
Третий вариант
1. Обоснуйте следующее утверждение «Игра есть творческая деятельность дошкольника».
2. Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития взаимоотношений дошкольников.
3. Обоснуйте педагогическую ценность народных игр.
4. Назовите педагогические условия успешного руководства игровой деятельностью с целью формирования положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
5. Назовите виды театрализованных игр; раскройте методику подготовки детей старшего дошкольного возраста к игре-драматизации.
Практическое задание: разработайте вопросы к изучению предметно-развивающей среды в возрастной группе (возраст детей на Ваш выбор) для игр со строительным материалом.
Четвертый вариант
1. Раскройте содержание понятия «игра как форма организации жизни и деятельности детей».
2. Сформулируйте педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре.
3. Дайте характеристику содержания игры как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.
4. Назовите педагогические условия развития подвижных игр в группах младшего и старшего дошкольного возраста.
5. Укажите возможные причины, препятствующие развитию игр в ДОУ.
Практическое задание.
Предложите свой план размещения игровых зон в младшей группе.
Тестовые задания
- Функции игры:
а) организаторская,
б) планирующая,
в) материнская,
г) релаксационная
- Характерные особенности игр дошкольников:
а) представляет собой форму активного отражения окружающей жизни,
б) не зависит от исторических условий жизни людей,
в) не связана с развитием познавательных способностей ребенка,
г) представляет собой продуктивную деятельность
- Структурные элементы игры:
а) игровая обстановка,
б) социальный опыт ребенка,
в) игровой замысел,
г) знания детей о профессиях
- Имя ученого, который дал научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей:
а) Сорокина А. И.
б) Степаненкова Э. Я.
в) Усова А. П.
г) Козлова С. А.
- Воспитывающий потенциал детских игр зависит от:
а) обучения,
б) знаний педагогами задач воспитания,
в) содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр,
г) от педагогически грамотной организации педагогического процесса
- Определите компонент сюжетно-ролевой игры:
а) предмет-заместитель,
б) авторитарность воспитателя ,
в) игровая зона,
г) роль
- Основной единицей сюжетно-ролевой игры является:
а) игровое действие,
б) роль,
в) сюжет,
г) предмет-заместитель
- Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр, прежде всего:
а) правила,
б) игровые действия,
в) игрушки,
г) наличие сюжета
- Игровое творчество дошкольников характеризует:
а) умение играть на музыкальном инструменте;
б) способность к замыслу,
в) умение комбинировать знания, полученные из разных источников,
г) способность долгое время играть в одну и ту же игру
- Термин «сюжет игры» означает:
а) то же, что и тема,
б) основная идея игры,
в) наличие в игре множества ролей,
г) отражение определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих
- Характерной чертой сюжетно-отобразительной игры является:
а) последовательное выполнение разнообразных игровых действий, соответствующих взятой на себя роли,
б) использование в игре предметов-заместителей,
в) многократное повторение тех или иных игровых действий,
г) копирование в игре последовательности действий взрослого
- Методический прием — совместное сюжетосложение используется:
а) в раннем возрасте,
б) в старшем дошкольном возрасте,
в) в средней группе,
г) во всех возрастных группах
- Успешное осуществление игровой деятельности зависит от:
а) заинтересованности педагога играми детей,
б) методически грамотного руководства играми детей,
в) создания предметно-развивающей среды,
г) игровых умений детей
8. К игре -драматизации относится:
а) настольный театр игрушек,
б) плоскостной театр на фланелеграфе,
в) имитация литературных персонажей,
г) пальчиковый театр
9. Общим для режиссерской игры и игры драматизации является:
а) игрушка,
б) игровая зона,
в) наличие зрителя,
г) подбор костюмов и декораций
10. В театрализованных играх творчество детей проявляется в:
а) выборе литературного произведения,
б) подборе игрушек,
в) исполнении собственного замысла,
г) выборе партнеров для игры
11. Цель работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию театрализованных игр:
а) расширять игровой опыт детей,
б) формировать интерес к театрализованным играм,
в) учить позитивно взаимодействовать с другими участниками игр
г) приобщать детей к театрализованной культуре
12. Ученые, занимающие проблемой развития дидактической игры:
а) Сорокина А. И.
б) Нечаева В. Г.
в) Флерина Е. А.
г) Куликова Т. А.
13. В подготовку проведения дидактической игры входит:
а) объяснение хода и правил игры,
б) показ игровых действий,
в) установление соответствия отобранной игры задачам воспитания и обучения детей,
г) сюрпризный момент
14. Классификация подвижных игр, предложенная П.Ф. Лесгафтом:
а) по возрасту;
б) по физическим качествам,
в) по сезону,
г) с элементами соревнования
- Педагогические требования к подбору подвижных игр
а) занимательность,
б) наличие сюжета,
в) соответствие содержания игровых умений возрастным особенностям детей,
г) новизна
- Образовательная цель компьютерных игр:
а) овладеть новым способом получения и обработки информации,
б) ввести компьютер в игру дошкольника,
в) формировать мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности,
г) развивать зрительно-моторную координацию
- Принцип построения развивающей среды в ДОУ по В. А. Петровскому:
а) выполнение санитарно-гигиенических норм,
б) обеспечение детьми поисковой деятельности,
в) комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого,
г) соответствие среды образовательной Программе, реализуемой в ДОУ
- Для развития продуктивной деятельности при организации развивающей среды следует предусмотреть:
а) специфические игрушки и игровые материалы,
б) типы детской продуктивной деятельности,
в) набор тематических картинок,
г) учебные материалы (буквы? Цифры, схемы, модели)
- Условия для свободной, самостоятельной игры дошкольника:
а) предусмотреть время для игр в режиме дня,
б) пополнить сюжетные игры атрибутами разных профессий,
в) разнообразить игрушки для мальчиков,
г) расширить состав ролевой атрибутики, позволяющий детям принимать игровую роль
- Продуманно-организованная предметно-игровая среда обеспечивает:
а) сохранение у детей интереса к играм,
б) легкий переход из семьи в детский коллектив,
в) гармоничное развитие ребенка,
г) самостоятельность в играх
- Критерий анализа сюжетно-ролевой игры дошкольника:
а) использование ролевой речи,
б) сопереживание героям литературных произведений,
в) использование средств выразительности
г) изготовление соответствующих игровых атрибутов
- Этюд нам выявление режиссерских умений:
а) пантомимические этюды,
б) этюды на изменение тембра голоса,
в) моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля,
г) обсуждение с дошкольником замысла спектакля в контексте предлагаемых им декораций
- Критерий для выявления у дошкольника актерского умения:
а) понимание мотивов поступков героев,
б) понимание эмоционального состояния персонажа, выбор выразительных средств для передачи образа персонажа,
г) распределение ролей, подготовка игровой среды
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, № 4
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда // Дошкольное воспитание. – 1995, № 8.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. – М., 1991.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.
6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980.
7. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика. 1978.
8. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968
9. Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
10. Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.
11. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
12. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Просвещение, 1984.
13. ЗАворыгина Е. Особенности воображения детей в игре // Дошкольное воспитание, 1986, № 12
14. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми. – Пенза, 1980.
15. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.
16. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Выпуск IV.
17. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. – Санкт-Петербург: Кристалл, 1996.
18. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность дошкольников // Игра в развитии личности дошкольника. – М.: Просвещение, 1990.
19. Литвинова М.А. Детские народные подвижные игры. – М., 1990.
20. Матвеева Л.Г., Выбойщик В.А., Мякушкин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996.
21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
22. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие. М., 2006
23. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Омега, 1994.
24. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства игрой // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 5.
25. Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры. – М.: Педагогика, 1990.
26. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические причины игры // Дошкольное воспитание. – 1998. –№ 4.
27. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи дошкольников. – М.: Просвещение, 1980.
28. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет при работе с компьютером – М., 2008.
29. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание, 1998. – № 4, – № 5.
30. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1980.
31. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
32. Развивающие игры с малышами до трех лет / Составила Т. В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
33. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение. 1987.
34. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1992.
35. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника. – М., 2001.
36. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
37. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. – М.: Просвещение, 1965.
38. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
Электронные ресурсы
1. http://detkivsadu.ru/razvivayushhie-igry-dlya-doshkolyat/
2. http://festival.1september.ru/articles/520721/
3. http://neuch.ru/referat/41056.html
4. http://doshkalenok.ucoz.ru/publ/1-1-0-1
5. http://teatrideti.ucoz.ru/load/diagnostika_teatralizovannoj_dejatelnosti_po_va_derkunskoj/diagnostika_izuchenija_igrovykh_interesov_i_predpochtenij_starshikh_doshkolnikov_v_igrakh_dramatizacijakh/7-1-0-14
Приложение № 1