Народные игры, их педагогический потенциал
Народная игра – это, прежде всего, один из видов человеческой деятельности. Есть в игре свое духовное начало, есть материальная сторона: игрушки, игровые снаряжения. Но основу игры составляют действия играющих, многие игры не требуют никаких игровых предметов (например, «Салки», «Колдунчики», «Горелки»).
Бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа является одним из назначений традиционных народных игр. Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки, целеустремленности, верности слову, великодушия, скромности, но проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.
Исследователи и практики педагогики выделяют определенные признаки, характерные для традиционных народных игр. В.М. Григорьев предлагает следующую характеристику традиционных народных игр: продолжительность бытования, распространенность ее в народе, признание игры «своей», т.е. выражающей особенности характера, культуры и быта данного народа, вполне типичной, характерной для него.
При этом он обращает внимание на то, что одна и та же игра может быть «своей, родной» сразу для нескольких народов и что сами понятия «народ», «народный» исторически меняются. Так, в XIX веке слово «народный» часто понималось как «простонародный», относящийся к необразованным классам, в основном к крестьянам. В настоящее время понятие «народ» охватывает все слои общества, включая интеллигенцию. И каждый человек вносит свой вклад в сокровищницу народного творчества.
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. Давно стало распространенным изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети». Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают ярко представить седую старину. Много из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло, сохранилось лишь благодаря детским играм.
В педагогической литературе существует достаточное количество классификаций игр. Классификация игр дает основание уточнить их целевое назначение, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, создает возможность осмысленного использования разнообразных игр.
Классификация игр может быть представлена по разным основаниям.
Интересный подход к классификации игр сделан Е.Н. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры следующим образом:
■ по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);
■ по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
■ по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).
В педагогической литературе также принято делить игры детей на три большие группы:
■ игры с готовыми «жесткими» правилами;
■ игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
■ игры, в которых присутствуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Деление это, конечно, условно, так как практически в любой игре есть «вольное» творческое начало и присутствуют правила.
Анализ игр с готовыми правилами дает основание выделить элементы игровой регламентации: личные цели играющего; положительные и отрицательные стимулы, связанные с изменением, сохранением игровых ролей и с окончанием игры; факторы регулирования времени и пространства игры.
Ряд современных педагогов и этнографов, в том числе И.И. Шангина, выделяют следующие виды игр:
■ пальчиковые;
■ драматические;
■ состязательные;
■ хороводные;
■ орнаментальные.
За основу классификации игр С.А. Шмаков предлагает взять человеческую деятельность, которую игры отражают, и разделить все детские игры на следующие виды:
■ двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);
■ социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);
■ комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);
■ интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.).
Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели, приметы, знаки).