Б. Хесс, E. Марксон, П. Стейн. Тасадаи: от листьев к «Левису»
В середине 60-х годов ХХ в. антропологический мир потрясло сообщение о неожиданном открытии группы первобытных людей (численностью 20 человек), затерянной в непроходимых дебрях Филиппин. Они сохраняют все признаки примитивной бесписьменной культуры: собирательство как основной способ добывания пищи; коллективное принятие решений всеми взрослыми; четкие правила, регулирующие браки; система верований, которая объясняет, как они попали в свой мир и какое будущее их ожидает.
Поскольку сегодня почти невозможно обнаружить сохранившиеся в девственной неприкосновенности культуры первобытного общества, трудно переоценить возможности, которые открывает перед наукой открытие группы тасадаев. Ученые полагают, что задолго до появления орудий труда и открытия технологии охоты небольшие группы собирателей, подобно тасадаям, обитали на бескрайних просторах Африки и Азии. В подобных сообществах мужчины и женщины выполняли скорее всего одинаковые задачи - находили пищу и воспитывали детей - с минимальным разграничением социальной власти по признакам пола.
Разумеется, их выживание было просто невозможным без высокого уровня кооперации и пропорционального распределения пищи. Поскольку они не имели представления о конкурирующем образе жизни, в языке тасадаев не имелось и слов, обозначающих врагов, войну, враждебность.
Однако с 60-х годов в жизни тасадаев произошли немалые изменения. Когда западные журналисты посетили их во второй раз, они с удивлением обнаружили, что почти все тасадаи одеты в джинсы <Левис> и в шорты, пользуются современными орудиями и инструментами и уже успели перенять обычаи соседей-охотников.
Уроки Пинтупи
Другая группа первобытных людей, названная Пинтупи, была обнаружена в Австралии. Она относилась к культуре охотников и собирателей. Скудная растительность вынуждала людей постоянно передвигаться в поисках питьевой воды. Не имея транспортных средств и не умея хранить пищу, группы охотников и собирателей, составлявшие народность Пинтупи, были немногочисленны и насчитывали по две-три семьи.
Каждая группа вела автономный образ жизни. Но они часто встречались, поскольку на ограниченной территории их обитания источников воды было очень мало. В результате все хорошо знали друг друга, семьи были связаны взаимными браками и кровным родством. Тем не менее они не воспринимали себя как единый народ - возможно, из-за того, что были чрезмерно рассредоточены, а может быть, потому, что они не были объединены единой формальной властью.
Представители народности Пинтупи отождествляли себя с местом миграции. Они говорили о себе: <мы - люди с запада> или <мы - люди с севера>. Брачные пары легко переходили из одной группы в другую, устойчивых социальных формирований не существовало: семьи взаимопроникали друг в друга.
Пища и вода в одном месте быстро иссякали, потому народ Пинтупи находился в постоянном движении. Каждый пинтупиец хорошо знал район на 200 миль вокруг. Столько же примерно знает современный житель Нью-Йорка или Амстердама. В его голове нет целостной схемы местности, лишь приблизительно он знает, что находится к северу или на востоке от его города.
У людей Пинтупи существовало разделение труда по признаку пола: мужчины занимались охотой, а женщины собирательством. Растительная пища составляла 60-80% дневного рациона, т.е. являлась основным продуктом питания. Напротив, мясная пища зависела от удачной охоты, и была поэтому довольно редкой. Если охота оказывалась удачной, мясо доставалось в первую очередь семье охотника, а затем распределялось среди остальных членов группы.
Источник: Hess B.B., Markson E.W., Stein P.J. Sociology (Forth edition). N.Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. Р. 54-55; Mayerc. 1986.
Охота и собирательство продолжалось сотни тысяч лет. По историческим меркам совсем недавно, человечество перешло к следующей стадии - огородничеству. Ученые не знают, как давно это произошло. Зато известно, когда на смену огородничеству пришло земледелие: примерно 10-12 тыс. лет назад. Земледелие непосредственно выросло из огородничества - как его органичное продолжение. Разница между двумя укладами хозяйства невелика.
Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Люди стали меньше уничтожать не только дикие растения, но и диких животных. Конечно, причиной явилось не смягчение нравов, а практический расчет. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, поставить в загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.
Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Помимо названия и районов произрастания растений древнему человеку надо было знать, как они растут, когда происходит у них цветение, когда надо их сажать, а когда собирать урожай, как приготовить подходящую землю, когда и как поливать, освобождать от сорняков. Поскольку поселения стали крупнее, то виды деятельности и формы социальных отношений - разнообразнее.
Для огородничества понадобились новые навыки - плетение корзин, в которых переносили урожай, и ткачество, которое, по всей видимости, служило одной из самых древних форм переработки продуктов сельского хозяйства.
К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усовершенствовались орудия труда, и, как следствие, возросла производительность труда. Теперь один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные стоянки постепенно превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Общины - объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией.
На смену бродячему образу жизни приходил оседлый. Однако в эпоху огородничества он не стал еще главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новое. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась несколько лет.
Огородничество - переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.
Переходной формой от простого к сложному обществу служат общества,возглавляемые вождями. Социологи также называют их протогосударственными образованиями (другие термины: <предгосударство>, <раннее государство>), потому что в них уже появляется имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще нет классов, сословий и каст.
Социальное устройство, при котором еще нет оснований говорить о стратификации социальных групп по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз, из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называютранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов.
Вождество - иерархическая организация людей, в которой отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя.
В вождествах уже есть огородничество, но еще нет пашенного земледелия; имеется избыточный продукт, но еще нет прибавочного. Количество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако, несмотря на внушительное число уровней, качество управления несопоставимо с таковым в сложных обществах.
Такие объединения служат переходным этапом от простого к сложному обществу. В вождествах появляются первые признаки имущественного неравенства и управленческого аппарата, включающего 1) вождя; 2) <бигменов> (букв. <большие люди>), зажиточных людей, пользующихся большим влиянием в общине, т.е. первобытной знати; 3) обычных членов общества, приближенных к вождю или знати.
Яркий пример таких сохранившихся по сию пору обществ могут служить племена Полинезии, Новой Гвинеи и Тропической Африки.