Глава 3. Социобиологическая эволюция общества

В широком философском смысле общество обозначает любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют иногда второй природой, подчеркивая тем самым, что общество находится вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам.

У сторонников такого мнения есть противники. Они утверждают, что человеческое общество является прямым продолжением биологического сообщества животных и что в обществе нет ничего такого, чего не было бы в животном мире. Так, муравейник с этой точки зрения представляет собой совершенный аналог человеческого общества: он так же, как и человеческое общество, сложно организован, в нем существует разделение труда и специализация, свой язык, на котором <разговаривают> муравьи, и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонник такой теории называют социальными животными.

Действительно, наука относит муравьев к общественным насекомым, способным образовывать сообщества, состоящие из нескольких каст. Члены одной касты возводят целые города - муравейники, напоминающие современные многомиллионные города, тогда как другие выходят на охоту и собирательство, напоминая далеких предков людей - собирателей и охотников.

Тем не менее внешнее сходство часто бывает обманчиво. Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Выражение <социальные животные>, относимое к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием. Муравьи генетически запрограммированы на выполнение одного вида деятельности. В отличие от животных они не могут переключатся на другие виды деятельности. Да и руда как такового у них нет. Биологически запрограммировано у насекомых и сотрудничество: помогая друг другу транспортировать тяжелый предмет, муравьи действуют инстинктивно. В социологическом смысле они не взаимодействуют. Социальное взаимодействие (или интеракция) возможно только там, где есть индивиды, обладающие осознанными намерениями, целями, потребностями и интересами.

Самой устойчивой группой сообщества предлюдей - базисной, очевидно, была мать и ее детеныши. Время от времени к базисной группе приставал один или несколько взрослых самцов, круживших рядом. Другой тип базисной группы - гарем, состоявший из физически сильного самца и из нескольких самок. По времени они, видимо, появились позднее материнско-детских групп.

Прежде всего у животных образовалась потомственная связь, как минимум, двух поколений (мать-ребенок). Природа позаботилась о том, чтобы она была закреплена наиболее сильным образом - биологическим инстинктом. На следующих витках потомственная связь преобразуется в кровнородственную связь. Из нее возникает целая система родства с осознаваемыми и почитаемыми предками. Сеть родства станет первой в истории человечества социальной системой - основой и фундаментом общества людей.

На таблице представлена вся эволюционная цепочка, которая привела к возникновению первой формы настоящего общества - первобытной общины.

Таблица 3.1

1. Стадо предлюдей

(обезьянолюдей)

2. Разложение стада предлюдей2 млн лет назад

3. Стадо людей (праобщина)1,5 млн лет назад

4. Первобытная община

(родоплеменной строй)40 тыс. лет назад

5. Соседская община10 тыс. лет назад (и до XX в.)

6. Раннее и зрелое государство5 тыс. лет назад (и до XX в.)

Стадо предлюдей - относительно большая (до 40 особей) и достаточно устойчивая группа, члены которой постоянно держались вместе и поддерживали отношения, знали друг друга и отличали <своих> от <чужих>. Основу стада, образовывали не отцовско-материнские, а материнско-детские группы. Взрослые самцы предпочитали одинокий образ жизни. Между самцами и самками связь была слабее чем между самкой и детенышем.

Слово <стадо> условно. В англоязычной литературе употребляется термин <банд> - отряд, банда. По размерам стадо предлюдей действительно напоминало бродячий отряд. Однако в отечественной науке утвердился термин <стадо>, или <грегарное объединение>. И тот, и другой термины указывают на такой тип отношений, который нельзя назвать социальным.

Питекантропы - первые истинные люди - появились в тропиках как потомки австралопитеков около 1,5 млн лет назад. Питекантроп (его подвиды - <человек умелый> и <человек прямоходящий>) первым заговорил, начал изготовлять одежду, строить хижины, расселился в регионах с холодным климатом, стал охотиться на дичь и пользоваться огнем.

Время существования питекантропов выпадает на период разложения стада предлюдей и зарождения в его недрах человеческого стада. Фаза человеческого стада хронологически совпадает с другим типом человеческого существа - неандертальцем, создавшем культуру раннего плеолита. В периоде 300 тыс. лет по 40 тыс. лет назад неандертальцы заселили Азию, Африку и Европу. Средний рост неандертальца достигал 165 см, объем мозга - 120-1300 см3. У него был выдвинутый вперед лоб, низкий, словно сплюснутый с боков череп. Примерно 150 тыс. лет назад мозг человека заметно усовершенствовался, скелет стал похожим на скелет современного человека. С этого времени ученые говорят о появлении человека мыслящего - хомо сапиенс.

Происходит качественное изменение хозяйственной жизни - от прикармливания человек переходит к собирательству, то есть к систематическому поиску растительной пищи, транспортированию ее на стоянку, складированию и хранению ее для будущего потребления. Отложенное потребление, не поедание сразу и на месте - характерная черта собирательства. Другая особенность - использование простейших орудий труда, а именно палки-копалки. Мужчины и женщины охотились на мелких животных и дичь. Охота на крупных животных появится много позже. На этом этапе четко выраженного разделения труда между полами, видимо, еще не было. Важным моментом, характеризующим качественное развитие человеческого стада, стало обуздание полового инстинкта и создание первых социальных норм - запретов (табу).

Слово <табу> ввел в научный обиход известный мореплаватель и исследователь XVIII в. капитан Кук, изучавший примитивные племена в Полинезии. Табу - строжайший запрет на совершение определенных действий, налагаемый на членов племени или его часть. Первые запреты, как предполагается, ограничивали половые отношенияв периоды охоты, сева, сбора урожая и других видов трудовой деятельности. В племенах они сохранились до сих пор, например, у пигмеев или народа моту (Новая Гвинея) существует обязательное воздержание от половых сношений в ночь перед охотой. Индейцы-пипили из Сальвадра также воздерживаются от общения с женами 4 дня перед посадкой семян. Со временем табу становились все более длительными, а периоды между ними сокращались. Половые отношения в человеческом стаде приобретали эпизодический характер. Так, в жизнь людей вторглось нечто инородное, что не диктовалось биологическим инстинктом. Это и было начальной социализацией, регламентировавшей важнейшие стороны жизни человека.

Вслед за ним появилось пищевое табу. Оно сводилось к запрету есть все, что только можно и в любое время. Второе табу произвело не менее революционные изменения, чем первое. На свет появились распределительные отношения и коллективная собственность, свойственные только человеческому обществу. Разумеется, и животные не оставляют детенышей без пищи: с ними делятся в первую очередь. Но накормить детей - это природный инстинкт, а отдать часть добычи другому, особенно не родственнику или тому, кто не участвовал в многодневной изнурительной охоте - это начало социальных отношений. Формирующийся человек учился подавлять собственные эгоистические импульсы. Предчеловек умел подавлять только чужие импульсы.

Хотя в охоте или собирательстве принимали участие не все, в распределении пищи учитывались все. Такое распределение называется уравнительным, ибо оно не учитывает имущественного положения, родственных связей или трудового вклада. Все получают поровну, точнее сказать, в соответствии с физиологическими потребностями разных по полу и возрасту людей.

Правда, в трудные времена, когда пищи не хватало, первыми ее получали трудоспособные члены стада, поскольку они обеспечивали выживание всех. Иждивенцам приходилось голодать. В особо трудных случаях от них даже избавлялись. Умерщвление первой категории иждивенцев (детей) называется инфантоцидом, второй категории (стариков) называется геронтоцидом.

Запретов становилось все больше, они пронизали всю жизнь первобытного человека. Их роль в истории велика. С помощью табу охранялись ключевые стороны коллективной жизни. Табу охраняло роженицу, инициации, сексуальное поведение, собственность. Табу ограждает от опасностей, связанных с отношением к покойникам или с употреблением неизвестной пищи.

Табу представляют собой коллективную волю, руководившую человеческим стадом и управлявшую жизнью каждого его члена. Сливались воедино, социальные нормы постепенно в систему социального контроля, правда, еще не формального. В эпоху палеолита перед табу, как много позже - в эпоху расцвета гражданского общества и индустриальной демократии - перед законом, все были равны.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию.

В научной литературе можно встретить самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые; бесписьменные и письменные; первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные; переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т.д.

Если в качестве главного критерия, скажем, выбирается письменность, то все общество делятся на бесписьменные, т.е. умеющие говорить, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие знаковой системой фиксации речи, позволяющей с помощью начертательных элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Материальными носителями письменности могут быть клинописные таблицы, берестяные грамоты, книги, газеты, компьютеры. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор существуют племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, которые не имеют письменности. Такие племена иногда называют доцивилизованными.

Согласно другой типологии, общества делятся также на два типа - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху-вниз по мере убывания доходов.

Эти две типологии можно объединить: простые общества совпадают с бесписьменными. У них нет письменности, нет сложного управления и нет социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. У них есть и письменность, и разветвленное управление, и социальное неравенство.

Основанием третьей типологии является способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное общество, состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют протообществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы - отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции - признаки постиндустриального общества.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенных двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш - принадлежат к одной и той же формации, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

В 1887 г. Ф. Тённис всвоем главном труде <Общность и общество> предложил ставшую позже классической типологию обществ. Он разделил все социальные образования на <общности> (Gemeinschaft) и <общества> (Gesellschaft), которые призваны были выразить различия между традиционным и современным обществами. Термин <общность> относится к сельской общине, а термин <общество> - к городскому промышленному обществу. Согласно Ф. Тённису, в общине господствуют естественные (личные и родственные) отношения, а в обществе преобладают формальные институты. <Общность> придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, а <общество> - юридическим законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей, то для второго характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей. В <общности> культура формируется на основе религиозных ценностей, а в <обществе> - на светских. Главными социальными институтами в <общности> являются семья, соседи и община; в <обществе> складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации)1.

Современные социологи используют различные типологии, иногда объединяя несколько из них в некоторую синтетическую модель. Широко используется типология, создателем которой считается американский социолог Даниел Белл. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Смена стадии сопровождается изменением технологий, способа производства, форм собственности, социальных институтов, политического режима, культуры, образа жизни, численность населения, социальная структура общества. Другие социологи предлагали свои варианты, в частности, это концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук, С. Лэш2), доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В.Л. Иноземцев3), а также <первой>, <второй> и <третьей> волн цивилизации (О. Тоффлер4).

Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале ХХ в. А. Пенти и введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом. Широкое признание она получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д.Белла5. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество стали называть также и постмодернистскими. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли предложения определять современное общество как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти достаточно редкие понятия не получили широкого распространения в науке1.

В доиндустриальном обществе, которое называют также традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а главными институтами были церковь и армия. В индустриальном обществе - промышленность, а главными институтами были корпорация и фирма. В постиндустриальном определяющим фактором развития выступаеттеоретическое знание, а университет как место его производства и сосредоточения занимает место главного института.

Современные социологи в основном согласны, что развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.

Антропологи не имеют мнения даже относительно времени и места появления человека. Первые люди, которых было, вероятно, всего несколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от смены времен года, от климатических изменений. Примерно 200 тыс. лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. К 40 тысячелетию до н. э. все континенты, включая Америку и Австралию, были населены Homo sapiens (человеком разумным, его современным подвидом). Между 40 тыс. и 35 тыс. - новый скачок вперед: население земного шара достигло 5 млн человек. Этому росту способствовали многие факторы: климатические изменения, которые привели к увеличению пищевых ресурсов, технический прогресс - новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных припасов.

На ранней стадии первобытного общества, т.е. 200-100 тыс. лет назад, когда население всей земли не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Их заменяли временные пристанища (стоянки, лагеря). Уходя на долгую охоту, мужчины возводили временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Группы мужчин-охотников, сильных и выносливых, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовались площадь в несколько сот квадратных километров.

При такой редкой плотности населения контакты между разными группами были совсем нечастые - раз или несколько раз в году. А часто они не виделись многие годы. В пустыне Калахари многочисленные группы бушменов народности Сан, насчитывающие каждая не более ста человек, обычно бродят в поисках питательных растений, но сходятся в засушливые месяцы у единственного в округе колодца.

Вся социальная жизнь у таких групп умещается на небольшом участке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым. Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4-5 раз меняла место стоянки. Имущество было так невелико, что люди могли легко унести с собой.

Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в пустыне Калахари - группе с самоназванием !Канг1 из народности Сан дают важные сведения о жизни первобытных племен. Например, оказалось, как это ни странно, что их рацион не менее питателен, чем рацион типичного американца. Он превышал минимальную норму дневного питания (1,965 ккал и 60 г протеинов в день). Люди группы !Канг работали в среднем 2-3 дня в неделю и могли бы немного улучшить свое положение. Но они этого не делали, поскольку не испытывали в этом необходимости.

Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством.

Охота требовала особых навыков, физической силы и выносливости: чтобы загнать крупное животное, а затем убить его, надо было обладать выносливостью, мужеством, меткостью, умением бесшумно передвигаться и т.д. Охота требовала особого профессионального мастерства и особых знаний. Первобытный охотник должен был хорошо знать животных и их повадки, сезонные маршруты их миграции, рецепты приготовления и запекания мяса, изготовления и применения шкур в качестве одежды, домашней утвари, оружия и домашней обстановки, секреты изготовления сложно составных орудий труда и оружия.

Собирательство тоже требовало социальных знаний свойств и качеств, прежде всего растений, хотя собирательство не ограничивается растениями. Прибрежные племена собирали, например, моллюсков, выброшенных морским приливом. На одной из стоянок первобытного человека в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин наземных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянки, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу некоторые виды растений, включая разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Представители первобытной культуры Джомон в Японии, от которых сохранилось около 30000 стоянок, охотились на оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (включая ягоды, орехи и клубни).

До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки невообразимой древности - примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это самый продолжительный период жизни человечества: из 2-3 млн лет эволюции человеческого рода 99,9% времени занимал именно этот, самый примитивный и, вероятно, самый экологически чистый способ хозяйствования.

Наши рекомендации