Основы саморазвития личности
Дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке бакалавров включена в вариативную часть профессионального цикла Учебного плана согласно ФГОС ВПО по направлению 050400.62 - Психолого-педагогическое образование, модуль «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности». Цель–сформировать у студентов знания о процессе самопознания и саморазвития личности на основе современных методологических подходов, а также готовность и способность студентов саморазвиваться как личность и профессионал. Задачи:овладение знаниями об особенностях, закономерностях и механизмах процесса самопознания и саморазвития личности; о психологических механизмах и способах самопознания и саморазвития личности; овладение умениями осуществлять самопознание и саморазвитие личности «Основы саморазвития личности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин. Она обеспечит студенту знакомство с основами самопознания и саморазвития личности и понимание взаимосвязи личностного и профессионального развития. При изучении данной дисциплины привлекается необходимый минимум знаний в области психологии. Изучение дисциплины «Основы саморазвития личности» осуществляется в паре с дисциплиной «Введение в психолого-педагогическую деятельность» и параллельно с «Общей психологией», «Экспериментальной психологией». А также предваряет изучение таких дисциплин как «Психология развития», «Социальная психология». В результате изучения дисциплины студенты должны: а) знать: особенности процесса самопознания и саморазвития человека; способы и приемы процесса самопознания и саморазвития; б) уметь:анализировать различные подходы к определению способов и приемов самопознания и саморазвития личности; планировать процесс самопознания и саморазвития личности вообще, и своей личности, в частности; в) демонстрировать способность и готовность.
Образовательные технологии
Понятие об образовательных технологиях. Особенности и функции образовательных технологий в педагогическом процессе. Структура образовательных технологий. Виды и классификация образовательных технологий. Предметно-ориентированные технологии обучения (технология полного усвоения, технология уровневой дифференциации, технология концентрированного обучения, технология модульного обучения, технология проблемного обучения, технология педагогического процесса по С.Д. Шевченко). Личностно-ориентированные технологии обучения (технология обучения в школе С. Френе, технология педагогических мастерских, технология учебного проектирования, технология обучения «Мозговой штурм», технология коллективной мыследеятельности, технология развивающего обучения, технология обучения как учебного исследования). Дистанционные образовательные технологии. Образовательные технологии в системе дошкольного, дополнительного образования и начальной школе. Образовательные технологии в школе и вузе.
Моделирование образовательных дисциплин.
Целями изучения дисциплины являются: освоение методических и практических действий по применению изученных закономерностей педагогической психологии в разработке и анализе образовательных дисциплин для школы, вуза и различных учреждений повышения квалификации и психологической компетентности человека; овладение методикой преподавания психологии как основой реализации педагогом-психологом функции психологического просвещения. В соответствие с целями в содержании дисциплины выделяются два раздела. Первый - психологические вопросы моделирования образовательных дисциплин; второй - методика преподавания психологии. Лекционные и семинарские занятия по данной дисциплине позволят студенту освоить психологические закономерности создания новых и анализа имеющихся моделей дисциплин, предназначенных для обучения и воспитания других людей, а также, сформируют представление о формах и способах реализации моделей различных образовательных дисциплин и, особенно, психологии. На лабораторных занятиях студенты работают над конкретными моделями образовательных дисциплин - предложенными для анализа и разрабатываемыми самими студентами. Конечным результатом изучения данной дисциплины является разработка и защита студентом психологической образовательной дисциплины и формы ее реализации по собственному выбору.