Источники формирования грамматического строя речи детей
Грамматический строй речи, его семантическая основа формируются прежде всего в повседневном общении и в детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Следовательно, важное педагогическое условие — грамотная организация деятельности взрослым в повседневной жизни с тем, чтобы дети постигли причинно-следственные отношения через наблюдения, экспериментирование с объектами неживой и живой природы. Систематическая организация, правильное руководство занятиями и повседневными наблюдениями — важное педагогическое условие. Ряд зависимостей и отношений (временные, пространственные, субъектно-объектные, атрибутивные) дети осваивают в подвижных играх. От того, насколько регулярно и квалифицированно их организуют, зависит не только здоровье детей, но и речевое развитие. Кроме прямого непосредственного влияния на семантическую (смысловую) сторону грамматического строя, подвижные игры оказывают и косвенное влияние на речь — в их ходе формируется такое значительное качество, как произвольность поведения, имеющая значение и для двигательной и для речевой сфер. В этом перечне не забудем упомянуть «пальчиковые», дидактические игры. Хотя и косвенно; но «пальчиковые» игры, как и игры с камешками, бусами, мозаикой, влияют на формирование грамматического строя речи («Сорока-сорока», «Коза рогатая»,.«Ладушки»), поскольку упражнение мелкой моторики руки активизирует речевые зоны головного мозга; дидактические учат играющих сдерживаться, не подсказывать, не ссориться. А ведь это важная сторона произвольности речевого поведения.
На развитие грамматического строя речи детей оказывают положительное влияние знакомство с окружающим; с природой, с: художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры (словесные, сюжетно-: дидактические, сюжетно-отобразительные, театрализованные). В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно-следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования. Но что-бы эти знания и представления отразились на уровне владения грамматическим строем, необходимы творческие задания, требующие применения полученных знаний в речевой или игровой деятельности (составление рассказов, загадок, сюжетов игр). Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы, разговоры о прочитанном) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование и словотворчество, оригинальные словосочетания). Занятия по подготовке к обучению грамоте вырабатывают ориентировку в звуковой стороне слова, воспитывают чуткость к звуковой форме и тем самым оказывают влияние на освоение морфологических и словообразовательных средств языка, их звукового облика. Однако нам могут возразить: в этих формах организации обучения задачи формирования грамматического строя играют подчиненную роль. Да, это так, но есть такие деятельности, в которых эти задачи становятся прямым объектом деятельности педагога. Речь идет о сюжетно-дидактических и словесно-дидактических играх. Здесь логика постановки задач определяется языком и формами речи. Игры — индивидуальные или с подгруппами — педагог организует в течение дня.
1.6. Содержание и формы организации обучения способам грамматического оформления высказываний
Основной источник развития грамматической стороны речи детей — повседневное общение ребенка с близкими взрослыми (рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, картинок; знакомство с материалами и предметами из них; подготовка реквизита к дидактическим и театрализованным играм; наблюдение живых объектов в уголке природы; впечатления от праздника; сюжетно-дидактические игры: «Почтальон принес посылку», «Киоск открыток», «Магазин игрушек», «Музей посуды», «Выставка автомобилей», «Ярмарка», «Магазин сувениров», «Фотовыставка», «Экскурсия по Москве», «Зоопарк», «Ателье»; сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации на основе литературных произведений; отгадывание и загадывание загадок). В младшем дошкольном возрасте это ситуативно-деловое общение (по поводу практических действий, действий с предметами, игрушками, объектов наблюдения и т. д.), в старшем — внеситуативное (деловое и личностное) общение. В семье такое общение возникает и разворачивается ситуативно, непреднамеренно; в условиях же детского сада его следует предусматривать специально, отводя для этого время в режиме дня.
Почему в этот перечень включены драматизации, загадки? Драматизации хороши тем, что могут служить источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать. Смена сцен — как бы живая модель текста, облегчающая запоминание, создающая семантическую (смысловую) основу речи, а включение генетически более ранних средств общения — мимики, жеста, взгляда, движения – облегчает взаимодействие с детьми. Загадки же содержат все вид конструкций предложений. Отгадывая или загадывая текст, дети непроизвольно запоминают его, усваивая эталоны структур предложений. А процесс доказательства отгадки, как и толкование пословиц и поговорок, полностью строится на использован» сложноподчиненных предложении.
Основная работа по целенаправленном формированию структуры предложений осуществляется в процессе обучения детей связной речи и рассказыванию. Форма монолог требует полных предложений — просты распространенных и сложных — разных конструкций. На начальных этапах обучения структура предложения задается подсказке; взрослого, она как бы распределяется между ребенком и взрослым («Это... мишка. У мишки есть... глазки, нос, ушки. Мишка большой. Еще какой? Лохматый, мягкий. Мишка умеет...» и т. д.). Прием сотворчества помогав ребенку освоить конструкции предложений которых нет в его активной речи.
В старшем дошкольном возрасте в работу, по обучению детей правильным грамматическим формам следует включать:
— ситуации «письменной» речи (ребенок диктует рассказ, взрослый его записывает). Так создаются благоприятные условия для активизации сложных синтаксических конструкций, для их заимствования в случае пересказа. Как прием, ситуацию «письменной» речи можно применять на фронтальных занятиях или в форме альбома, куда записываются детские сочинения, которые взрослый помогает создавать в свободное от занятий время;
— игры и упражнения (как часть занятия) на распространение предложений, их составление, реконструирование (игры «Дополни предложение», «Размытое письмо», «Живые слова»);
— игры и упражнения, включающие употребление трудных грамматических форм имен существительных, прилагательных, глаголов; использующие наречия и предлоги (именительный и родительный падежи множественного числа существительных, согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; неизменяемые существительные; родовая принадлежность существительных; чередования в основах и изменение места ударения при спряжении глаголов; степени сравнения прилагательных и наречий). Цель этих игр и игровых упражнений — ребенок должен обратить внимание на звучание слова и его частей. Для этого вводятся соответствующие правила: скажем, если играющий говорит неправильно, то дверка домика не откроется, медвежонок не станет прыгать, автомобиль не тронется с места; сюжеты игр, давно и хорошо знакомых («Чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Магазин игрушек», «Почтальон принес открытки»), наполняются новым лексическим материалом в соответствии с расширением сфер общения детей.
В процессе работы над связной речью педагог совершенствует я морфологическую сторону речи детей. С помощью уточнения и распространения высказывания (скажем, ребенок произносит: «Рисовает мишка». Взрослый, включаясь в разговор: «Л что рисует твой мишка?» — «Мишка рисует шары?»), дает пример правильной формы,
В методике обучения детей грамматическим формам появился новый раздел: формирование способов словообразования. Раннее детское словотворчество я словообразование рассматривались в контексте грамматических ошибок, которые следовало исправлять и предупреждать. Современные исследования показали: необходимо создавать условия, при которых вес дети имели бы возможность приобщиться к словотворчеству и словообразованию, ибо словообразование — неотъемлемая часть языковой способности ребенка, а словотворчество — метод, при помощи которого ребенок ориентируется в смысловой я звуковой стороне мотивированного (производного) слова. Такие условия создаются в дидактических я сюжетно-дидактических играх, в процессе работы по обучению связной речи и рассказыванию. Языковое содержание игр — способы образования однокоренных и одноструктуркых мотивированных слов на материале наименований предметов, животных, человека. Игры с детьми можно организовывать как часть фронтального занятия с подгруппой или индивидуально