Что такое грамматический строй языка
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. | |
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста………. | |
1.1. Что такое грамматический строй языка в контексте речевого развития дошкольника……………………………………………………………………… | |
1.2. Механизм грамматического структурирования в речевой деятельности ребенка-дошкольника……………………………………………. | |
1.3. Возрастная динамика онтогенеза грамматики у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………... | |
1.4. Задачи грамматической работы с детьми в детском саду……………… | |
1.5. Источники формирования грамматического строя речи детей………... | |
1.6. Содержание и формы организации обучения способам грамматического оформления высказываний………………………………….. | |
1.7. Взаимосвязь грамматической работы с развитием других сторон языка и форм речи……………………………………………………………….. | |
Раздел 2. Изучение особенностей развития грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста………………………………………...... | |
2.1. Изучение особенностей развития морфологической стороны речи……. | |
2.2. Изучение особенностей развития словообразования……………………. | |
2.3. Изучение особенностей развития синтаксической стороны речи……… | |
Раздел 3. Дидактическая игра как метод формирования грамматически правильной речи у дошкольников…………………………………………… | |
3.1. Дидактические игры и упражнения на формирование грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста…………………... | |
3.2. Дидактические игры и упражнения на формирование грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста……………………. |
Введение
Сборник материалов посвящен проблеме, вызывающей затруднения (и значительные) у практических работников — воспитателей, методистов, - педагогическим условиям полноценного формирования у детей грамматического строя языка в процессе развития речи. Затруднения определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза грамматического компонента языковой способности ребенка. Вот почему мы попытаемся обобщить имеющиеся в нашем распоряжении знания о психологии и педагогике онтогенеза грамматики детского языка и предложим средства развития грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
Содержание материалов сборника разработано на основе научных исследований ученых в области речевого развития детей дошкольного возраста: А.Г. Арушановой, Г.И. Николайчук, А.И. Максакова и О.С.Ушаковой.
Содержание материала сборника представлено тремя разделами:
– 1 раздел уточняет представления педагогов о сущности понятия
грамматически правильная речь, исторический контекст становления методики работы с детьми по данному направлению;
– 2 раздел содержит рекомендации по организации обследования
уровня развития грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста. Диагностический материал достаточно прост и может применяться родителями, желающими помочь ребенку освоить этот компонент речевого развития.
– 3 раздел предлагает игры и игровые упражнения, обеспечивающие
своевременное освоение грамматических норм детьми дошкольного возраста.
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста[1]
Что такое грамматический строй языка
Механизм грамматического структурирования
Возрастная динамика онтогенеза грамматики
Взаимосвязь грамматической работы
Раздел 2. Изучение особенностей развития грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста по материалам работы А.И. Максакова
Раздел 3. Дидактическая игра как метод формирования грамматически правильной речи у дошкольников
Дидактические игры и упражнения
На формирование грамматически правильной речи
Организация занятия
Воспитатель(обращаясь к детям). К нам в детский сад прискакал Заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Здесь и далее следуют ответы, Зайки: морковка.) Какая морковка? (Длинная, оранжевая.) А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Длинный, зеленый). А это? (Помиаор.) Какой помидор? (Круглый красный, большой) А это? (Яблоко.) Какое яблоко? (Красное, круглое, большое.)
Ты мне что-то хочешь сказать, Зайка? По секрету? Я слушаю тебя. Понятно. Ребята, Заяц хочет с вами поиграть. Вы же видели, что он спрятал все овощи и яблоко в мешок. Так вот, он вам будет описывать предмет, не показывая, а вы должны догадаться, отгадать. Внимательно слушаем.
Заяц(запустив лапу в мешок). Она длинная, оранжевая. Что это? Правильно, морковь. (Кладет овощ на стол.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. (Яблоко.) Он круглый, красный. (Помидор.)
Если дети неправильно отвечают на последние два вопроса, воспитатель выделяет голосом местоимение. «Послушаем внимательно. «Оно круглое, красное. Он круглый, красный».
Воспитатель. Ребята, найдите, пожалуйста, овощи и положите их в мешок. Что осталось? Правильно, яблоко. А что такое яблоко? Овощ или фрукт? Правильно, фрукт. Теперь нам осталось поблагодарить Зайца. Спасибо, Заяц, что пришел к нам. До свидания.
«Разноцветный сундучок»
Цель. Учить детей при согласовании существительного среднего (или женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал. Шкатулка; предметные картинки (по числу детей); яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце. (Иными словами, подбираются предметы, обозначаемые существительными среднего и женского рода.)
Организация занятия
На столе шкатулка с картинками.
Воспитатель(читая четверостишие).
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Миша, и т. д.), загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: Какое яичко? Какая матрешка? Вопросительные местоимения, согласованные с существительными в роде, помогают ребенку правильно сориентироваться в родовой принадлежности слова.
Игра приобретает новый смысл, если на картинках изображены 2—3 предмета. Дети в этом случае имеют возможность упражняться на образовании форм именительного падежа существительных во множественном числе.
«Теремок»
Цель. Учить детей при согласовании существительного и глагола прошедшего времени ориентироваться на окончание слова.
Материал. Деревянный теремок; игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Организация занятия
Воспитатель. Стоит в поле теремок (на ковре расставлены деревянный теремок и игрушки). Прибежала к теремку. Кто? Правильно, мышка. (Глагол прошедшего времени, его окончание - «а» - ориентирует детей на правильный ответ.) Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремке жить.
Прискакала к терему лягушка... и т. д.
Рассказывая сказку, педагог использует глаголы «прибежала», «прибежал», «прискакала», «прискакал», «притопал», акцентируя внимание детей на окончание глагола, а по завершении чтения, задавая вопросы, как бы подводит итог: кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал? Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.
«Чего не стало?»
Цель. Упражнять детей в образовании форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Материал. Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая — маленькая), ленточки (разного цвета, длинная — короткая), лошадки, утята; кукла Буратино.
Организация занятия
Воспитатель (внося в группу игрушку Буратино, в руках которого мешок). Что у тебя в мешке, Буратино? Хочешь сказать мне на ушко? Пожалуйста. Ребята, оказывается, Буратино принес вам игрушки. Вам интересно какие? Сейчас посмотрим. (Дети рассматривают игрушки, выставляют на столе, называют их.) Маша, что это? Правильно, матрешка. Посмотрим, как устроена матрешка. Для этого раскроем ее. Посмотрите, еще матрешка. Поставим их рядом. Вова, теперь ты, пожалуйста, достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Посмотри, есть ли еще пирамидка?
Так постепенно дети достают и рассматривают все предметы.
Воспитатель. Ребята! Запомните, какие предметы на столе. Правильно, пирамидки, матрешки, утята. Запомнили? Сейчас я попрошу Буратино с вами поиграть. Вы закроете глаза, а он тем временем будет прятать игрушки. Ваша задача — правильно ответить, что же попало в мешок?
Па столе у воспитателя три пары предметов — матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки. Затем место ленточек занимают пирамидки и т. д. В конце занятия-игры воспитатель, убрав все игрушки, спрашивает: «Какие игрушки исчезли?»
«Где наши ручки?»
Цель. Упражнять детей в образовании форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Организация занятия
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель (шутливо обращаясь к ним). Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину; дети повторяют движение.) Вот наши ручки! (Показывает руки, играя пальцами; дети повторяют движение.)
Где же наши ножки? Нет наших ножек? (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ногами.)
Где наши ручки? Чего нет у вас? (Ручек.) Вот наши ручки.
Где же наши ножки? Чего нет у вас? (Ножек.) Вот наши ножки.
Повторить диалоги 2—8 раза.
«Лото»
Цель. Упражнять детей в образовании форм существительного в именительном и родительном падежах множественного числа.
Материал. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числах (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и т. д.).
Организация занятия
Воспитатель(раздавая детям картинки и оставляя у себя такое же изображение). Ребята, сегодня проведем игру на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого изображена такая же игрушка, быстро отвечает. Например, показываю колесо. У Веры такое же колесо. Вера мне отвечает: «У меня колеса» или «У меня много колес». Только запомните: обязательно надо назвать игрушку.
Правила игры. Тот игрок, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если же реакция быстрая и правильная, воспитатель отдает свою картинку. В конце игры проигравшим — у кого на руках меньше всего картинок или вовсе их нет — педагог вместе с детьми предлагает шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т.д.
«Поручение»
Цель. Упражнять детей в образовании неопределенной и повелительной формы глаголов «скакать», «ехать»; «поскачи», «поезжай».
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Организация занятия
Воспитатель(внося в групповую комнату грузовик, на котором сидят мишка и мышка). Хотите, чтобы звери покатались на грузовике? Пожалуйста, тогда попросим их. Надо только сказать: «Мишка, поезжай». (Слова одновременно сопровождаются действиями.) Олег, кого ты хочешь попросить? Какое задание им дашь?
Занятие проводится до тех пор, пока у детей не иссякнет интерес.
«Мишка, ляг!»
Цель. Упражнять детей в образовании неопределенной и повелительной форм глаголов «лечь», «петь»; «ляг», «спой».
Материал. Плюшевый мишка (озвученная игрушка).
Организация занятия (досуга)
Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходит медвежонок, который с удовольствием выполняет все поручения.
Воспитатель. Ребята, медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок», «Ляг на спинку», «Ляг на животик». А еще он умеет петь. Попросите: «Мишка, спой». Вот как поет медведь. Понравилось? (Слова сопровождаются действиями.)
Если педагог увлечет детей, обязательно в адрес мишки поступают задания. Если же дети молчат, воспитатель задает наводящие вопросы. «Вы хотите, чтобы мишка лег (съехал с горки, поплясал)? На животик или на спинку? Попросим вместе: «Мишка, ляг на животик» и т. д.
«Прятки»
Цель. Учить детей понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением — «в», «на», «около», «под», «перед».
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Организация занятия
В гостях у детей мишка и мышка. Зверята разыгрывают «прятки». Мишка водит, а мышка прячется. Педагог предлагает мишке закрыть глаза, чтоб мышонок успел спрятаться. Поиски не дают успеха, и опечаленный мишка спрашивает: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной. Нет? Так где же он, ребята?» (Дети подсказывают: в кабине.) Вот он куда забрался!
Мишка не отгадал, поэтому он снова закрывает глаза, а мышонок прячется. (Залезает на кабину.) Где же мышонок? Подскажите, ребята, мишке!
Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мышонком мишку.
«Потерялись»
Цель. Учить детей соотносить название животного и его детеныша.
Материал. Игрушечный домик; игрушки, изображающие животных: утка — утенок, курица — цыпленок, коза — козленок, корова — теленок, лошадь — жеребенок.
Организация занятия
Воспитатель (расставляя в группе фигурки животных). Посмотрим, кто в тереме живет. Кря-кря-кря.„ Это кто? Правильно, утка. Большая или маленькая? Маленькая. Так как мы называем маленькую утку? Уточкой или утенком? Правильно, утенком. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми, пожалуйста, утенка и поищите вместе утку. (Ребенок ходит по группе, ищет.)
А это чей голос слышится? Пи-пи-пи Кто это? (Подбирает цыпленка.) Правильно, цыпленок. А как зовут его маму? (Ответы.) Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, пожалуйста, Оля, курицу — маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда дети подыщут всем малышам их «мам», педагог расставляет эти фигурки попарно и дает детям задание: назвать всех животных (утка — утенок, курица — цыпленок и т. д.).
«Чей голос?»
Цель. Учить детей различать животных и их детенышей по характерным звукам; соотносить названия животных и их детенышей.
Материал. Игрушки: мышка — мышонок, утка — утенок, лягушка — лягушонок, корова — теленок.
Организация занятия
Воспитатель. Ребята, к нам приехали гости. Они хотят поиграть с вами. Вы спрашиваете: кто? Догадайтесь, чей это голос? Му-уу. Правильно, корова. А кто тоненько мычит? Тоже правильно, теленок. А это кто зовет? Ква-ква. Конечно, лягушка. А как будет квакать лягушонок? Правильно, лягушка большая квакает грубым голосом, а ее детеныш — тоненько.
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Если возникает интерес продолжить игру, дети должны получить эту возможность.
«На прогулку»
Цель. Активизировать в речи детей наименования, обозначающие детенышей животных.
Материал. Поднос, наполненный игрушками, изображающими детенышей животных: бельчат, зайчат, утят, мышат и т. д. (по количеству детей); строительный материал.
Организация занятия
Воспитатель (внося поднос с игрушками). К нам в гости пришли эти зверята. Вот для них мы будем строить домик. Принимаете предложение? Так, хорошо. Пусть каждый выберет для себя гостя и попросит меня: «Дайте мне, пожалуйста, утенка» или «Дайте мне, пожалуйста, бельчонка». Кого тебе дать, Оля? А тебе, Миша?
Игрушку получает тот ребенок, кто правильно назвал детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или новый слог и просит повторить наименование.
На ковре раскладывается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.
«Поручение»
Цель. Активизировать в речи детей наименования, обозначающие детенышей животных.
Материал. Игрушки: бельчонок и котенок.
Организация занятия
Воспитатель.Кто это мяукает? (Ответ.) Где он? В раздевалке. Пойдем туда. Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это котенок и бельчонок. Зверята хотят с вами поиграть. Им можно дать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!» Вот как скачет! А котенка можно попросить: «Котенок, спой!» Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?
После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают).
«Дружные ребята»
Цель. Учить детей соотносить названия животных и их детенышей; активизировать наименования детенышей животных.
Материал. Белка и лиса.
Организация занятия
Воспитатель(объясняя содержание игры). Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята». Образуйте пары и постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая — лисята. Вот ваши дома (ставит в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису). Когда услышите танцевальную музыку, можете танцевать, бегать, как бы резвиться на лужайке. По команде «Опасно!» все бегите к своим мамам. Выигрывает та команда, которая скорее соберется.
Игра повторяется 3—4 раза.
Поставленную цель помогут решить выше предложенные игры «Прятки», «Где наши ручки?» (разумеется, перефразируя: «Где наши зверята? Нет наших котят? Нет наших бельчат? Вот наши зверята. Вот наши бельчата»), «Лото», «Кого не стало?», «Чудесный мешочек» и др., пластические этюды, упражнения. Педагог принимает на себя роль взрослого животного, дети — детенышей. Предположим, что на полянке гуляет курица с цыплятами; разгребая травку, они ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. По команде «Опасно!» дети-цыплята бегут под крыло к маме-курице.
«Будут на зиму дрова» (физкультминутка)
Цель. Учить детей соотносить глагол, его формы с движениями.
Организация занятия
Составляются пары. Став лицом друг к другу, взявшись за руки (каждый подает друг другу правую руку), по сигналу (а это чтение стихотворения:
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раэ-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова!)
— дети имитируют движения пильщиков дров.
«Гусъ» (физкультминутка)
Цель. Учить детей соотносить глагол с выразительными движениями пальцев, рук.
Организация занятия
Физкультминутка проводится стоя. Исходное положение: руки за спиной. Воспитатель и дети читают стихотворение, сопровождая его игрой пальцев.
- Где ладошки? Тут?
- Тут.
- На ладошке пруд?
- Пруд.
- Палеи большой –
Это гусь молодой,
Указательный - поймал,
Средний - гуся ощипал.
Этот палец суп варил,
Самый меньший - печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот-
Вот.
На вопрос воспитателя «Где ладошки? Тут?» дети протягивают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении (от большого к мизинцу). Последние три строки изображают полетом рук, притрагиванием кистями рук к животу, а со словом «вот» опускают руки вниз, свободно встряхивая ими.
«Качели» (физкультминутка)
Цель. Учить детей соотносить производное слово (глагол и имя существительное) и выразительные движения.
Организация занятия
Физкультминутка проводится стоя. Воспитатель читает стихотворение, которое дети сопровождают ритмическими движениями.
Все лето качели
Качались и пели,
И мы на качелях
На небо летели.
Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях.
Настали осенние дни.
Качели остались одни.
Дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до остановки.
Лежат на качелях
Два желтых листка.
И ветер качели
Качает слегка.
Выполняют легкое покачивание руками впереди влево – вправо.
«Погремушки»
Цель. Учить детей соотносить глагол, его формы с движениями.
Материал. Погремушки на ручке-палочке, по 2 на каждого ребенка; корзина (коробка) для складывания погремушек.
Организация занятия
Воспитатель(у него в руках корзина с погремушками).
Все скорей ко мне бегите,
Погремушки получите!
Воспитатель раздает детям погремушки.
Погремушки дети взяли,
С ними быстро зашагали!
Воспитатель и дети идут по комнате, помахивая погремушками.
Стали бегать и скакать,
Погремушками играть!
Дети бегают, звеня погремушками.
Надо в круг теперь всем встать,
Погремушки показать!
Дети и воспитатель образуют круг.
Погремушки поднимать,
А потом их опускать.
Поднимать и опускать!
Поднимать и опускать!
Дети поднимают и опускают погремушки.
Воспитатель(приседая и постукивая ручками погремушек об пол).
Стали дети приседать,
Погремушками стучать.
Стук — и прямо!
Стук — и прямо!
Стук, стук, стук!
И встали все.
Дети приседают, стучат погремушками, встают, повторяют движения дважды; на слова «стук, стук, стук» стучат об пол ручками погремушек трижды, затем поднимаются.
Воспитатель(разрывая круг и переходя на бег).
А теперь мы все бежим,
Погремушками гремим.
Дети бегут за воспитателем, размахивая погремушками.
Воспитатель(переходя на спокойную ходьбу).
Тихо, тихо все пойдем,
Погремушки уберем!
Все проходят мимо поставленной на пути корзины (коробки) и кладут туда свои погремушки. Корзин может быть несколько, чтобы дети скорее сложили игрушки.
Если игра проводится не в первый раз, воспитатель может не показывать движений. Дети, слушая воспитателя, легко справляются с заданием. Игра «Погремушки» увлекает не только младших дошкольников, но и детей среднего возраста.
«Упражнение с палками»
Цель. Учить детей соотносить глагол, его формы с движениями.
Организация занятия
Воспитатель читает стихотворение; дети в соответствии с текстом выполняют движения, держа в руках гимнастические палки.
Воспитатель.
Дети с палками идут,
Ровно палки все несут,
Раз, два, три, четыре,
Палки дружно положили.
Стали бегать и скакать!
Ну, довольно, палки взять.
Снова с палками идут!
Ровно палки все несут!
Раз, два, три, четыре,
Палки дружно положили.
Снова бегать и скакать!
Ну-ка, палки искать!
Хорошо дети идут,
Свои палки несут!
На гимнастику встают.
Стали палки поднимать,
Стали палки опускать,
Поднимать и опускать,
Поднимать и опускать!
Стали дети наклоняться,
Стали дети выпрямляться,
Наклоняться, выпрямляться,
Наклоняться, выпрямляться!
Стали дети приседать,
Потом вместе все вставать!
Приседать и вставать,
Приседать и вставать!
Палки взяли, замахали!
Друг за другом пошли.
А теперь совсем ушли!
Движения детей.
Идут друг за другом, затем укладывают палки в форме веера.
Свободный бег, прыжки вокруг палок, но так, чтобы не задеть их.
Играющие подходят к палкам, слегка приседая, пододвигают их к себе и, взяв за концы двумя руками, быстро поднимают.
Строятся в колонну по одному и шагают по команде.
Как и раньше, кладут палки веером.
Прыгают и бегают врассыпную. Берут палки и строятся.
Идут в колонне по одному.
Выходят на середину комнаты, образуя круг.
Поднимают палки, держа их над головой, смотрят вверх. Опускают палки.
Движения повторяются.
Наклоны туловища вперед, палки опускаются ниже колен; затем дети выпрямляются.
Движения повторяются.
Ставят палки одним концом на пол, второй придерживают руками; глубокое приседание - подъем.
Идут друг за другом, ставят палки и уходят из зала.
«Волк и зайцы»
Цель. Учить детей понимать и соотносить глагольные формы с движениями («прячься», «спрячемся»).
Материал. Стулья детские, расставленные кругом.
Организация занятия
Воспитатель(читая стихотворение.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты.
Прячься, заинька, и ты,
Ты, волчище, погоди!
Как попрячемся, иди!
Пояснения. Играющие исполняют роли зайцев и волка. Несколько зайцев прыгают на двух ногах, согласовывая движения с текстом восьмистишия. Остальные, образуя круг, хлопают в ладоши. Волк, щелкая зубами, ходит за кругом. Затем все прячутся за спинки стульев. Волк ищет зайцев и забирает в «плен» тех, кто пошевелился.
«Ежик и мыши»
Цель. Активизировать в речи детей формы повелительного наклонения («беги», «лови»).
Действующие лица: мышки, ежик, хор.
Организация занятия
Дети и исполнители ролей мышек образуют круг. Ежик в центре. По сигналу воспитателя все идут вправо, еж — влево.
Дети (хором).
Бежит ежик - тупу, туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
На эти слова все останавливаются; хор, понижая голос, продолжает:
Ежик ножками - туп-туп!
Ежик глазками - луп-луп!
Слышит ежик - всюду тишь,
Чу, скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается.
Хор. Беги, беги, ежик!
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегают за круг. Еж их ловит (пятнает). Пойманная (запятнанная) мышка сразу выходит из игры и становится в круг. Игра повторяется несколько раз.
«Делай сам»
Цель. Учить детей соотносить движения с глагольными формами (командами).
Организация занятия
Один из участников игры — водящий, остальные, взявшись за руки, образуют круг.
Водящий(идя по кругу).
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги! Прыгай! Подпрыгни!
Спрыгни! Перепрыгни! Ляг!
Поезжай! Потанцуй (и т.д.)!
На слова «Тебя хлопну по плечу» «круг» останавливается. Водящий слегка ударяет некоторых детей и называет движения, которые они должны выполнять. Тот, кто точно и правильно выполнит задание, становится новым ведущим. В случае, если дети затрудняются, скажем, в подборе команды, педагог приходит им на помощь.
Игра «Делай сам» увлекает и детей более старшего возраста.
«Груша»
Цель. Учить детей соотносить движения со словом, выраженным в форме глагола повелительного наклонения.
Организация занятия
Играющие образуют круг, в середине которого стоит мальчик (или девочка). Он изображает грушу.
Играющие (ходя по кругу).
Мы посадим грушу –
Вот! Вот!
Пускай наша груша
Растет, растет!
Вырастай ты, груша,
Вот такой вышины,
Вырастай ты, груша,
Вот такой ширины,
Вырастай ты, груша,
Вырастай в добрый час!
Потанцуй, Галинка,
Покружись для нас!
А мы эту грушку
Все ласкать будем.
От нашей Галинки
Убегать будем!
«Груша» изображает все то, о чем поется в песне: танцует, кружится. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх; на слова «Вот такой ширины» разводят в стороны; на слова «А мы эту грушку все ласкать будем» приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее. На последние слова быстро убегают; задача «груши» — поймать кого-нибудь.
«Дети и петух»
Цель. Учить детей ориентироваться на звуковую форму глагола в стихотворении (рифму).
Организация занятия
Один из игроков изображает петуха. Он выходит из своего «дома», ходит по площадке и три раза кукарекает.
Игроки(гуляя по «полянке», в ответ}.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Что так рано встаешь –
Детям спать не даешь?
Услышав эти слова, петух вновь кукарекает и, взмахнув крыльями, бросается ловить детей; задача последних — найти убежище у себя в домике. Если петух; никого не поймает, его заменяют. Победитель-водящий тот, кто больше всех поймал ребят.
«Перепрыгни через ров»
Цель игры. Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.
Организация занятия.
Игроков распределяют на две команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см). Перед каждой командой рисуют две параллельные линии — это ров. На слова воспитателя:
Если хочешь Если хочешь
Ловким быть, Быть здоров, —
Если хочешь Перепрыгни
Сильным быть, Через ров!
все прыгают. Выигрывает та команда, в которой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, но сказанный уже «победителями», предпринимает вторую попытку. Игру можно активизировать, предложив детям прыгать с закрытыми глазами.
«Ветер»
Цель игры. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал).
Организация занятия.
Один из игроков исполняет роль ветерка, остальные — зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длинными ушами и на корточках располагаются по кругу. На слова, сказанные воспитателем:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался — скок да скок —
Белый маленький клубок,
они медленно поднимаются и прыгают на двух ногах вперед. На следующее четверостишие:
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зеленым,
Он вокруг березок кружит,
Перепрыгивая лужи/
дети прыгают в ту сторону, где нарисованы небольшого размера круги-лужи, перепрыгивают их.
На слова, произнесенные вместе с воспитателем:
Ветер, ветер! Догоняй-ка!
Не догнать лихого зайку!
разбегаются по залу. Ребенок-ветерок должен осалить убегающих.
Игру проводят с небольшой подгруппой (6—8 детей). Если количество играющих больше, выбирают двух «ветерков».
«Поезд»
Цель игры. Закреплять умение детей соотносить слово с действием. Организация занятия.
Детей выстраивают друг за другом, образуя как бы «поезд»; они кладут руки на плечи играющего, стоящего впереди. На слова, сказанные воспитателем:
Чух, чух, пых-чу,
Пых-чу, вор-чу, 2 раза
Стоять на месте не хочу!
«поезд» начинает медленно двигаться, постепенно ускоряя движение.
Ко-ле-са-ми
Стучу, стучу,
Ко-ле-са-ми
Вер-чу, вер-чу,
Са-дись скорее,
Про-ка-чу!
Чу! Чу!
Далее движения выполняются согласно тексту: «Колесами стучу, стучу» — дети топают ногами; «Колесами верчу, верчу» — круговые движения руками, вытянутыми вперед. На слова: «Чу! Чу!» — «поезд» останавливается.
«Где мы были, мы не скажем»
Цель игры. Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.
Организация занятия.
Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: «Где вы были? Что вы видели?» — отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» — показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т.д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.
Эта игра пользуется популярностью и в группах старшего возраста.
«Лохматый пес»
Цель игры. Учить детей соотносить действия со звучащим словом; закреплять способы образования глаголов с помощью приставок (подойдем, разбудим, посмотрим).
Организация занятия.
Один из играющих исполняет роль собаки. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим. Остальные на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Сказав эти слова, кто-то из детей легким движением будит собаку. Пес просыпается, недовольно рычит, лает, затем вскакивает и пытается догнать ребят.
Если игра повторяется, на роль собаки можно выбрать с помощью считалки ребенка из числа победивших.
«Курочка-рябушечка»
Цель игры. Учить детей соотносить глагол с обстоятельствами места, причины (куда? зачем?) и образовывать глагол звукоподражанием (пищать).
Организация занятия.
Дети выбирают Курочку-Рябушечку, остальные исполняют роль цыплят. Ку-рочке-Рябушечке на голову надевают шапку. По сигналу водящего (воспитателя) начинается диалог.
— Курочка-Рябушечка,
Куда идешь?
— На речку.
— Курочка-Рябушечка,
Зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-Рябушечка,
Зачем тебе вода?
— Цыплят поить.
Они пить хотят.
На всю улицу пищат —
Пи-пи-пи!
На слова «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат: «Пи-пи-пи». Если курочка ловит кого-то, то она произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пойманные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором новой Курочки-Рябушечки.
«Молчанка»
Цель игры. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок.
Организация занятия.
Перед началом игры дети хором произносят:
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
Со словом «молчок» все замолкают и не двигаются. Ведущий (воспитатель) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, или заговорит, или пошевелится, он дает ему фант. В конце игры дети выкупают фанты — выполняют действия по команде: залезают под стол и вылезают, подпрыгивают на месте два—три раза; выходят в раздевалку и входят в групповую комнату; отодвигают стул и задвигают на место; выглядывают в окошко; приседают, встают, подбрасывают мяч; перепрыгивают через веревочку и т. д.
Игра эта увлекает обычно детей всех возрастных групп.
Примечание. В группе малышей разыгрывать фант лучше сразу, как только кто-то из играющих нарушит правило. Задание придумывает воспитатель. В старших группах задание придумывают сами дети.
«Сова» (казахская народная и