Как компоненты контрольно-диагностической функции
руководителя дошкольного учреждения
Контроль как одна из значимых функций управления признается всеми специалистами по теории управления образованием (Л.М.Денякина, Ю.А. Конаржевский, В.Ю.Кричевский, Н.Н.Ля-щенко, Л.М.Маневцова, Л.В.Поздняк, Т. И.Шамова и др.). А. А. Орлов полагает, что именно контроль обеспечивает непрерывность и цикличность управления образовательной системой. М.М.Поташник и А.М.Моисеев утверждают, что контроль позволяет выявить ее реальное состояние. К.М.Ушаков доказывает, что контроль, в идеале, должен выявить, насколько то, что происходит на самом деле, соответствует декларируемым ценностям. В условиях большей самостоятельности образовательных учреждений при делегировании им прав и полномочий управления повышается ответственность за осуществление контрольно-диагностической функции, возрастает роль самоэкспертизы. При переходе к самоуправлению оценка собственной деятельности должна стать предметом ежедневной заботы самого образовательного учреждения, частью его профессиональной деятельности.
Как подчеркивает Т.И.Шамова, процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Такую обратную связь обеспечивает именно контроль в различных его формах и методах (способах, средствах), являясь важнейшим источником информации для каждого участника образовательного процесса.
В практике управления дошкольными учреждениями используются разные виды контроля: оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный контроль позволяет контролировать повторяющиеся процессы жизнедеятельности дошкольного учреждения: соблюдение режима и организацию жизни группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей; процесс освоения ими культурно-гигиенических навыков, развития самостоятельности в самообслуживании и санитарное состояние группы; создание условий для детской самостоятельной деятельности; организацию целевых прогулок и экскурсий и т.д.
Данный вид контроля выявляет затруднения и незначительные сбои в работе, позволяет выявить проблемы, которые требуют бо лее глубокого изучения. Непрерывность и регулярность оперативного контроля снимают его исключительность и стрессовое к нему отношение.
Разновидности оперативного контроля: предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика — позволяют обеспечить контроль за исполнением обязанностей, предупредить возникновение того или иного недостатка, сопоставить результаты деятельности, выявить компетенцию педагогов по конкретным вопросам с помощью опросов, тестов, анкетирования и т. п.
Основное достоинство оперативного контроля — его быстрота, но именно из-за этого он не всегда позволяет выявить все причины, тормозящие либо отрицательно влияющие на педагогический процесс в целом или его отдельные стороны, установить причинно-следственные связи. Эти недостатки оперативного контроля снимает тематический контроль.
Тематический контроль дает возможность проконтролировать качество образовательных услуг детского сада по отдельным направлениям воспитания и обучения, выявить уровень развития детей, эффективность выполнения образовательных программ, внедрения инноваций и новых педагогических технологий.
Итоговый контрольнаправлен на подведение итогов работы педагогического коллектива в связи с завершением учебного года, летней оздоровительной кампании, окончанием сроков реализации программы развития детского сада и пр.
Осуществляя контроль, вырабатывая его технологию, следует точно определить объекты контроля в процессе управления дошкольным учреждением. В этом плане самой существенной является установка: контролируется не работник, а его деятельность и ее результаты (В.Ю.Кричевский). Поэтому объектом контроля выступают условия работы детского сада (санитарно-гигиенические, материальные, кадрового обеспечения и т.д.), а также результаты образовательной деятельности, качество предоставляемых образовательных услуг.
Главное условие осуществления контроля — четкое представление контролирующего о стандарте, модели, эталоне того объекта, который подлежит контролю. Без ясного понимания этого контроль бессмыслен, ибо неопределенность сопоставления с нормативом, целью не даст результата. К важным условиям осуществления эффективного контроля относятся его гибкость, плановость, непрерывность, экономичность, нацеленность на результат.
Определив объекты и условия контроля, руководитель органи; зует собственно процессуальную сторону контроля — его технологическую составляющую.
Технологической составляющей контроля в образовании являются методы научно-педагогической экспертизы, экспертных оценок. Их совокупность (наблюдение педагогического процесса, хронометраж режима дня, изучение документации, анализ детских работ, беседы с детьми и воспитателями, методы педагогической диагностики для определения уровня развития ребенка, анкетирование родителей и т.д.) позволяет получить информацию о реальной картине образовательного процесса.
Используя различные методы количественного и качественного анализа, руководитель дошкольного учреждения как эксперт устанавливает соответствие образовательного процесса замыслу (цель и задачи образовательной программы, годового плана, программы развития ДОУ и т.п.) или нормативу (государственный стандарт дошкольного образования, возрастные показатели, уровни развития и т.п.) и обнаруживает отклонение.
Всю информацию тщательно анализируют, отделяют главное от второстепенного и случайного, устанавливают связи и зависимости, вскрывают причины неудач. Функция контроля переходит в функцию анализа.
В практике управления контроль и анализ — процедуры разные, но взаимодополняющие (Ю. А. Конаржевский). Контроль констатирует факт отклонения от нормы, стандарта, эталона, а анализ дает объяснение причин этого отклонения. Анализ в большей степени, чем контроль, носит субъективный характер, зависит от уровня общей компетентности анализирующего, эксперта (В. Ю.Кричев-ский).
В современных условиях демократизации управления образованием особо значим психологический аспект организации и технологической составляющей контроля. Контроль не отторгается воспитателями, если его психологический инструментарий основан на естественной потребности человека в успехе, признании его деятельности, желании быть специалистом своего дела, стремлении к совершенствованию. Поэтому контроль в детском саду должен быть прозрачным, открытым, ориентировать на повышение качества образовательных услуг и совершенствование гуманизации педагогического процесса, не нарушать естественного течения жизни детей в группе. Особо значимы спокойный, конструктивный и доброжелательный тон обсуждения результатов контроля, распространение выявленного педагогического опыта и инноваций. Целесообразно делегировать функции контроля членам педагогического коллектива, использовать в сочетании с административным такие формы контроля, как взаимоконтроль и самоконтроль. Специальные исследования подтверждают, что отторжение у педагогов вызывает не суть контроля, а форма его проведения и стилистика выводов