Понятие статуса эксперта. Способы оценки его компитенции.

ЭКСПЕРТ — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключе­ние при рассмотрении определенного вопроса. Для педагогичес­кой экспертизы приглашают ученых, воспитателей, учителей, пре­подавателей вузов и средних специальных учебных заведений, менеджеров образования. Кандидатов в эксперты подбирают на основе анкетных и документальных характеристик, само- и взаимо-оценки, эвристической, статистической, тестовой оценки и других методов.

СТАТУС ЭКСПЕРТА — определенные на основе нормативно-правовых документов и утвержденные президиумом экспертного со­вета права, обязанности, полномочия и ответственность эксперта.

Статус эксперта определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается прези­диумом «Экспертного совета».

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ - орган госу­дарственного управления, состоящий из выборных или назначен­ных лиц. Создается в целях осуществления федеральной (регио­нальной, муниципальной) политики в области образования, со­вершенствования гласной, независимой и компетентной экспер­тизы в области образования, а также оказания консультативной и научно-методической помощи.

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции экс­перта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наибо­лее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъяв­ляемые к эксперту:

• компетентность;

• креативность, развитые творческие способности, позволяю­щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре­шения противоречий;

• отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль­шинства;

• научная объективность;

• аналитичность, широта и конструктивность мышления;

• позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз­ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения экс­перта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Наиболее простым способом оценки компетентности экспер­тов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап):

• вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность оп­рашиваемого о проблеме;

• вопрос, направленный на выявление общего отношения оп­рашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий ва­риантов выбора ответа);

• вопрос для получения ответа по конкретному аспекту пробле­мы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов);

• вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию его суждений (полузакрытый);

• вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого на проблему (в закрытой форме).

12. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Познание»

Содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития дошкольников, которые связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:

- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;

- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.

Основные задачи психолого-педагогической работы по возрастам:

Года

- создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми действиями в пределах одной роли (Социализация);

- обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина) (Художественное творчество);

- учить устанавливать связь между словом и свойством предмета (в ходе выполнения конкретных действий в различных ситуациях: «Дай мне красный кубик») (Коммуникация, Социализация);

- развивать наглядно-действенное мышление через развитие мыслительных действий, имеющих направленный характер с учетом достигаемого результата;

- начинать развивать детское экспериментирование и исследовательскую деятельность;

- развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.) (Художественное творчество);

- развивать воображение детей, используя опредмечивающие образы;

- развивать продуктивную (конструктивную) деятельность, на ее основе - образное предвосхищение: называть детали конструктора (кубик, кирпич) и соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения; конструировать по образцу, предлагаемому взрослым (Художественное творчество);

- развивать все компоненты устной речи детей (Коммуникация);

- создавать проблемные ситуации (Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение).

13.Экспертные оценки и перспективное планирование развития дошкольного образовательного учреждения

Объективное стремление развивать систему дошкольного обра­зования в целом и деятельность каждого дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями жизни, ростом тре­бований к качеству образовательных услуг обусловливают необхо­димость научно обоснованного прогноза и планирования.

Практика показывает, что наиболее целесообразна следующая система:перспективные планы и комплексно-целевые программы на срок до трех лет; годовой план с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам; календарные планы работы на месяц; индивидуальные планы ра­боты сотрудников на неделю; подневные планы воспитательно-образовательной работы педагога с детьми и их родителями.

При разработке плана, а также экспертной оценке его целесооб­разности важно исходить из конкретных результатов за истекший учебный год и на их основе строить прогнозы развития дошкольного учреждения на новый период. Намечаемые задачи и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и воз­можности, а также отдаленные последствия принимаемых решений.

Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреж­дения требует проблемного анализа его состояния. Это обусловле­но тем, что всякая программа ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества образовательных услуг. Но в та­ком общем, абстрактном виде проблема не может быть решена. Необходима педагогическая экспертиза, которая позволит конк­ретизировать общую проблему, представив ее в виде связанных между собой частных задач, которые надо решить.

В. С. Лазарев, М. М. Поташник показывают: чтобы «увидеть про-
блему», целесообразен ее анализ «от конца к началу», т.е. надо
начинать с педагогической экспертизы, экспертной оценки дея-
тельности детского сада.

Организационный механизм экспертной самооценки результатов педагогической деятельности при этом можно представить в виде взаимосвязанного (целостного) алгоритма шагов.

1-й шаг. Менеджер должен выявить, что не удовлетворяет в результатах работы: высокий процент заболеваемости детей, низ кий уровень подготовки к школе, отсутствие у детей социальных ориентировок, экологической культуры, угасание познавательной активности и творческих проявлений и т.д.

2-й шаг. Анализ причин недостатков в организации и осуще­ствлении образовательного процесса, приведших к неудовлетво­рительным результатам.

3-й шаг. Выявление условий (профессиональное мастерство пе­дагогических кадров, научно-методическое обеспечение, матери­альная база, взаимодействие с родителями и т.д.), вызвавших проб­лемы в образовательном процессе.

4-й шаг. Выявление особенностей управления дошкольным уч­реждением, из-за которых возникли проблемы в педагогических условиях и образовательном процессе.

Алгоритм шагов позволяет далее на основе экспертной оценки и экспертного заключения сформулировать цель и задачи програм­мы развития, разработать конкретный план действий. При этом важно четко представлять результат (результаты) и определить па­раметры, по которым они будут оцениваться. Как правило, это набор показателей, определяемых экспертным путем.

Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы до начала реализации программы развития. Это позволяет воспитате­лям прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось (М. М. Поташник).

Разрабатывая программу развития, целесообразно указать ме­тодики диагностики, которые будут использованы для экспертной самооценки конечных результатов.

В последние годы особенно актуальной для разработки целе­вых программ развития становится педагогическая экспертиза ин­формации о потенциальных потребителях образовательных услуг. Важно, чтобы модели дошкольных учреждений и предлагаемые ими образовательные услуги соответствовали местным условиям и пожеланиям родителей, приоритетным запросам местной общи­ны, религиозных конфессий, учителей и всех других социальных заказчиков образовательных услуг.

В этих целях целесообразно использовать социологическое ис­следование. В приложении 5 представлена анкета Л.М.Деняки-ной, позволяющая провести такое исследование. Вопросы анкеты дают возможность определить: сколько детей могут прийти в дет­ский сад; как относятся родители к альтернативным моделям до­школьных учреждений (минишкола, семейный детский сад на дому, прогулочные группы и т.д.); какие дополнительные образователь­ные услуги желали бы они иметь для своих детей; в каких меро­приятиях детского сада приняли бы участие.

Анализ анкет потенциальных социальных заказчиков дает воз­можность сопоставить ожидания с требованиями государственно­го стандарта дошкольного образования, федерального и региональ ных органов управления, чтобы определить наиболее предпочти­тельную миссию дошкольного учреждения в данных условиях.

Условием эффективного управления дошкольным учреждени­ем является участие всего педагогического коллектива в разработ­ке планов и коллективно-целевых программ развития. Для этого руководители детского сада привлекают к экспертной самооценке качества образовательных услуг воспитателей, обучают их педаго­гической диагностике развития дошкольника.

Задумывая стратегическую программу, руководитель образова­тельного учреждения должен четко представлять три блока дан­ных, без которых невозможно создание концептуального документа (В. Ю. Кричевский).

Первый блок — информация о традициях прошлого и о том, что из них следует сохранить. (При любом преобразовании нужно бережно относиться к накопленным достижениям, педаго­гическому опыту воспитателей.)

Второй блок — стереотипы, которые коллектив намерен преодолеть, разрушить.

Третий блок— инновационные модели, которые предпо­лагается сконструировать, ввести в педагогический процесс.

Для получения информации по данным блокам от воспитате­лей необходима экспертная оценка их педагогического опыта (ан­кетирование, опрос).

Составляя план, разрабатывая программу развития образова­тельного учреждения, важно выстроить эффективную систему ме­тодической помощи педагогам в повышении профессионального мастерства, овладении инновациями. Для выявления их профес­сиональной компетентности целесообразны диагностические кар­ты профессиональной компетентности педагогов (рейтинговой са­мооценки результатов педагогической деятельности). Заполняя ди­агностическую карту, воспитатель анализирует свою деятельность в заданном перечне проблем.

Наши рекомендации