Понятие статуса эксперта. Способы оценки его компитенции.
ЭКСПЕРТ — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключение при рассмотрении определенного вопроса. Для педагогической экспертизы приглашают ученых, воспитателей, учителей, преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, менеджеров образования. Кандидатов в эксперты подбирают на основе анкетных и документальных характеристик, само- и взаимо-оценки, эвристической, статистической, тестовой оценки и других методов.
СТАТУС ЭКСПЕРТА — определенные на основе нормативно-правовых документов и утвержденные президиумом экспертного совета права, обязанности, полномочия и ответственность эксперта.
Статус эксперта определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается президиумом «Экспертного совета».
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ - орган государственного управления, состоящий из выборных или назначенных лиц. Создается в целях осуществления федеральной (региональной, муниципальной) политики в области образования, совершенствования гласной, независимой и компетентной экспертизы в области образования, а также оказания консультативной и научно-методической помощи.
Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции эксперта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наиболее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъявляемые к эксперту:
• компетентность;
• креативность, развитые творческие способности, позволяющие анализировать проблемные ситуации и находить пути разрешения противоречий;
• отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения большинства;
• научная объективность;
• аналитичность, широта и конструктивность мышления;
• позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватизма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.
Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.
Наиболее простым способом оценки компетентности экспертов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап):
• вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность опрашиваемого о проблеме;
• вопрос, направленный на выявление общего отношения опрашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий вариантов выбора ответа);
• вопрос для получения ответа по конкретному аспекту проблемы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов);
• вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию его суждений (полузакрытый);
• вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого на проблему (в закрытой форме).
12. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области
«Познание»
Содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития дошкольников, которые связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:
- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;
- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.
Основные задачи психолого-педагогической работы по возрастам:
Года
- создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми действиями в пределах одной роли (Социализация);
- обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина) (Художественное творчество);
- учить устанавливать связь между словом и свойством предмета (в ходе выполнения конкретных действий в различных ситуациях: «Дай мне красный кубик») (Коммуникация, Социализация);
- развивать наглядно-действенное мышление через развитие мыслительных действий, имеющих направленный характер с учетом достигаемого результата;
- начинать развивать детское экспериментирование и исследовательскую деятельность;
- развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.) (Художественное творчество);
- развивать воображение детей, используя опредмечивающие образы;
- развивать продуктивную (конструктивную) деятельность, на ее основе - образное предвосхищение: называть детали конструктора (кубик, кирпич) и соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения; конструировать по образцу, предлагаемому взрослым (Художественное творчество);
- развивать все компоненты устной речи детей (Коммуникация);
- создавать проблемные ситуации (Социализация, Безопасность, Коммуникация, Чтение).
13.Экспертные оценки и перспективное планирование развития дошкольного образовательного учреждения
Объективное стремление развивать систему дошкольного образования в целом и деятельность каждого дошкольного учреждения в соответствии с изменяющимися условиями жизни, ростом требований к качеству образовательных услуг обусловливают необходимость научно обоснованного прогноза и планирования.
Практика показывает, что наиболее целесообразна следующая система:перспективные планы и комплексно-целевые программы на срок до трех лет; годовой план с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам; календарные планы работы на месяц; индивидуальные планы работы сотрудников на неделю; подневные планы воспитательно-образовательной работы педагога с детьми и их родителями.
При разработке плана, а также экспертной оценке его целесообразности важно исходить из конкретных результатов за истекший учебный год и на их основе строить прогнозы развития дошкольного учреждения на новый период. Намечаемые задачи и планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, а также отдаленные последствия принимаемых решений.
Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреждения требует проблемного анализа его состояния. Это обусловлено тем, что всякая программа ориентирована на решение главной проблемы — повышение качества образовательных услуг. Но в таком общем, абстрактном виде проблема не может быть решена. Необходима педагогическая экспертиза, которая позволит конкретизировать общую проблему, представив ее в виде связанных между собой частных задач, которые надо решить.
В. С. Лазарев, М. М. Поташник показывают: чтобы «увидеть про-
блему», целесообразен ее анализ «от конца к началу», т.е. надо
начинать с педагогической экспертизы, экспертной оценки дея-
тельности детского сада.
Организационный механизм экспертной самооценки результатов педагогической деятельности при этом можно представить в виде взаимосвязанного (целостного) алгоритма шагов.
1-й шаг. Менеджер должен выявить, что не удовлетворяет в результатах работы: высокий процент заболеваемости детей, низ кий уровень подготовки к школе, отсутствие у детей социальных ориентировок, экологической культуры, угасание познавательной активности и творческих проявлений и т.д.
2-й шаг. Анализ причин недостатков в организации и осуществлении образовательного процесса, приведших к неудовлетворительным результатам.
3-й шаг. Выявление условий (профессиональное мастерство педагогических кадров, научно-методическое обеспечение, материальная база, взаимодействие с родителями и т.д.), вызвавших проблемы в образовательном процессе.
4-й шаг. Выявление особенностей управления дошкольным учреждением, из-за которых возникли проблемы в педагогических условиях и образовательном процессе.
Алгоритм шагов позволяет далее на основе экспертной оценки и экспертного заключения сформулировать цель и задачи программы развития, разработать конкретный план действий. При этом важно четко представлять результат (результаты) и определить параметры, по которым они будут оцениваться. Как правило, это набор показателей, определяемых экспертным путем.
Принципиально важно, чтобы эти параметры были названы до начала реализации программы развития. Это позволяет воспитателям прогнозировать цели, а не подстраивать их потом под то, что получилось (М. М. Поташник).
Разрабатывая программу развития, целесообразно указать методики диагностики, которые будут использованы для экспертной самооценки конечных результатов.
В последние годы особенно актуальной для разработки целевых программ развития становится педагогическая экспертиза информации о потенциальных потребителях образовательных услуг. Важно, чтобы модели дошкольных учреждений и предлагаемые ими образовательные услуги соответствовали местным условиям и пожеланиям родителей, приоритетным запросам местной общины, религиозных конфессий, учителей и всех других социальных заказчиков образовательных услуг.
В этих целях целесообразно использовать социологическое исследование. В приложении 5 представлена анкета Л.М.Деняки-ной, позволяющая провести такое исследование. Вопросы анкеты дают возможность определить: сколько детей могут прийти в детский сад; как относятся родители к альтернативным моделям дошкольных учреждений (минишкола, семейный детский сад на дому, прогулочные группы и т.д.); какие дополнительные образовательные услуги желали бы они иметь для своих детей; в каких мероприятиях детского сада приняли бы участие.
Анализ анкет потенциальных социальных заказчиков дает возможность сопоставить ожидания с требованиями государственного стандарта дошкольного образования, федерального и региональ ных органов управления, чтобы определить наиболее предпочтительную миссию дошкольного учреждения в данных условиях.
Условием эффективного управления дошкольным учреждением является участие всего педагогического коллектива в разработке планов и коллективно-целевых программ развития. Для этого руководители детского сада привлекают к экспертной самооценке качества образовательных услуг воспитателей, обучают их педагогической диагностике развития дошкольника.
Задумывая стратегическую программу, руководитель образовательного учреждения должен четко представлять три блока данных, без которых невозможно создание концептуального документа (В. Ю. Кричевский).
Первый блок — информация о традициях прошлого и о том, что из них следует сохранить. (При любом преобразовании нужно бережно относиться к накопленным достижениям, педагогическому опыту воспитателей.)
Второй блок — стереотипы, которые коллектив намерен преодолеть, разрушить.
Третий блок— инновационные модели, которые предполагается сконструировать, ввести в педагогический процесс.
Для получения информации по данным блокам от воспитателей необходима экспертная оценка их педагогического опыта (анкетирование, опрос).
Составляя план, разрабатывая программу развития образовательного учреждения, важно выстроить эффективную систему методической помощи педагогам в повышении профессионального мастерства, овладении инновациями. Для выявления их профессиональной компетентности целесообразны диагностические карты профессиональной компетентности педагогов (рейтинговой самооценки результатов педагогической деятельности). Заполняя диагностическую карту, воспитатель анализирует свою деятельность в заданном перечне проблем.