Коммуникативные качества аттестуемого
Создание комфортного микроклимата в процессе обучения и воспитания.
Речевая культура.
Готовность к сотрудничеству с воспитанниками, родителями, коллегами (по итогам тестов, собеседований, наблюдений должны быть конкретные данные).
III.Заключение о соответствии аттестуемого заявленной категории Задания для самоконтроля и самооценки
1. Раскройте суть понятия «аттестация педагогических и руководящих
кадров системы образования».
2. Раскройте суть понятия «квалификационная категория» примени
тельно к должностям педагогических работников дошкольных образова
тельных учреждений.
3. Изобразите графически алгоритм деятельности аттестационной ко
миссии в процессе аттестации педагогических и руководящих кадров до
школьного учреждения, укажите используемые при этом методы эксперт
ных оценок.
5.Качество дошкольного образования как объект экспертной оценки
«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивыс- шего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно», — утверждал английский писатель Р. Киплинг. С этим трудно не согласиться, но современная педагогическая наука еще не определила сущность термина «качество образования», а его оценка являет- ся одной из сложнейших проблем российской педагогики.
Следует заметить, что качество образования трактуется сегодня достаточно произвольно, и это связано прежде всего с тем, что само слово «качество» многозначно.
С одной стороны, качество — это существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого. Исходя из этого можно сказать, что система воспитания М. Монтессори, например, качественно (по целям, содержанию и всем остальным компонентам педагогической системы) отличается от вальдорфской системы.
С другой стороны, качество — степень ценности, пригодности чего-либо. С данных позиций качество образования следует рассматривать как степень реального соответствия тому, каким оно должно быть. Это значение термина «качество» наиболее существенно для решения задач экспертных оценок в образовании, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.
Сложность интерпретации термина «качество» связана и с тем, что оно (качество) может рассматриваться как абсолютное и относительное понятие. При этом в повседневной жизни, в быту качество преимущественно определяется в связи с его абсолютным значением. Качественная оценка с точки зрения абсолютного значения представляет собой наивысший стандарт, который невозможно превзойти. В этом смысле абсолютное качество образования обеспечивают элитарные учебные заведения, дорогостоящие уникальные образовательные технологии. Как понятие относительное, качество вещи, услуги и т.д. соответствует предназначению, т.е. потребностям потребителя (а не просто их высокая стоимость). Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг.
Попытка раскрыть сущность понятия «качество образования» применительно к школе на системном уровне впервые была сде-лана в исследовании С. Е.Шишова и В.А.Кальней (1998). В их монографии «Мониторинг качества образования в школе» каче- ство образования определяется как степень достижения постав- ленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.
Исходя из общих подходов к пониманию качества образования и учитывая своеобразие его дошкольного звена, качество последнего следует рассматривать как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях страны. При этом качество дошкольного образования понимают как степень достижения научно-обоснованных целей и задач дошкольного образования и степень удовлетворения ожиданий педагогов и родителей дошкольников от предоставляемых дошкольными учреждениями образовательных услуг. То есть осуществляя экспертную оценку качества дошкольного образования, необходимо определять его соответствие государственному образовательному стандарту и запросам потребителей услуг ДОУ.
Качество образования — понятие развивающееся, оно не может быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рассматривать как документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования, «Концепцию дошкольного воспитания» (1989). В ней обозначены четыре основных принципа:
гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Эти принципы являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России В настоящее время, что явствует из вышеуказанных принципов, отечественная система дошкольного образования переориентируется с интересов государства на интересы личности ребенка. Реализация потребностей детей и их родителей происходит в результате дифференциации содержания основного и дополнительного образования, предоставления широкого спектра платных дополнительных образовательных услуг, а также организации новых видов ДОУ и режима гибкого (кратковременного) пребывания детей в детском саду.
В самом общем виде качество дошкольного образования может быть определено:
• предоставлением семье возможности выбора для ребенка инди
видуального образовательного «маршрута» на основе разнообразия
содержания, форм и методов работы с детьми;
• обеспечением социальной защиты ребенка от некомпетентных
педагогических воздействий;
• гарантией достижения каждым ребенком, систематически по
сещающим детский сад, к концу дошкольного детства минимально
необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной
школе, что обеспечивает реализацию идеи непрерывного образо
вания личности.
Таким образом, качество дошкольного образования — социальная категория, обеспечивающая в итоге позитивное развитие общества, которое заинтересовано в его адекватной оценке в целях совершенствования. Присущая слову «качество» эмоциональная окраска затрудняет понимание его природы и требует компетентной экспертной оценки специалистов в данной области.
6.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация»
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни. Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие игровой деятельности;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных гендерных представлений(о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
- формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представленийо мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
- решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);
- выделение «Социализации» в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации «пронизывает» содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;
- - значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей. Задачи психолого-педагогической работы:
- 3-4 года
- По развитию игровой деятельности:
- стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);
- побуждать в играх и повседневной жизни самостоятельно или по указанию взрослого воспроизводить несложные образцы социального поведения взрослых или детей (персонажей литературных произведений, мультфильмов и др.) (Коммуникация, Познание, Чтение);
- развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях типа «Одень куклу» и др.; играть на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов с 2-3 детьми, к которым испытывает симпатию, не толкая, не отнимая игрушек и предметов и др. (Чтение); выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий (умыл и одел куклу, накормил ее, уложил спать и др.), используя соответствующие предметы и игрушки; в театрализованных и режиссерских играх последовательно отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности - мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.) (Коммуникация);
- По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):
- развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду (Коммуникация, Чтение, Музыка, Художественное творчество);
- формировать умение общаться - откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; выполнять просьбы, поручения взрослого (раскладывать ложки, салфетки, убирать игрушки и др.), оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд);
- привлекать к участию в коллективных играх и занятиях на основе установления положительных взаимоотношений с родителями, педагогами и некоторыми сверстниками и соблюдения отдельных элементарных моральных норм и правил поведения (не конфликтовать, не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку; сдерживать себя, выражать чувства в приемлемой форме; здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, обращаться с просьбой и др.) (Коммуникация, Безопасность);
- формировать, уточнять и обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения, хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, литературы и др. (Познание, Чтение, Художественное творчество);
- развивать нравственно-ценный словарь («хорошо» - «плохо», «нехорошо», «некрасиво», «добрый» - «злой» и др.) (Коммуникация, Чтение, Художественное творчество, Музыка);
- формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность);
- По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:
- формировать представления о личных данных (имя, возраст в годах), о собственной принадлежности к членам своей семьи и группы детского сада (Коммуникация, Познание, Безопасность);
- формировать положительную самооценку;
- формировать представления о своей (и других людей) половой принадлежности и элементарных проявлениях гендерных ролей (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.) (Коммуникация, Познание, Чтение, Художественное творчество);
- формировать представления о составе своей семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сестры), именах ее членов, заботе членов семьи друг о друге (Коммуникация, Познание, Безопасность);
- развивать интерес к жизни детского сада, учить называть работников детского сада по имени и отчеству, здороваться и прощаться с ними и детьми (Коммуникация);
- стимулировать желание поддерживать порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам, растениям, животным (Труд, Безопасность);
- развивать ориентировку в помещении и на участке детского сада (Познание, Безопасность);
- побуждать ребенка задавать вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др. (Коммуникация, Познание);
- формировать представления о названии города (села) и страны, в которых живет (Коммуникация, Познание, Безопасность);
- побуждать рассказывать о том, где гуляли (в парке, сквере, на даче и др.) (Коммуникация);
- воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения, страны, мира (в дни праздников, событий).
7.Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы.
Для научно-педагогической экспертизы качества дошкольного
образования особое значение имеет Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677, с изменениями и дополнениями от 14.02.97 № 179), регламентирующее деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений и выполняющее функцию примерного для негосударственных учреждений системы дошкольного воспитания.
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА1)Рассмотрение, исследование педагогических явлений, процессов, проблем, результатов педагогической деятельности (стандартов образования, рукописей, программ, учебников, учебно-методических комплексов, дидактических пособий, игрушек и прочее); - прогнозирование развития системы образования, процессов обучения и воспитания; - оценка альтернативных решений и определение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса в целях улучшения качества и обновления содержания образования, а также для оказания консультативной помощи авторам и авторским коллективам,образовательным учреждениям.
2) Комплекс научно-исследовательских процедур, направленных на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью принятия компетентных решений в области управления образованием;
3) Одна из профессиональных функциональных обязанностей, показатель профессиональной компетенции менеджера образования