Укажите ошибки в употреблении полной и краткой формы имен прилагательных.
1) Эти брюки мне великие.
2) Они хорошо знакомы.
3) Фильмы этого режиссера интересны и незабываемые.
4) В этом районе дома высокие.
5) Она красива и умна.
Укажите конструкции, различающиеся по значению.
1) братские отношения — отношения брата;
2) папина комната — комната папы;
3) материнская любовь — любовь матери;
4) вечерняя прогулка — прогулка вечером;
5) телевизионная антенна — антенна для телевизора.
Укажите ошибки в склонении числительных.
1) о полутора тоннах;
2) в трехстах девяносто двух случаях;
3) в две тысячи первом году;
4) с триста сорока пятью;
5) восемьюдесятью книгами.
Укажите ошибки в сочетаниях числительных с существительными.
1) Охотники преследовали двух волков.
2) Во дворе играли четверо детей.
3) В официальной встрече участвовали двое президентов.
4) Человек может прожить без еды более четырех суток.
5) В комнату вошло трое девушек.
Укажите ошибки в сочетаниях числительных с существительными.
1) Спортсмен пробежал 5,8 километров.
2) На склад доставили гаражные ворота в количестве двадцати трех штук.
3) Мы встретились с обеими сестрами-близнецами.
4) Туристы остановились на отдых в полутораста километрах от областного центра.
5) В городе открыты двадцать четверо яслей.
Укажите ошибки в употреблении местоимений.
1) О чем ты говоришь с ей?
2) Она разговаривала сама с собой.
3) У автора это уже не первая презентация своей книги.
4) Все это сделано с помощью нее.
5) Миша нравится себе самому.
Установите соответствие.
А. Выделенное местоимение создает двусмысленность;
Б. Выделенное местоимение употреблено неправильно.
1) Я застал помощника у себя в кабинете.
2) Все общество собралось в беседке, они любили там отдыхать.
3)Любой раз, когда мы встречаемся, он вспоминает родное село.
4) Я поздравил Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей кандидатской диссертации.
5) Поручик появился со своим секундантом. У него был прекрасный вид.
Укажите формы глагола, соответствующие литературной норме.
1) полоскает;
2) мурлычет;
3) щиплет;
4) выздоровит;
5) рыскает.
Укажите формы глагола, различающиеся по значению.
1) колышет — колыхает;
2) брызжет — брызгает;
3) мурлычет — мурлыкает;
4) кличет — кликает;
5) метает — мечет.
Укажите формы глагола, соответствующие литературной норме.
1) положи;
2) езжай;
3) покладите;
4) поезжайте;
5) ляжь.
Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм глагола.
1) Им двигает чувство долга;
2) Поезд трогается, вагоны медленно движутся вдоль перрона.
3) Кто-то машет рукой.
4) После контузии он все больше и больше глох.
5) Медсестра капает лекарство в стакан.
Укажите предложения, в которых неверно употреблены формы времени и вида.
1) Врач консультирует у себя дома или приедет к пациенту по вызову.
2) В текущем году организовываются курсы повышения квалификации учителей.
3) Павлов решил внимательно осмотреть дом, изучить все подступы к нему.
4) Сестра любит читать, увлекается театром.
5) Она о чем-то просила напарника, но я не вслушивался.
Укажите формы глагола, соответствующие литературной норме.
1) Егоникто на это не уполномочивал.
2)Узаканивать наши отношения ей не хотелось.
3) Этот студент не мог постичь тонкости поэтического творчества.
4) Детидолжныосвоивать материалсамостоятельно.
5) Он долго мок под дождем и мерз, ожидая любимую.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по теме «Морфологические нормы русского языка»
Вариант 1
Теоретический вопрос.
Трудные случаи употребления рода имен существительных.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Мы надеемся, что вы более подробнее расскажете о том, что вчера случилось. 2. Крыша бани была покрыта толью. 3. Двое волков были убиты охотниками. 4. Брату шесть лет, а сестра старше него на два года. 5. Ляжь и не вылазий из кровати.
Вариант 2
Теоретический вопрос.
Варианты падежных окончаний имен существительных.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Требуются на работу кондитеры и повары. 2. ОРТ транслировал новый сериал. 3. Преподаватель проэкзаменовал двадцать двух студентов. 4. Среди участников конференции широко была представлена молодежь, они участвовали в работе пяти секций. 5. Мы были довольны тем, что избегли нежелательной встречи.
Вариант 3
Теоретический вопрос.
Образование краткой формы имен прилагательных. Образование формы степеней сравнения прилагательных.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. На машины было погружено 20,4 тонн угля. 2. Спроси у ней, как решить эту задачу. 3. Не портьте свое зрение чтением лежа. 4. Это наиболее характернейшее заболевание для детей такого возраста. 5. В зоопарке наше внимание привлекла пони.
Вариант 4
Теоретический вопрос.
Склонение имен числительных.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Если будешь выполнять предписания врача, то выздоровишь быстрее. 2. Это самый добрейший человек из всех, с кем я знаком. 3. Перед домом росло дерево, позади его стояла скамейка. 4. От какой шампуни такие блестящие волосы? 5. Ему заплатили за выполненную работу около пятиста рублей.
Вариант 5
Теоретический вопрос.
Особенности употребления имен числительных с существительными.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Мне приятно было встретиться с обоими сестрами-близнецами. 2. Им двигает какая-то неведомая сила. 3. В третьем цеху план выпуска продукции выполнен. 4. Сестра поступила в артистическую труппу, она уезжает летом на гастроли. 5. Актеры стояли на подмостке уличной сцены.
Вариант 6
Теоретический вопрос.
Трудные случаи употребления местоимений.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. За мужество, проявленное при освобождении заложников, были награждены восемь человек, среди них двое генералов. 2. Горячее кофе по утрам меня очень бодрит. 3. Вещи поклади в шкаф. 4. На соревнованиях спортсмен пробежал дистанцию более быстрее, чем на тренировках. 5. Мальчик с его собакой возвращался домой.
Вариант 7
Теоретический вопрос.
Трудные случаи употребления форм глагола.
Задание.
Найдите ошибки, объясните, в чем они заключаются. Исправьте предложения.
1. Сумма очков в командном зачете достигла семисот сорок двух. 2. На столе лежало несколько килограммов фруктов: апельсин, мандарин, бананов. 3. Силуэты людей исчезнули в тумане. 4. Мне нужно купить пять перчаток. 5. На день рождения девочке подарили две куклы.