Установите соответствие между автором и его высказыванием, ставшим крылатым.
А. Толстой Л.Н.
Б. Крылов И.А.
В. Пушкин А.С.
Г. Вольтер.
Д. Чехов А.П.
1) Лучшее — враг хорошего.
2) Все смешалось в доме Облонских.
3) Демьянова уха.
4) В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
5) Любви все возрасты покорны.
Вариант 2
Отметьте неверные высказывания.
1) лексическая норма регламентирует образование предложений;
2) лексическая норма регламентирует словоупотребление;
3) лексическая норма регламентирует согласование подлежащего и сказуемого;
4) тавтология — это повторение однокоренных слов;
5) в основе лексической сочетаемости лежит лексическое значение слова.
Установите соответствие между словами и их значениями.
А. Беспристрастный, равнодушный.
Б. Лицо, способствующее организации какого-нибудь предприятия (спортивных состязаний, съемок фильма и т.п.) путем привлечения инвесторов, спонсоров.
В. Товарный обмен.
Г. Специалист по управлению производством.
Д. Торжественная церемония вступления нового президента страны в должность.
1) менеджер;
2) инаугурация;
3) индифферентный;
4) промоутер;
5) бартер.
3. Укажите значение слова тривиальный.
1) вызывающий крайне отрицательное отношение к себе, крайне неприятный;
2) оторванный от жизни, основанный на отвлеченных суждениях, не проверяемых опытом;
3) неоригинальный, банальный;
4) соблюдающий только форму, бюрократический, формалистский;
5) самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин.
Установите соответствие между словами и их значениями.
А. Кворум.
Б. Лизинг.
В. Импичмент.
Г. Апелляция.
Д. Аккредитив.
1) именной денежный документ, удостоверяющий поручение одного кредитного учреждения другому выплатить указанную сумму;
2) одна из форм обжалования судебных решений;
3) число участников собрания, заседания, достаточное для признания его правомочности;
4) сдача в долгосрочную аренду машин, оборудования, средств транспорта, помещений и т.п.;
5) процедура привлечения к суду высших должностных лиц государства.
Отметьте предложения, в которых слово употребляется без учета семантики.
1) Учитель — профессия серьезная.
2) По профессии я учитель.
3) Вы не подскажете, как проехать к магазину «Книги»?
4) Кто в этой очереди последний?
5) Где-то в конце месяца установилась хорошая погода.
Укажите случаи нарушения лексической сочетаемости.
1) Вы должны дать ответ на эти проблемы.
2) Французское трио произвело на нас большое впечатление.
3) Таня и Вячеслав познакомились на хладокомбинате, оба уже были женаты.
4) Администрацией города были приняты решительные действия.
5) Список прочитанных книг был очень большим.
Укажите, в каких случаях нарушение лексической сочетаемости не является ошибкой.
1) меньшая половина;
2) сухое вино;
3) поднять тост;
4) играть значение;
5) белая ночь.
Укажите случаи речевой недостаточности.
1) Доставка груза производится вертолетом.
2) Писарев отказался от исторического объяснения героя.
3) Студент занял первое место в олимпиаде по русскому языку.
4) Для закупок современного русского искусства у музеев недостает средств.
5) Он предчувствовал грозящую ему опасность.
Укажите предложения, содержащие семантическое стяжение.
1) В этом году выросли грабежи.
2) Он бросил пить.
3) Перед премьерой его посадили.
4) Количество несчастных случаев на дорогах возросло в разы.
5) Книги предлагают рецепты на все основные праздники.
Укажите предложения, содержащие речевую избыточность.
1) Сегодня в нашей программе интервью с бывшим экс-министром.
2) Козаков написал автобиографию год назад.
3) На вечере выступил автор и исполнитель песен.
4) Хулиган выражался грубыми вербальными словами.
5) Судьи только через две недели подвели итоги конкурса.
11. Как называется вид речевых ошибок (см. языковой материал тестового задания № 10).
1) плеоназм;
2) тавтология;
3) канцеляризм;
4) речевой штамп;
5) лексическая недостаточность.
Отметьте предложения, в которых есть тавтология.
1) Молодежная организация была организована при комитете по делам молодежи.
2) На строительстве дома работают рабочие строительных специальностей.
3) Это аксиома, не требующая доказательств.
4) Он, это, ну, как бы меня не понимает.
5) Актер сыграл бездомного бродягу.
Отметьте ошибочные сочетания.
1) народная демократия;
2) ностальгия по родине;
3) внутренний интерьер;
4) букинистическая книга;
5) экспонаты выставки.