Результаты комплексного стратегического анализа. SWOT-анализ
Администрация города Урай
стратегия социально–экономического развития муниципального образования городской округ город урай на период до 2020 г.
Содержание
Введение. 4
1 Результаты комплексного стратегического анализа. SWOT-анализ. 5
2 Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 года. 41
2.1 Дерево целей. 41
2.1.1 Формирование миссии города. 41
2.1.2 Главная преобразовательная цель развития. 42
2.1.3 Основные приоритетные направления развития. 44
2.2 Сценарий развития. 47
Видение развития. 49
Основные события. 50
3 Мероприятия, направленные на реализацию Стратегии. 57
3.1 Диверсификация экономики, инвестиционное развитие. 57
3.1.1 Создание условий для дальнейшего развития градообразующего предприятия. 57
3.1.2 Диверсификация экономики.. 57
3.1.3 Мероприятия на поддержку и развитие малого бизнеса. 58
3.1.4 Создание условий для развития туризма. 60
3.1.5 Формирование благоприятного инвестиционного климата. 62
3.1.6 Обеспечение роста доходов и оптимизация расходов бюджета. 62
3.1.7 Модернизация инфраструктуры и энергосбережение. 64
3.1.8 Формирование системы управления городскими лесами, улучшение экологической обстановки.. 66
3.2 Повышение качества жизни населения, инновационное развитие социальной сферы.. 68
3.2.1 Создание условий для жилищного строительства, снос непригодного и аварийного жилья. 68
3.2.2 Формирование комфортной городской среды, создание положительного имиджа города. 69
3.2.3 Создание условий для повышения доступности и качества здравоохранения 71
3.2.4 Создание условий для повышения доступности и качества образования. 73
3.2.5 Обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг. 75
3.2.6 Сохранение и развитие культурного потенциала. 76
3.2.7 Развитие массовой физической культуры и спорта среди жителей.. 78
3.2.8 Развитие детско-юношеского спорта. 79
3.2.9 Развитие молодежной политики.. 80
3.2.10 Обеспечение безопасности жизни в городе. 81
4 Механизм реализации Стратегии. 85
4.1 Организационные механизмы.. 85
4.2 Правовые механизмы.. 87
4.3 Финансовые механизмы.. 87
5 Основные результаты реализации Стратегии. 89
6 Организация управления стратегией и контроль за ходом ее реализации. 91
Урай 2020:
· город социального благополучия
· город комфортного проживания
· город активного развития собственного бизнеса
· спортивный город
Введение
Стратегическое планирование в последнее время является необходимой частью муниципального управления, когда все чаще возникает проблема неопределенности будущего. Быстро изменяющиеся экономические тенденции, глобальная и региональная реорганизация промышленного инвестирования и растущая конкуренция среди городов и регионов за жизненные ресурсы – вот основные характеристики современной экономики. Необходимость эффективного развития требует умения организовать деятельность по формированию муниципальной политики, оперативно учитывая вновь возникающие угрозы и используя новые возможности. Поэтому важнейшая задача органов местного самоуправления – выработать стратегию активного развития и обеспечить успешное развитие муниципального образования на долгосрочный период.
Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай осуществляется с целью формулирования требуемого будущего целевого видения образа города на основании единовременного выборочного исследования муниципальной экономики и социальной сферы с применением системного и стратегического анализа.
Стратегия социально-экономического развития направлена на достижение следующих целей:
- диверсификация экономики, инвестиционное развитие города;
- повышение качества жизни населения, инновационное развитие социальной сферы.
Методология разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай (далее – Стратегия) основывается на следующих принципах:
- широкое привлечение населения, представителей бизнеса и общественных организаций к партнерству с органами местного самоуправления в процессе определения целей и задач стратегического развития;
- активное общественное обсуждение стратегических направлений городского развития на общегородских и региональных семинарах, совещаниях, конференциях и в СМИ в процессе определения приоритетов и особенностей этапов стратегического развития;
- учет в Стратегии современных тенденций глобализации экономики и новейших методов стратегического управления как российскими, так и зарубежными городами;
- разработка Стратегии от долгосрочного видения в перспективе до конкретных проектов и целевых программ;
- использование в процессе разработки и реализации Стратегии результатов современных экономических научно-прикладных разработок, достижений и опыта активных зарубежных и российских городов, экспертно-практического потенциала сотрудников Администрации города Урай.
Концептуальные положения о процессе стратегического планирования:
1. Стратегия разрабатывается в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, гражданского общества, органов государственной власти и органов местного самоуправления, что позволяет снизить неопределенность будущего путем прояснения и согласования действий заинтересованных участников городского развития.
2. Стратегия не является аналогом долгосрочного комплексного плана социально-экономического развития. Стратегия затрагивает только самоесущественное для выживания, адаптации и развития города в конкурентной рыночной среде. Стратегия касается лишь тех отраслей и сфер жизни, которые имеют определяющее значение для существования города в каждый конкретный период, могут дать сильный импульс его развитию.
3. Стратегия не является конечным планом, не подлежащим изменению. Она предполагает постоянное обновление, изменение приоритетных направлений в соответствии с изменившейся достигнутой ситуацией. При этом стратегические цели должны оставаться неизменными.
4. В основе исследования лежит системный анализ, при котором любое явление рассматривается как системная совокупность взаимосвязанных элементов во внешней и внутренней среде.
Методология исследования включает стартовый стратегический анализ:
- анализ экономического развития, SWOT-анализ;
- построение дерева целей;
- анализ Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года;
- анализ опыта по развитию городов;
- сценарный метод - формирование сценариев развития города с учетом действия внешних и внутренних факторов по предлагаемым направлениям развития.
Дерево целей
Формирование миссии города
При проведенном SWOT – анализе выявлены существенные конкурентные преимущества муниципального образования городской округ город Урай как экономически важного центра Юго - Запада Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с благоприятной инфраструктурой для сохранения и развития социально-культурного потенциала населения, с перспективной возможностью стать комфортным и благоустроенным городом, обеспечивающим рост качества жизни населения и выполняющим функции «базового города» ТПП «Урайнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» с сосредоточением кадрового, инновационного потенциала.
С учетом степени взаимодействия каждого элемента сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами сформирована миссиямуниципального образования городской округ город Урай:
«Муниципальное образование городской округ город Урай – город социального благополучия, комфортного проживания и активного развития собственного бизнеса, спортивный город».
Данное позиционирование муниципального образования городской округ город Урай отражает положения Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры на период до 2020 г. г., а также Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.
С другой стороны, в миссии «город социального благополучия и комфортного проживания» отражена необходимость дальнейшего развития системы жизнеобеспечения населения с созданием комфортных условий для проживания в муниципальном образовании городской округ город Урай и привлечения как российских, так и иностранных туристов, а также духовно-нравственное развитие населения.
2.1.2 Главная преобразовательная цель развития
Выбор и обоснование целей стратегического развития является ключевым этапом в разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 г.
По результатам комплексного стратегического анализа социально-экономической ситуации и в соответствии с миссией сформирован целевой блок развития муниципального образования городской округ город Урай. Дерево целей включает главную цель, два целевых направления развития и 18 подцелей
(рис. 1).
Главная цель Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 г. – активное экономическое развитие города и повышение качества жизни населения.
Главная цель разрабатывалась в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, гражданского общества и органов местного самоуправления, что позволило снизить неопределенность будущего путем прояснения и согласования целей заинтересованных участников городского развития.
Главная цель развития муниципального образования городской округ город Урай сформирована на основе стратегического видения развития ХМАО-Югры, предусмотренного в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г., Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г. и с учетом особенностей и проблем развития, выявленных на основании оценки социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай.
Рисунок 1. Декомпозиция главной цели Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 г.
Сценарий развития
Для определения приоритетных направлений будущего развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 года с учетом реальных условий и возможной политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях, с учетом реализации федеральных и региональных целевых программ, а также результатов стратегического анализа, были разработаны стратегические сценарии развития города на долгосрочную перспективу.
Разработка сценариев развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 года осуществлена с учетом:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;
- Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов, разработанного Минэкономразвития РФ;
- Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации;
- Сценарных условий для формирования вариантов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 – 2014 гг.;
- Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.10.11 № 1757-р;
- проекта Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020»;
- Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 14.11.2008 № 491-рп;
- Прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденного распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.11 № 574-рп;
- Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Урай;
- Прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на 2012-2014 гг., утвержденного постановлением администрации города Урай от 06.10.2011 № 2899;
- Итогов социально-экономического развития города Урай за 2010 г.;
- Доклада Главы города Урай «О результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования городского округа города Урай, достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Урай за 2010 год и их планируемых значениях на 2011 – 2013 годы».
При разработке сценариев принято во внимание негативное влияние мирового кризиса, итоги социально-экономического развития в 2010 г., а также эффект от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровление экономики города.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 года разработан на вариантной основе[1]:
- инерционный;
- энерго-сырьевой;
- инновационный.
Инерционный сценарий социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай основывается на стагнации экономики вследствие продолжающегося сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора до 2012 года на уровне 2010 года, а также медленного восстановления кредитной активности. Годовые темпы роста экономики могут составить 2,6 – 3,1%. Сценарий спрогнозирован по существующим статистическим трендам с учетом негативного воздействия всех внешних и внутренних факторов, в частности, влияния на экономику города падения объемов добычи нефти.
Энерго-сырьевой сценарий связан с оживлением в экономике вследствие реализации на территории округа крупных инвестиционных проектов, реализации естественных конкурентных преимуществ региона в традиционных сферах экономической деятельности, а также поддержкой государством внутреннего спроса. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.
Инновационный сценарий социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай основан на активной инвестиционной политике, проводимой администрацией города в рамках стратегических муниципальных, окружных и федеральных программ. Для сценария характерна диверсификация экономики, а также предполагается полномасштабная реализация мероприятий Стратегии. В соответствии с данным сценарием основным направлением муниципальной политики станет развитие экономической базы, а также обеспечение условий для повышения качества жизни в городе.
В соответствии с прогнозом инновационного сценария развития произойдут значительные изменения социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай. Основные изменения будут связаны с ростом объема инвестиций, снижением зависимости экономики города от бюджетов различных уровней и градообразующего предприятия в соответствии с целевыми показателями реализации Стратегии.
Основные гипотезы, заложенные в сценариях социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай и использованные при расчете основных индикаторов развития:
1. Индексы потребительских цен приняты:
- для инерционного сценария на основе варианта 1b сценарных условий для формирования вариантов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 – 2014 гг., разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации;
- энерго-сырьевого и инновационного сценариев на основе варианта 2b сценарных условий для формирования вариантов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 – 2014 гг., разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации;
- на 2014 – 2020 годы – на основе линейных статистических трендов и трендов развития, определенных в сценариях развития в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020г., а также прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на 2012 – 2014 годы.
2. Прогноз социально-экономического развития в количественных показателях произведен до 2015 года и на 2020 год.
В соответствии с разработанными сценариями социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай были произведены расчеты основных индикаторов, характеризующих уровень развития города по заданным Стратегией целям.
В соответствии с инновационным сценарием, произойдут значительные изменения социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай. Основные изменения связаны с ростом объема инвестиций, снижением зависимости экономики города от бюджетов различных уровней, диверсификацией экономики, модернизацией инфраструктуры.
При реализации инновационного сценария развития произойдут значительные изменения социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай.
Оптимальный сценарий предполагает развитие в наиболее благоприятном направлении, стабильное улучшение внутренней и внешней среды, резкое снижение потенциальных угроз. Выбор базового сценария осуществлялся, исходя из использования основных факторов и потенциала развития, активной политики в сфере формирования институциональных, природно-экологических, демографических и социальных условий развития, нейтрализации негативных тенденций, с учетом бюджетных ограничений.
Исходя из вышеизложенного, а также в соответствии с выбором приоритетов развития, изложенных в Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа, с учетом Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в качестве базового сценария развития муниципального образования городской округ город Урай принят инновационный сценарий.
Видение развития
Разработка сценария основана на оценках прогнозного роста социально-экономических показателей развития города с учетом реализации инновационного сценария региональных Стратегий (ХМАО-Югры и Уральского федерального округа).
Развитие региона в рамках инновационного сценария будет базироваться
на полной реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России ХМАО-Югра сохранит за собой позиции основного производителя углеводородного сырья. Ключевым фактором динамики социально-экономического развития останется вклад нефтегазового сектора экономики.
Модель инновационного, социально-ориентированного развития базируется на гармоничном сочетании экономики, социальной сферы и сферы природопользования.
Перспективы экономического развития при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:
· расширением возможностей увеличения добычи газа и нефти за счет технических и технологических инноваций в добыче и транспортировке углеводородов, технологий качественно нового уровня, применяемых в нефтедобыче, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;
· диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств;
· интенсивным ростом сервисного сектора округа, базирующемся
на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также развитии финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации.
Развитие социальной сферы при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.
Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход
к решению проблем рационального природопользования и экологии за счет осуществления экологически значимых мероприятий. Инновационный сценарий означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста.
При формировании сценария учтены прогнозные расчеты Минэкономразвития России по параметрам роста соответствующих отраслей в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (по сценарию 2b).
Основные события
1. Основное направление инвестиционного развития – приоритетная поддержка новых проектов, предусматривающих применение современных технологий. Инновации будут связаны с новыми высокотехнологичными и наукоемкими отраслями, независимыми от транспортных затрат, а также внедрение инноваций будет осуществляться на традиционных для экономики производствах, базирующихся на местных ресурсах. Благодаря активной инвестиционной политике администрации муниципального образования, реализация крупномасштабных инновационно-активных инвестиционных проектов активизирует развитие новых производств в городе.
2. Значительный вклад в развитие экономики города и повышение качества жизни населения планируется за счет поддержки развития малого и среднего бизнеса и расширения сферы услуг (досуг, общественное питание, гостиницы, транспорт, связь и т.д.).
3. Формирование инвестиционной привлекательности создаст условия инвестирования, которые положительно повлияют на предпочтения инвесторов в выборе места инвестирования.
Развитие туризма
К 2020 г. планируется увеличение мест в гостиницах до 190 (на 36%). В связи с развитием туризма в городе, а также ростом инвестиционной привлекательности произойдет увеличение численности размещенных лиц в гостиницах до 12 тыс. чел. (в 2,9 раза).
Инвестиционный климат
Объем инвестиций в основной капитал возрастет существенно и составит к 2020 г. 4 418 млн руб. (в 4,1 раза), объем инвестиций крупных и средних предприятий составит 4 227 млн руб.
Удельные показатели инвестиционной привлекательности (без учета средств бюджета) также имеют тенденцию к росту - объем инвестиций на душу населения – 77,7 тыс. руб. на человека в год, темп роста к 2010 г. – в 5,8 раз, что связано с опережающим ростом внебюджетных источников инвестиций.
Экологическая обстановка
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократится на 29%. Количество сточных вод, сбрасываемых с территории населенного пункта в водоемы и на рельеф местности, снизится до 3,1 млн м3 (87,3% от уровня 2010 г.).
За счет реализуемых в рамках стратегии мероприятий по оптимизации управления городскими лесами, произойдет снижение удельного показателя: площадь лесов, приходящаяся на одного жителя, сократится на 8,5%.
Жилищное строительство
Развитие жилищного строительства характеризуется следующими показателями:
· общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составит к 2020 г. 21,1 м2, темп роста – 103,5%, что связано с опережающим ростом численности;
· удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного горячим водоснабжением, центральным отоплением, составит более 90%, канализацией - 100%;
· доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных аварийными, сократится до 0,2%;
Городская среда
В течение прогнозируемого периода произойдут следующие изменения показателей:
· общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием – 71,5 км;
· доля автомобильных дорог, в отношении которых будут произведены:
o капитальный ремонт – 0,9%;
o текущий ремонт – 30%;
· удельный вес протяженности освещенных частей улиц, проездов, набережных увеличится до 92%;
· удельный вес протяженности замощенных частей улиц, проездов, набережных с усовершенствованным покрытием увеличится до 68%.
Здравоохранение
· общее число амбулаторно-поликлинических учреждений возрастет до 6 ед.;
· удовлетворенность населения медицинской помощью возрастет до 61% (37,3% в 2010 г.)
· объем медицинской помощи, предоставляемой муниципальными учреждениями здравоохранения, в расчете на одного жителя, изменится несущественно:
o стационарная медицинская помощь – 2,6 койко-дня (рост к 2010 г. 131%);
o амбулаторная помощь – 15 посещений (рост к 2010 г. 124%);
o дневные стационары – 2,6 пациенто-дня (рост к 2010 г. в 2,9 раз);
o скорая медицинская помощь - на уровне 2010 г. (0,4 вызова).
Образование
Данный блок характеризуется показателями по следующим направлениям:
· дошкольное образование:
o удовлетворенность населения качеством дошкольного образования составит к 2020 г. 77%, рост к 2010 г. 145%;
o численность детей в возрасте 3 – 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, возрастет на 19% и составит 2321 чел., при этом количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений составит 15 ед.;
o общая численность детей в возрасте 3 – 7 лет возрастет на 22% и составит в 2020 г. 2726 чел.;
o доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных образовательных учреждений возрастет на 18% и составит 66%;
· общее образование:
o удовлетворенность населения качеством общего образования – значение показателя в 2020 г. составит 74,5%, рост к 2010 г. 123%;
o доля лиц, сдавших ЕГЭ по русскому языку и математике составит 99,5% (рост на 1,2%);
o численность выпускников муниципальных образовательных учреждений вырастет до 318 чел. – на 34,8%;
o количество муниципальных общеобразовательных учреждений вырастет на 25% и составит 10 ед.;
· дополнительное образование -
o удовлетворенность населения качеством дополнительного образования – значение показателя в 2020 г. составит 80,8%, рост к 2010 г. 114%;
o услуги по дополнительному образованию будут получать 63% детей в возрасте 5 – 18 лет (57% в 2010 г.).
Социальные услуги
Произойдет существенное улучшение показателей:
· доля детей, оставшихся без попечения родителей, снизится до 2,2%;
· доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, составит 42,4%;
· доля объектов социальной инфраструктуры, соответствующих требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 99,5%;
· произойдет снижение доли семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, – до 9,6% (в 2010 г. – 10,8%).
Культурный потенциал
Данный блок характеризуется следующими показателями:
· доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления – значение показателя в 2020 г., составит 300% (в 2010 г. 295%);
· уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности – значение показателя возрастет в связи с вводом объектов культурно-досугового типа согласно Генеральному плану;
· удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) возрастет до 83,5% (на 19%).
Детско-юношеский спорт
· численность детей, занимающихся физической культурой и спортом, возрастет до 3332 чел., рост показателя составит к 2020г. – 231%, также вырастет количество спортсменов-разрядников к уровню 2010 г. – в 2,1 раза (1000 чел.);
· численность тренерско-преподавательского состава изменится существенно и составит 112 чел. (рост в 2,4 раза) – нормативное значение показателя, также произойдет качественное улучшение тренерско-преподавательского состава.
Молодежная политика
В течение всего периода (до 2020 г.) предполагается увеличение показателей:
· молодежи, участвующей в деятельности детских и молодежных общественных объединений, до 3127 чел. (на 31%);
· доли молодежи, охваченной досуговыми и физкультурно-спортивными мероприятиями, до 38,2% (24,3% в 2010 г.).
Безопасность
На протяжении всего срока реализации Стратегии прогнозируется улучшение значений показателей данного блока:
· количество зарегистрированных преступлений - 728 ед., что составляет 81,5% от уровня 2010 г.;
· при этом сократится доля тяжких и особо тяжких преступлений – до 14,8% (в 2010 г. – 21%);
· до 16% возрастет доля населения, обученного мерам пожарной безопасности (в 2010 г. – 1%);
· удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления по обеспечению безопасности граждан составит 100%.
Диверсификация экономики
Цель:Развитие реального сектора экономики, формирование высококонкурентной экономики.
Задачи:
1. Создание новых рабочих мест, в т.ч. для трудоустройства молодых специалистов, выпускников учебных заведений.
2. Развитие нефтегазохимии.
3. Развитие производства строительных материалов.
4. Развитие текстильного и швейного производства.
5. Развитие производства продуктов питания.
Мероприятия:
1. Строительство нефтеперерабатывающего завода.
2. Создание производства на основе глубокой переработки нефти (нефтехимия).
3. Строительство завода по переработке торфа (звуко- и теплоизоляционные материалы, удобрения и др.).
4. Создание фабрики по производству деревянной мебели.
5. Производство сетки-рабицы, черепицы, красок.
6. Создание инновационного предприятия по внедрению экструзии по технологии «жидкое дерево».
7. Производство по переработке изношенных автомобильных шин и резинотехнических изделий в резиновую крошку, и производство РТИ.
8. Производство облицовочной плитки – имитации натурального камня, на основе песка и цемента.
9. Создание трикотажной мастерской.
10. Создание скорняжной мастерской (шкуры кроликов, лесных животных).
11. Производство высокоочищенной грязи для санаториев-профилакториев и физиокабинетов округа – Окружной проект.
12. Создание мясоперерабатывающего цеха.
13. Создание мини-завода по переработки рыбы (сушка, копчение, консервы).
14. Производство бутилированной минеральной воды.
15. Предоставление грантов на создание и развитие приоритетных видов производств.
16. Повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
17. Стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий.
18. Развитие венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Задачи
1. Обеспечение системной поддержки малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие потребительского рынка и сферы услуг.
Мероприятия
1. Реализация целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» (мероприятия, реализуемые на территории муниципального образования городской округ город Урай).
2. Реализация долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Урай на 2011 – 2015 годы».
3. Создание бизнес - инкубатора для предпринимателей.
4. Создание молодежного бизнес - лагеря для обучения основам предпринимательства на основе тренингов, мастер-классов, деловых игр, презентаций и прочих методов интерактивного обучения.
5. Поддержка участия субъектов предпринимательства в региональных проектах («Дни предпринимательства в Югре», «Слет молодых предпринимателей», «Заработанный рубль», Кубок Югры «Точка Роста»).
6. Содействие созданию Урайского филиала Фонда поддержки предпринимательства Югры.
7. Создание мини-гостиниц, гостиных дворов, усадеб.
8. Развитие производства сувенирной продукции на базе ремесленнических и народнопромысловых мастерских.
9. Организация предприятий общественного питания молодежного формата (кафе, пиццерия, кофейня, блинная) известных брэндов на основе франчайзинга.
10. Развитие предприятий бытового обслуживания (прачечные, пункты проката и т.п.).
11. Разработка и реализация мероприятий по развитию торговли на территории муниципального образования городской округ город.
12. Стимулирование создания сети оптово-закупочных баз для обеспечения потребностей розничных поставщиков (льготное предоставление земель под строительство торговых объектов, сниженные арендные ставки).
13. Реализация Генерального плана муниципального образования городской округ город Урай в части развития объектов торговли (строительство магазина на 100 м2 торговой площади в мкр. Солнечный).
14. Регулярное проведение «Ярмарки выходного дня», «Новогодней ярмарки», «Школьного базара», сельскохозяйственных ярмарок и других выставочно-ярмарочных мероприятий.
15. Поддержка участия местных товаропроизводителей в выставочно-ярмарочной деятельности на территории муниципального образования городской округ город Урай.
16. Строительство магазинов «шаговой доступности» в районах города.
17. Повышение уровня профессиональной подготовки работников торговли.
18. Реализация целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах» (мероприятия, реализуемые на территории муниципального образования городской округ город Урай).
19. Реализация долгосрочной целевой программы «Реализация национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» на территории города Урай» на 2011-2015 годы».
20. Организация подготовки специалистов для агропромышленного комплекса (полная или частичная оплата обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования).
21. Реализация мер поддержки молодых специалистов агропромышленного комплекса (предоставление субсидий на улучшение жилищных условий).
22. Модернизация материально-технической базы производства продукции животноводства и растениеводства.
23. Создание системы предприятий по приготовлению полуфабрикатов (глубокая переработка продукции животноводства и растениеводства) для обеспечения сбалансированным питанием учащихся образовательных учреждений города.
24. Развитие фермерских хозяйств, в том числе семейных животноводческих ферм:
· создание животноводческого комплекса.
· создание фермы по выращиванию свиней.
· создание птицеферм.
· создание кролиководческой фермы.
· развитие тепличных хозяйств.
· создание рыбоводческого комплекса (садковое разведение) ценных видов рыб (осетровых и др.).
25. Стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокот