Дневник ознакомительной практики
Студент (ка) _________________________________________________
Учреждение образования ______________________________________
Факультет ___________________________________________________
Специальность _______________________________________________
Направляется в ___________________________________________
На период с ___________________ 200 _ г. по _____________________ 200 _ г.
Руководитель практики от УО «БрГУ им. А.С. Пушкина»
____________________________________________________________
(должность, ФИО)
(тел. кафедры) ______________________
Выбыл на практику ____________________ 200 _ г. _______________
подпись факультетского руководителя
Прибыл на практику ___________________ 200 _ г. _______________
подпись заведующего ДУ
Выбыл с базы практики _________________ 200 _ г. _______________
подпись заведующего ДУ
Примерный образец записи проводимых мероприятий:
№ | Дата проведения | Наименование мероприятий | Отметка о выполнении |
10.06.05. | Утренний прием |
В дневнике отражается только самостоятельная работа студентов в течение практики.
Задание 2. Анализ нормативной документации, регламентирующей деятельность воспитателя и помощника воспитателя: знакомство с должностной инструкцией воспитателя и функциональной инструкцией помощника воспитателя детского сада.
Данное задание выполняется с приложением ксерокопии нормативных документов.
Задание 3. Анализ нормативной документации, регламентирующей воспитательно-образовательный процесс в группе дошкольного учреждения.
Данное задание выполняется с приложением образцов оформления документации.
Задание 5.Ознакомление с размещением и содержанием (наполняемостью игровым и дидактическим материалом) игровых центров и игровых зон в группах дошкольного учреждения.
Данное задание выполняется с предоставлением схемы размещения игровых центров и зон в группе.
Задание 6. Ознакомление с уровнем физического развития детей в группе на основе медицинских карт.
Данные обследования детей группы.
ФИО дет. | Дата рожд (число, месяц, год) | Возраст (кол-во лет и мес) | Данные антропометрии | Необ разм меб. | Им. мебель в группе | Примечание | ||||
Рост | Вес | Гр. здоровья | Уровень физ развития | Гр. физ восп. | ||||||
Задание 7. Ознакомление с обеспеченностью группы мебелью и составление схемы
Имеющаяся в д/с. | Вариант практиканта. | Обоснование |
Задания 9. Анализ материально-технического, санитарно-гигиенического и экологического обеспечения группы дошкольного учреждения.
9.1. Анализ материально-технического, санитарно-гигиенического и экологического обеспечения группы дошкольного учреждения.
Наименование помещения | Оборудование и текущее состояние | Соотв. нормативные документы | Анализ и рекомендации практиканта | |
9.2. Анализ условий, созданных в детском саду на территории.
Анализ оборудования территории дошкольного учреждения, с позиций соответствующих нормативным требованиям и организации воспитания – данное задание выполняет группа студентов, работающая в дошкольном учреждении.
Участок детского сада.
Содержание задания: составить план-схему участка (планировка, оборудование, озеленение).
Студенты осматривают наличие оборудования, условия созданные для оздоровления и физического развития.
Структура анализа участка детского сада.
Обеспечивают ли планировка и оборудование участка, использование разнообразных форм физического воспитания.
Анализ оборудования участка групп (соответствие возрасту, характеристика оборудования, ознакомления с природой, содержание) – задание рассчитано на студентов работающих в одной группе.
9.3. Ознакомление с особенностями организации и проведения прогулок в разных возрастных группах.
Прогулка – данный режимный процесс представляет не только прекрасные возможности для развития ребенка, но и важен для упрочения его здоровья. Свежий воздух благотворно влияет на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы, поражает резистентность организма, оказывает мощное профилактическое антирахитическое действие.
В дошкольном возрасте дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4-5 часов.
– в зимнее время дети до 3-х лет могут гулять на улице при температуре не ниже –15 градусов, 4-7 лет - -18-22 градуса с учетом силы ветра;
– в летний период порогом является температура до +28-30 градусов.
Если погодные условия не позволяют организовать прогулку на участке детского сада, решить этот вопрос можно, проведя «прогулку» в групповой комнате, физкультурном зале, пристроенной веранде – одетые дети играют в помещении при сниженной температуре до +12-14 градусов на фоне одностороннего проветривания;
– общая длительность прогулки распределяется во время дня: в I и во II половине дня в детском саду, вечером – дома. Очень хорошо, если в домашних условиях практикуется прогулка перед сном (можно использовать лоджии, балконы, веранды);
– одежда детей, одно из важнейших условий результативности прогулки для здоровья, должна соответствовать погодным условиям и не ограничивать движений. Это касается маленьких и больших. Внимание взрослых должно быть обращено на то, чтобы во время прогулки и после нее тело и одежда ребенка были сухими (головной убор, белье, обувь). Насухо растереть тело малыша и вовремя переодеть – как это важно, чтобы уберечь его не только от простуды, но и от гораздо более серьезных заболеваний – отитов, поражений мочеполовой системы и т.д.
Содержание задания: студенты присутствуют на прогулке, проводимой воспитателем в одной из возрастных групп; ведут фотозапись и анализ взаимодействия педагога с детьми (во время подготовки к прогулке, в ходе ее завершения). Одновременно фиксируют деятельность воспитателя и деятельность 2-3 детей.
Задание 12. Ознакомление и анализ распорядка дня (в том числе и сетки занятий).
Анализ распорядка дня проводится в соответствии с Программой, по которой работают в дошкольном учреждении. Вариант собственного распорядка дня для группы с медико-педагогическим обоснованием последнего разрабатывает практикант:
Распорядок дня | ||
Имеющийся в группе | Вариант практиканта | Обоснование |
Режим дня в детском саду и дома для детей разных возрастов неодинаков. Это обусловлено различиями в их психофизиологическом развитии. Наиболее важным при построении суточного режима следует считать чередование отрезков бодрствования и отдыха в течение суток. Существенным является их длительность, позволяющая с одной стороны реализовать все возрастающую потребность организма в деятельности, а с другой – компенсировать накопившуюся физиологическую усталость, создать благоприятную почву для роста и развития. Исходя из этого, отрезок отдыха в дошкольном возрасте включает ночной и обязательно дневной сон.
Таблица 1
Длительность сна | Возраст | ||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |
Ночной сон | 10 час. 40 мин. | 10 час. 30 мин. | 10 час. 20 мин. | 10 час. 15 мин. | 10час. 15 мин. |
Дневной сон | 2 часа 30 мин. | 2 часа 10 мин. | 2 часа 10 мин. | 2 часа | 1 час 40 мин. |
Продолжительность дневного сна сокращается по мере роста ребенка, но это не умаляет значимости последнего. В организации отдыха детей важна не только общая длительность сна, но очень существенно, через каждый интервал времени он наступает. На основе данных изучения биоритмической активности детского организма целесообразным временем для ночного сна является промежуток с 21.00 до 7-8 часов; дневного – с 13-14 часов до 15-16 часов. Полноценность отдыха не ограничивается только его продолжительностью. Весьма существенное влияние оказывают условия, в которых он протекает. В детском саду оптимальным вариантом является отдельная спальня со стационарными кроватями. Это не включает других решений данного вопроса, но основной принцип сохраняется во всех случаях: удобная индивидуальная постель в хорошо проветренном помещении, защищенном от прямых солнечных лучей и в спокойной звуковой обстановке. Очень хорошо, если сон проходит на фоне умеренного одностороннего проветривания. Оптимальный температурный режим:
Таблица 2.
Возраст | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 |
Температура воздуха во время сна | 20-18 | 20-18 | 20-17 | 19-16 | 19-15 |
Температура воздуха во время подготовки ко сну и подъема |
Ребенку следует спокойно и последовательно напоминать в какой позе лучше спать (на спине или правом боку, не поджимая ноги и не поднимая высоко подушку, руки, желательно, поверх одеяла):
– следить за дыханием детей во время сна (ротовое или носовое);
– подготовить одежду ребенку для сна (теплый период года: маечка и трусики, холодный – пижама, сорочка, не стесняющая тело ребенка);
– научить малышей постепенно самостоятельно готовиться ко сну.
Таблица 3.
Ориентировочный перечень действий по подготовке ко сну
Характер подготовки ко сну | Возраст | |||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||||||
а | б | А | б | а | б | А | б | а | б | |
Ночной сон | ||||||||||
1. переход на спокойную игру | + - | + | + | + - | + | + - | + | + | ||
2. Не есть перед сном (1-1,5 ч.) | + | + | + | + - | + | + - | + | |||
3. Выполнить гигиен. Процедуры | ||||||||||
- уринизация - дефекация | + - | + | + - | + | + | + - | + | + | + | |
- почистить зубы | + | + - | + | + - | + - | + | + | |||
- мытье ног | + | + | + - | + | + | + - | + | |||
- подмывание гениталий | + | + | + | + | + - | + | ||||
- умыться или принять душ | + | + - | + | + - | + | + | + | |||
- массаж головы (расчесывание) | + | + - | + | + | + - | + | + | |||
4. Переодеться | + - | + - | + | + - | Х | + | + | |||
Дневной сон | ||||||||||
1. Выполнить гигиенич. Процедуры | ||||||||||
- уринизация, - дефекация | + - | + | + - | + | + | + | + | + | ||
- умыться | + | + - | + | + - | + | + | + | |||
- мытье ног (теплой водой) | + | + | + - | + | + | + - | + | |||
- прополоскать ротовую полость | + - | + - | + | + - | + | Х | + | Х | + | |
2. Переодеться | + - | + - | + | + | + | + | + |
Примечание:
А. Самостоятельное выполнение процедуры ребенком;
Б. Выполнение совместно с персоналом;
Х. – действие относится и к ночному и дневному сну;
+ - полностью самостоятельное действие или его полностью выполняет взрослый;
- частичное выполнение действия.
Хочется обратить внимание на то, что характер и объем гигиенических процедур, к которым нужно приобщать детей аналогичен для мальчиков и девочек;
- научить ребят просыпаться с улыбкой, не задерживаться в постели. При этом однако следует помнить, что детей в детском саду поднимают постепенно, ласково с ними общаясь. Переключению организма на активный режим бодрствования способствуют воздушно – водные процедуры. Тем не менее, температурный режим, темп их выполнения зависит от возраста детей и придерживается закономерности: чем меньше возраст, тем мягче, постепенный переход, т.е. учитываются адаптационные возможности центральной нервной системы детей.
На протяжении года распорядок дня меняется не только от сезона к сезону, но и по мере совершенствования деятельности и педагогов и развития детей.
Примерный распорядок для дома (утро, вечер)
1. | Подъем, гигиенические процедуры | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
2. | Легкий завтрак | 8.00 | 8.00 | 8.00 | 8.00 |
3. | Вечер | ||||
4. | Прогулка | 19.00 | 19.00 | 19.00 | 19.00 |
5. | + Легкий ужин, игры, гигиенические процедуры, сон | 20.30 | 20.40 | 20.40 | 20.40 |
Примечание: х – время прихода и ухода детей из детского сада гибкое, по усмотрению родителей и персонала детского сада;
+ - «домашний» завтрак и ужин не постоянны, их наличие зависит от состояния здоровья детей, режима дня в домашних условиях. Меню этих приемов пищи может включать соки, кисломолочные продукты, овощные салаты, минеральную воду, фрукты.
Питание детей. В структуре факторов, определяющих здоровье человека, питание занимает 50,3 % (ВОЗ). Вот отсюда и вытекает важность еще в дошкольном возрасте сформировать навыки культуры питания. Процесс этот сложный и кропотливый, требует постоянства и системы в работе по следующим направлениям:
1) формирование у детей представлений о необходимости здорового питания;
2) формирование навыков культуры еды;
3) организация среды и условий питания в детском саду и дома.
У ребенка в дошкольном возрасте формируется алгоритм поведения в процессе питания, состоящий из:
- подготовка к приему пищи;
- действий во время еды;
- действий после еды.
1. Подготовка детей к приему пищи:
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-7 | |||||
А | Б | А | б | а | б | а | б | |
1. Постепенный переход к спокойной деятельности, сохранение положительного эмоционального состояния. | + - | + | + | + - | + | + - | + | |
2.Привести свою одежду, прическу в опрятный вид. | + - | + | + - | + - | + | + | ||
3. Выполнить гигиенич. процедуры: –уринизация, дефекация; - вымыть руки. | + - + - | + - + - | + + | + - + - | + + | + | + + | |
4.Сесть на свое место за столом. | + - | + - | + | + - | + | + | ||
5. Знать наименования, предназначение предметов сервировки стола. | + | + - | + | + - | + | + | ||
6. Знать наименование блюд, очередность их употребления (например: салат, суп, второе и т.д.) | + - | + | + - | + - | + | + - | + | |
2. Действия во время еды. | ||||||||
1.Пользоваться столовыми приборами: - ложки (десертная, чайная). - вилка, - нож, - посуда. | + + + | + + + | + + + | + | + + + + | + | + + + + | + |
2. Владеть приемами еды (брать хлеб, равномерно есть первое блюдо, второе и т.д.) | + | + | + | + | + | + | ||
3. Уметь пользоваться гигиенич. Салфетками. | + | + | + | + | + | + | ||
4. Уметь сидеть за столом, аккуратно есть, не мешать другим детям. | + | + | + | + | + | + | ||
3. Действия после еды. | ||||||||
1. Благодарить взрослых. | + | + | + | + | + | |||
2. Помочь убрать посуду со стола. | + | + | + | + | ||||
3. Уметь, не отвлекая других, после еды занять себя. | + | + | + | + | + | + | ||
4. Привести в порядок лицо, руки. | + | + | + | + | + | + | ||
5. Прополоскать после еды: - Рот - Горло | + | + | + | + | + + | + | + + | + |
6. Спокойная игровая деятельность. | + | + | + | + | + | + | ||
Примечание: а – выполнение действия детьми. б – выполнение действия персоналом. + - выполнение действия в полном объеме. + - выполнение действия частично. х- выполнение детьми поручений как при подготовке к еде, так и после. |
Не менее важна подготовка среды, в которой идет прием пищи. Внешний облик персонала (нарядная спецодежда), уют группы (тихая мелодичная музыка, свет и т.д.), сервировка стола (салфетки на столах, зелень, красивая посуда, привлекательно поданная персонально ребенку еда и т.д.) и безусловно, корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды.
Задание 13.Наблюдение за выполнением функциональных обязанностей воспитателя и помощника воспитателя при организации режимных моментов.
Протокол ведения наблюдения
Ф.И.О. воспитателя
Возрастная группа
Режимный момент, за которым наблюдает студент | Действия воспитателя | Анализ студента |
Остальные задания оформляются в произвольной форме.
По итогам практики студент пишет отчет о ее прохождении и сдает вместе с документацией.
В отчет по практике целесообразно включить фотографии и презентацию с помощью мульти-медио проектора.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование | Название кафедры | Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине | Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола) |
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
на ___________/___________ учебный год
№ п/п | Дополнения и изменения | Основание |
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
(протокол № ___ от _________ 200_ г.)
Заведующий кафедрой
(степень, звание) | (подпись) | (И.О.Фамилия) |
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
(степень, звание) | (подпись) | (И.О.Фамилия) |
ЗАДАНИЯ
ПО ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
II КУРСА ОЗО-3,5
Вся документация (девять заданий) заверяется заведующим дошкольным учреждением (подпись, печать).
Студенты, работающие в дошкольном учреждении, выполняют с 1-ой практики задание № 4, со 2-ой практики – выполняют все задания.
Студенты, не работающие в дошкольном учреждении, выполняют все задания двух практик.