Связи с общественностью, журналистика и реклама: взаимосвязь и различия
Связи с общественностью, журналистика и реклама: взаимосвязь и различия
Журналистика - профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, все многообразие продукции этой деятельности – газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях. Сам термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал». В английском языке русскому слову «журналистика» соответствует «journalism», а в немецком – «Journalistik». © Журналистика как сфера деятельности стремится к выполнению своих задач и функций. Хотя она имеет большой вес при решении информационных задач и при формировании общественного мнения, ее специфика не позволяет в полном объеме выполнять информационные и аналитические функции, которые берут на себя PR-специалисты. Главным отличием PR-деятельности от журналистики является полная независимость последней.
Журналисты в отличие от PR-специалистов обладают большей свободой при выборе как самой информации, так и элементов коммуникационной сети. PR-специалисты не могут так же свободно обращаться с информацией, стремясь к ее оптимистическому влиянию. Журналисты приоритетным считают источник информации (кто говорит), PR-специалисты – аудиторию, которой доносится информация (кому говорят), сообщение должно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. Очень важным элементом в цепи коммуникаций, по мнению PR-специалистов, являются и сроки подачи информации. Журналисты также считают этот этап немаловажным, но для них нужна не только своевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность, что считается показателем их профессионализма. PR-специалист не может рисковать, для него важно выбрать наиболее подходящий момент для подачи информации, для получения социально позитивного эффекта.
PR-специалисты не могут в своей работе применять такие приемы, как прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников, которые зачастую используют для приобретения сенсации журналисты. Для них хорошая репутация стоит на первом месте.
PR очень часто отождествляют с рекламой, но стоит отметить, что PR и реклама – это далеко не одно и то же, хотя и PR, и реклама являются технологиями маркетинговых коммуникаций. Для достижения цели PR и реклама часто выступают вместе, так как у них нередко совпадают цели. Но способ достижения результата у PR и рекламы разный.
Основной задачей рекламы является продвижение товара на рынке, спектр решаемых PR задач гораздо шире. На стадии планирования PR организации и рекламные агентства проводят аналогичные процессы, связанные с установлением основополагающей информации для клиентов. Дальнейшая их работа ведется по совершенно разным направлениям. Реклама напрямую использует оплачиваемое рекламное место, а специалисты по связям с общественностью доводят до журналистов информацию о том, что их информация интересна.
PR как социальный институт: признаки, структура, основные элементы.
ГЕНЕЗИС понятия СИ
Подход Огюста Конта к изучению социальных явлений вытекает из философии позитивного метода, когда в качестве одного из объектов социального анализа рассматривается механизм обеспечения солидарности и согласия. Он рассматривал основные социальные институты: семья, государство, религия. Противопоставив по функциональным характеристикам и природе связей семью и политическую организацию, он выступил предшественником концепции ДИХОТОМИЗАЦИИ социальной структуры (противостояния).
СЛ 3 Социальная статика Конта опиралась на тот принцип, что институты функционально взаимосвязаны и объяснения любого социального явления подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимосвязи с другими явлениями.
СЛ 4 Данный подход развивался в трудах Герберта Спенсера,который впервые употребил термин социальный институт. Главными функциями в развитии институтов общества Спенсер считал борьбу за существование с соседними общностями. Задача выживания общественного организма в условиях его эволюции порождает необходимость формировать координацию общественных подсистем с помощью особого рода регулирующего института.
Социальный организм состоит из 3 систем:
· Регулятивной
· Производящей средства для существования
· Распределительной
Спенсер различал следующие типы СИ:
· Институты родства (семья, брак)
· Экономические институты
· Регулирующие И (политические организации, религия).
Теорию социальных институтов развивает Дюркгейм, высказывая идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важным средством саморегуляции и самореализации человека. Значимой является его мысль о создании особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда. Он назвал их профессиональными корпорациями – профессиональные организации, включающие и работников и работодателей.
Макс Вебер считал, что социальные институты (государство, религия) должны изучаться социологией в той форме, в которой они становятся значимы для отдельных индивидов.
Т.о. в современной социологии накоплен большой опыт использования категории социального института.
Дмитрий Петрович Гавра под СИ понимает комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, а, с другой, социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме взаимодействия для удовлетворения этих потребностей.
Признаки СИ:
1. Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер.
2. Определенная организация
3. Наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках СИ.
4. Наличие социально-значимых функций института.
К числу важнейших функций относятся:
· Регулирование деятельности членов общества
· Создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества
· Обеспечение социальной интеграции и устойчивости общественной жизни
· Социализация индивидов
Анализ института PR
Институт PR в целом отвечает признакам социального института: имеет соответствующую субъектную структуру и вытекающие из нее статусно-ролевые нормативные характеристики (Признаки СИ:Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; Определенная организация; Наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках СИ; Наличие социально-значимых функций института).
Признаки PR, как СИ:
Институт PR предполагает наличие устойчивых совокупности ролей, в которых выступают различные субъекты, участвующие в обеспечении эффективного партнерского публичного дискурса.
Субъектная структура института PR – элемент субъектного пространства сферы PR. Так как субъектное пространство сферы PR шире, то совокупность субъектов института PR входит в него, образуя ядро.
Сл 5 Итак, Субъектная структура института PR включает:
· Общественность: широкую и целевую
· Предметные базисные субъекты ПР.
· Функционально-стратегические базисные субъекты ПР (для кого делается ПР)
· Технологические субъекты ПР.
· Субъекты, регламентирующие деятельность ПР
· Сообщества и ассоциации по СсО
· Субъекты образования и подготовки кадров для профессиональной деятельности в сфере ПР
· Субъекты, изучающие и исследующие ПР-деятельность.
Институт PR представляет собой форму социальной организации, в которой каждый вид деятельности закреплен за определенным субъектом.
Одним из атрибутов социального института является система правового регулирования, которая формирует рамки института, порядок его функционирования и его структуру.
Фундаментом нормативной системы института является Конституция, где формулируется основные положения, определяющие статус публичной коммуникации, закрепляются важнейшие политические права и свободы, среди которых право граждан на информацию, свободу выражения мнений.
Ст 29 Конституции РФ гласит, что Никто не мб принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый гражданин имеет право получать, передавать или распространять информацию любым законным способом.
Закон о СМИ и рекламе,где регламентируются нормы поиска, получения, производства, распространения МК, говорится о недопустимости цензуры и злоупотребления свободой информации, раскрываются права и обязанности журналистов и редакций, а также способы контроля и санкции за нарушение закона.
Закон о рекламе включает правила размещение и распространения рекламы, меры защиты от недобросовестной конкуренции, определяет права и обязанности рекламодателей. Данный закон распространяется на коммерческую и социальную рекламу, не затрагивая политической рекламы. Эту сферу регулируют другие законы о проведении предвыборных и избирательных кампаний, осуществлении агитации…
Существуют нормы, не имеющие формального юридического закрепления – профессионально этические кодексы, декларации, хартии.
Все эти документы задают образец поведения в рамках института ПР, определяют санкции, которые применяются к субъектам, нарушившим предписания, отвергающим их, либо допускающих девиантное поведений. Санкции могут иметь административно-юридический или моральный характер.
Технологические функции ПР
СЛ 2 Синяева (функции технологического субъекта):
1. Аналитико-прогностическая, направленная на выработку информационной политики, ее стратегии и тактики, методики изучения партнеров, оценку общественного мнения и подготовку аналитических данных для принятия решений.
2. Организационно-технологическая – деятельность по проведению и организации ПР-кампаний, деловых встреч, конференций, выставок с участием СМИ.
3. Информационно-коммуникативная – производство и тиражирование информации, при выполнении информационной и рекламной работы.
4. Консультативно-методическая – помощь в организации и налаживании отношений с общественностью, разработка модели сотрудничества, ПР-кампаний.
Сл 3 С. Катлип (социальные роли):
1. ПР – планируемая и поэтапная работа, часть менеджмента.
2. ПР имеет дело с взаимоотношениями между организацией и общественностью.
3. ПР ведет мониторинг сознания, мнений, отношений и поведений как внутри, так и за пределами организации.
4. ПР анализирует влияние политики на общественность.
5. ПР модифицирует политику действий, когда они входят в конфликт с интересами аудитории.
6. ПР устанавливает и поддерживает взаимоотношения между организацией и общественностью.
7. ПР корректирует мнения, отношения, поведение внутри и за пределами организации.
Социальные ресурсы ПР
Функциональная специфика института ПР во многом связана с развитием функций СМК. Представители сложившейся в 16-17 веках авторитарные теории печати выделили главное предназначение прессы: служить человечеству, поддерживать и проводить политику правительства. Сформулированная в 17 веке в трудах Милтона и Локка теория, основанная на принципе свободы воли, определяет цель печати так: информировать, развлекать, продавать, помогать открывать правду и контролировать действия правительства.
В конце 19 века в рабочем движении возникла теория пролетарской печати. Гл назначение прессы: разоблачение эксплуататорской сущности капиталистического строя, пропаганда коммунистических идей и классовая борьба.
В средине 20 века комиссия по свободе печати на основе изученной практики сформулировала концепцию социальной ответственности печати, согласно которой функции СМИ - информировать, продавать, развлекать и переводить конфликт в план дискуссии.
В этой связи можно выделить две классификации функций печати:
· Петерсон выделяет 6 функций:
1. Служить политической системе
2. Обсуждать общественные дела
3. Просвещать публику
4. Отражать права личности
5. Служить экономической системе
6. Развлекать
· Шарков предлагает другую классификацию функция СМИ:
1. Функция антенны – СМИ снабжают общественность информацией, что ведет к трансляции образа жизни, установок, стилей поведения.
2. Ф. Усилителя – обостряет и распространяет внедрение установок, стереотипов.
3. Ф. призмы – СМИ фильтруют, детализируют и транслируют новые тенденции, облекая их в доступную форму.
4. Ф. Эха – распространение и сохранение определенного социального порядка.
Связи с общественностью, журналистика и реклама: взаимосвязь и различия
Журналистика - профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, все многообразие продукции этой деятельности – газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях. Сам термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что означает «дневник», «журнал». В английском языке русскому слову «журналистика» соответствует «journalism», а в немецком – «Journalistik». © Журналистика как сфера деятельности стремится к выполнению своих задач и функций. Хотя она имеет большой вес при решении информационных задач и при формировании общественного мнения, ее специфика не позволяет в полном объеме выполнять информационные и аналитические функции, которые берут на себя PR-специалисты. Главным отличием PR-деятельности от журналистики является полная независимость последней.
Журналисты в отличие от PR-специалистов обладают большей свободой при выборе как самой информации, так и элементов коммуникационной сети. PR-специалисты не могут так же свободно обращаться с информацией, стремясь к ее оптимистическому влиянию. Журналисты приоритетным считают источник информации (кто говорит), PR-специалисты – аудиторию, которой доносится информация (кому говорят), сообщение должно нравиться не отправителю, а целевой группе воздействия. Очень важным элементом в цепи коммуникаций, по мнению PR-специалистов, являются и сроки подачи информации. Журналисты также считают этот этап немаловажным, но для них нужна не только своевременность, но и опережение других, а иногда и преждевременность, что считается показателем их профессионализма. PR-специалист не может рисковать, для него важно выбрать наиболее подходящий момент для подачи информации, для получения социально позитивного эффекта.
PR-специалисты не могут в своей работе применять такие приемы, как прослушивание телефонных разговоров, перлюстрация корреспонденции, анонимное фотографирование, использование сомнительных источников, которые зачастую используют для приобретения сенсации журналисты. Для них хорошая репутация стоит на первом месте.
PR очень часто отождествляют с рекламой, но стоит отметить, что PR и реклама – это далеко не одно и то же, хотя и PR, и реклама являются технологиями маркетинговых коммуникаций. Для достижения цели PR и реклама часто выступают вместе, так как у них нередко совпадают цели. Но способ достижения результата у PR и рекламы разный.
Основной задачей рекламы является продвижение товара на рынке, спектр решаемых PR задач гораздо шире. На стадии планирования PR организации и рекламные агентства проводят аналогичные процессы, связанные с установлением основополагающей информации для клиентов. Дальнейшая их работа ведется по совершенно разным направлениям. Реклама напрямую использует оплачиваемое рекламное место, а специалисты по связям с общественностью доводят до журналистов информацию о том, что их информация интересна.