Системное управление OSI. Структура управления OSI. Функциональные области управления OSI. Модель управления OSI.
Модель сетевого управления OSI - OSI Management Framework - является развитием общей семиуровневой модели взаимодействия открытых систем для случая, когда одна система управляет другой.
Модель управления OSI не делает различий между управляемыми объектами - каналами, сегментами локальных сетей, мостами, коммутаторами и маршрутизаторами, модемами и мультиплексорами, аппаратным и программным обеспечением компьютеров, СУБД. Все эти объекты управления входят в общее понятие «система», и управляемая система взаимодействует с управляющей системой по открытым протоколам OSI.
Функциональные области управления делят задачи системы управления на пять функциональных групп:
· управление конфигурацией сети и именованием;
· обработка ошибок;
· анализ производительности и надежности;
· управление безопасностью;
· учет работы сети.
Управление конфигурацией сети и именованием (Configuration Management).Эти задачи заключаются в конфигурировании параметров как элементов сети (Network Element, NE), так и сети в целом.
Обработка ошибок (Fault Management). Эта группа задач включает выявление, определение и устранение последствий сбоев и отказов в работе сети.
Анализ производительности и надежности (Performance Management). Задачи этой группы связаны с оценкой на основе накопленной статистической информации таких параметров, как время реакции системы, пропускная способность канала, интенсивность трафика, вероятность искажения данных при их передаче, а также коэффициент готовности сети или ее определенной транспортной службы.
Управление безопасностью (Security Management). Задачи этой группы включают в себя контроль доступа к ресурсам сети и сохранение целостности данных при их хранении и передаче через сеть.
Учет работы сети (Accounting Management). Задачи этой группы занимаются регистрацией времени использования различных ресурсов сети - устройств, каналов и транспортных служб.
Обмен управляющей информацией с использованием протокола управления (Management Protocol) происходит между субъектами приложений управления системами (Systems Management Application Entities, SMAE). Субъекты SMAE расположены на прикладном уровне семиуровневой модели OSI и являются элементами службы управления. Под субъектом в модели OSI понимается активный в данный момент элемент протокола какого-либо уровня, участвующий во взаимодействии. Примерами SMAE являются агенты и менеджеры систем управления.
В стандартах OSI границы между менеджерами и агентами не очень четкие. Субъект SMAE, выполняющий в одном взаимодействии роль менеджера, может в другом взаимодействии выполнять роль агента, и наоборот.
Чтобы менеджер и агент смогли взаимодействовать, каждый должен иметь определенные знания о другом. Эти знания модель OSI называет контекстом приложения (Application Context, AC). AC описывает элементы прикладного уровня стека OSI, которые используются агентами и менеджерами.
Основная модель управления OSI включает:
· управление системами
· управление N-уровнем
· операции N-уровня
Это разбиение на три области сделано для того, чтобы учесть все возможные ситуации, возникающие при управлении.
Управление системами имеет дело с управляемыми объектами на всех семи уровнях OSI, включая прикладной уровень. Оно основано на надежной передаче с установлением соединения управляющей информации между конечными системами. Необходимо подчеркнуть, что модель управления OSI не разрешает использования служб без установления соединения.
Управление N-уровнем ограничено управляемыми объектами какого-то определенного уровня семиуровневой модели. Протокол управления использует при этом коммуникационные протоколы нижележащих уровней. Управление N-уровнем полезно, когда нет возможности использовать все семь уровней OSI. В этом случае допускается пользоваться протоколом управления N-уровня, который строго предназначен для данного уровня.
Наконец, операции N-уровня сводятся к мониторингу и управлению на основе управляющей информации, содержащейся в коммуникационных протоколах только данного уровня.
Для управления ресурсами менеджер и агент должны быть осведомлены о деталях этих ресурсов. Детализация представления управляемых объектов, которые требуются для выполнения функций управления, хранится в репозитории, известном как Management Information Base (MIB).
Крупная система управления обычно состоит из большого количества агентов и менеджеров. Для организации автоматического взаимодействия между менеджерами и агентами необходимо каким-то образом задать данные, содержащие характеристики агентов и менеджеров. Менеджеру необходимо знать о том, какие агенты работают в системе управления, их имена и сетевые адреса, поддерживаемые ими классы управляемых объектов и т. п. Агенту также необходима аналогичная информация о менеджерах, так как ему нужно отправлять по своей инициативе уведомления и отвечать на запросы менеджеров.
Такие данные называются в модели OSI разделяемыми управляющими знаниями (shared management knowledge) между менеджером и агентом.
Имеются три типа управляющих знаний и, соответственно, три типа объектов, которые описывают эти знания.
· Знания репертуара (Repertoire Knowledge) описывают возможности управляемой системы, включающие перечень поддерживаемых классов управляемых объектов, поддерживаемые функции управления и именования. Знания репертуара помогают менеджеру идентифицировать возможности управляемых систем без доступа к ним.
· Знания определений (Definition Knowledge) включают формальные описания классов управляемых объектов, категории тестов, классов взаимосвязей и определения управляющей информации, понимаемой управляемой системой.
· Знания об экземплярах (Instance Knowledge) обеспечивают информацию о конкретных экземплярах управляемых объектов, имеющихся в управляемой системе.