Раскройте основные направления, принципы, подходы, способы и методы коррекции развития ребенка младшего школьного возраста. Обоснуйте их целесообразность и эффективность.
Коррекция (К)- исправление неблагополучных особенностей развития которые не соответствуют норме.
цели К
1)К нарушения
2)психопрофилактика, направление и подходы вытекающие из базовой модели
-мед К или биологическая модель
-модель отношений между личностью и ее окружающей средой
принципы К
1. единство диагностики и К
2. системность К профилактических программ
3. учет и признаки возрастные особенности
4. комплекс методов воздействия
5. активное привлечение близкого окружения (родители, друзья...)
6. возрастные сложности
7. приоритетная К каузального типа(причина)
8.учет объем степени разнообразного и эмоционально сложного материала
9. деятельностный подход
ВИДЫ СТРАТЕГИИ И ФОРМЫ
-выбор формы на сколько запущено
- индивидуально, групповая
- по продолжительности
- от времени выявления
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1) длительность занятий (от 2 мес до пол года)
2) интенсивность, насыщенность
3) активное участие ребенка + позиция родителей
4) время выявления
МЕТОДЫ К РАБОТЫ
1) гр методов
-спец методы обучения
- различные упр (вним,память, мышл.....)
2)гр. групповое моделирование поведения
-различные игры
-психодрамма
-тренинговые занятия
3) гр.методов ТЕРАПИЯ
-арттерапия
-музыкотерапия
-сказкоили библиотерапия
-фильмотерапия
-фототерап..
-кукло...
-мульт..
-песочная
- танцевальная...
4) гр. методы телесной терапии
- массаж
-релаксации
2.18. Раскройте основные направления, принципы, подходы, способы и методы коррекции развития подростка. Обоснуйте их целесообразность и эффективность.
Ответ: Некоторые авторы рассматривают псих. коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская). Другие — как метод псих. воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере) или совокупность псих. приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов). В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов псих. воздействия, направленный на выравнивание при отклонениях в психическом развитии ребенка.
Псих. коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле псих. коррекция-как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле псих. коррекция рассматривается как метод псих. воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
А. А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции:
1) ориентация на клинически здоровых людей;
2) ориентация на здоровые стороны личности;
3) ориентация на среднесрочную помощь, в отличие от краткосрочной;
4) направленность на изменение поведения и развития личности.
В процессе псих. коррекции детей и подростков с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, изменения личности, связанные с заболеванием.
2 формы коррекции (по Эльконину):
1) симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии,
2) коррекция, устраняющая источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка или подростка.
Основные виды психологической коррекции
По коррекционным задачам:
— семейная коррекция;— игровая коррекция;— нейропсихологическая коррекция;— коррекция личностного роста.
По характеру направленности:
— симптоматическая;— каузальная.
По способу коррекционных воздействий:
— директивные виды;— недирективные виды.
По форме организации:
1. общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка). В нее входит регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологиии. Они решаются в процессе организации учебно-воспитательных мероприятий.
2.частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, таких как семейная психокоррекция, музыкотерапия, психогимнастика и др.)
3. специальная психокоррекция (это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности, основная цель специальной психокоррекции — исправление последствий неправильного воспитания)
Принципы коррекционной работы.
1) принцип единства коррекции и развития - это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка.
2) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка - согласует требование соответствия хода психического и личностного развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности- с другой;
3) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка — во-первых, такая коррекция должна иметь характер активного формирующего воздействия, оказывающего целенаправленное влияние на генезис и становление психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста, во-вторых, в отличие от коррекции «снизу вверх», направленной на упражнение и упрочение уже имеющихся у ребенка функций и способностей, коррекция «сверху вниз» носит опережающий характер и направлена на формирование тех псих. способностей, которые составляют ближайшую перспективу развития, определяя уровень развития ребенка в соответствии с социальными ожиданиями и нормами;
4) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач — цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития); профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития);
5) принцип единства диагностики и коррекции — эффективная коррекция может быть построена лишь на основе тщательного и всестороннего психологического обследования, в то же время самые точные и глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогич. коррекционных мероприятий;
6) принцип приоритетности коррекции каузального типа, направленный на устранение или нивелирование самих причин, порождающих эти негативные явления в развитии ребенка;
7) деятельностный принцип коррекции — генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка, в ходе реализации, которой создаются условия для его ориентировки в «трудных», конфликтных ситуациях, организуется их разрешение и закладывается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;
8) принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии;
9) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе — успех коррекционной работы с ребенком вне сотрудничества с родителями или другим значимым социальным окружением в зависимости от характера трудностей развития оказывается либо недостаточно высоким, либо попросту невозможным, полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с его социальным окружением, что требует от взрослых как активных «строителей» этих отношений целенаправленных, активных и осознанных действий.
2. 19. Раскройте понятие "Информационно-образовательная среда". Объясните значение данной среды для образовательной организации. Укажите проблему и затруднения при создании среды.
Ответ: Информационно-образовательная среда - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.
Информационно-образовательная среда учреждения образования создается ради того, чтобы учащийся мог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру.
о многих школах в процессе информатизации учебного процесса возникает ряд проблем. К таковым возможным проблемам, можно отнести следующие:
техническая — недостаточное оснащение кабинета информатики средствами вычислительный техники, удовлетворяющим современным требованиям, что, как правило, выражается в отсутствии эргономичных жидкокристаллических мониторов, периферийных устройств ввода-вывода в кабинете (принтер, сканер), дополнительного компьютерного класса для проведения уроков по различным школьным предметам и использование информационных компьютерных средств обучения; информационная — недостаточное количество электронных образовательных ресурсов в школах; методическая — недостаточно разработаны методики обучения и контроля знаний по различным школьным предметам с использованием информационных технологий; организационная — невозможность проведения интегрированных уроков для всех желающих учителей; образовательная — недостаточная компьютерная подготовка учащихся в свете современных требований;
Для решения данных проблем нами предлагаются следующие возможные пути решения:
- оснащение компьютерного класса необходимой вычислительной техникой, удовлетворяющей современным требованиям;
- оснащение дополнительного компьютерного класса для проведения уроков с использованием информационных технологий и организация его работы;
- оснащение библиотеки достаточным количеством рабочих мест для учащихся на основе персональных компьютеров или объединение компьютеров кабинета информатики и библиотеки в единую школьную локальную компьютерную сеть; организация неограниченного доступа в Интернет для учащихся и формирование доступной для учащихся базы образовательных ресурсов в сети Интернет; обучение учителей-предметников методикам разработки и применения электронных средств обучения; формирование школьной базы методических разработок, посвященных применению информационных технологий в учебном процессе; использование при преподавании курсов «Информатика» и «Информационные технологии» современных информационных технологий и новейшего программного обеспечения.
2. 20. Раскройте понятие "Стиль семейного воспитания". Перечислите и раскройте классификации различных стилей семейного воспитания.
Ответ: Стиль воспитания – стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов и т.п.
Т.Л. Кузьмишина с соавторами отмечает, что «в отечественной и зарубежной психологии широко представлены работы, описывающие многообразие типов семейного воспитания. В подобных исследованиях типологии основаны на авторских критериях. В связи с этим практически невозможно вывести единую классификацию стилей семейного воспитания»
1. Классификация стилей семейного воспитания Дж. Болдуинавыделил два стиля родительского воспитания.
Демократический стиль характеризуется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
2. Классификация стилей семейного воспитания Г. Крайга предлагает классификацию стилей родительского воспитания, выделенные на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты. 1) Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. 2) Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. 3)Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. 4) Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
3. Классификация стилей семейного воспитания Д. Элдера. Автор выделяет семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми подросткового возраста. 1) Автократичный стиль отличается полноправной властью родителей над детьми, без необходимости обсуждать или объяснять свои решения, и слабым контролем за поведением детей. Родители могут навязывать свою волю и подчеркивают некомпетентность детей в различных аспектах. 2) Авторитарный стиль оставляет за родителями власть и право принятия решений, но допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса. 3) Демократичный стиль предполагает совместное обсуждение важных решений родителями и детьми. 4) Эгалитарный стиль характеризуется абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети не только в равной мере участвуют в принятии решений, но и несут одинаковую ответственность за них. 5) Разрешающий стиль встречается у родителей, которые склонны предоставлять ребенку довольно много свободы, требуя от него ответственности за поступки. 6) Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки. 7) Игнорирующий стиль, характеризуется отсутствием интереса родителей в отношении ребенка, его дел. Отсутствие родительского внимания выглядит так, как будто взрослых мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам.
4. Классификация стилей семейного воспитания Л.Г. Саготовской. В основу данной классификации легли критерии эмоциональности и личной включенности родителей в отношения с детьми. Автор выделяет 6 типов отношений родителей к детям:
1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни;
2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;
3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;
4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;
5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;
6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей.
5. Классификация стилей аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера. Различия между данными стилями выражаются в эмоциональной включенности родителей в жизнь ребенка, степени контроля и заботы, понимании родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей. 1) Гипопротекция – недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. 2) Доминирующая гиперпротекция – обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. 3) Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. 4) Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. 5) Повышенная моральная ответственность – не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов.