Выделите и охарактеризуйте этапы психодиагностического обследования ребенка дошкольного возраста. Опишите факторы, оказывающие влияния на результаты обследования.

Если в ДОУ регулярно проводится фронтальное диагностическое обследование детей (например, диагностика уровня достижений в конце каждого года, психопрофилактические обследования, тестирование в рамках подготовки ребенка к школе и т.д.), родители изначально должны быть предупреждены, что с ребенком будет работать психолог и заранее дать согласие на фронтальные обследования. Если диагностика проводится индивидуально (например, по запросу воспитателя), родители должны быть поставлены в известность.

Процедура психологического обследования детей состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап (заочное знакомство):

• составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником;

• составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

• составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующими с ребенком;

• составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми в жизни ребенка взрослыми.

2. Адаптационный этап:

• знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап:

• тестирование.

4. Интерпретационный этап:

• составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

Внимание! Не должно быть ошибок в обработке – необходима тщательная перепроверка. Нельзя делать вывод об уровне развития ребенка только по одной методике, поскольку иногда результаты по методикам очень сильно отличаются друг от друга (отсутствие мотивации, склонность ребенка к тому или иному виду творчества…).

5. Заключительный этап:

• констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

• рекомендации родителям (воспитателям) в устной или письменной форме.

Отдельно следует остановиться на вопросе участия родителей и психологическом обследовании их ребенка. Оптимальным считается сотрудничество родителей с психологом на подготовительном этапе обследования. Это решает проблему официального согласия родителей на психологическое воздействие относительно своего ребенка. Что касается присутствия родителей на основном этапе обследования, решение этого вопроса не может быть однозначным. С одной стороны, присутствие при тестировании способствует объективизации восприятия родителями особенностей ребенка. С другой стороны, при проблемных детско-родительских отношениях присутствие членов семьи может «заблокировать» общение ребенка с психологом, что полностью разрушит диагностическое взаимодействие. Таким образом, степень родительского участия в психологическом обследовании определяется психологом в индивидуальном порядке, в зависимости от семейной ситуации, уровня и направленности запроса.

Основные методы психодиагностики

Основной метод Варианты основного метода
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее
Опрос Устный Письменный Свободный Стандартизированный
Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный тест
Эксперимент Естественный Лабораторный Формирующий
Методы обработки данных Методы математической статистики Методы качественного анализа

Чем меньше возраст детей, тем чаще они проявляют застенчивость, испытывают страх перед незнакомыми взрослыми, легко отвлекаются от выполнения тестовых заданий. Длительные тесты могут быстро утомить ребенка, что приведет к утрате интереса.

Большие трудности при тестировании детей и подростков создает тревожность. Влияние этого фактора изучалось многими психологами. Например, рассматривалась взаимосвязь результатов тестирования с уровнем тревожности и мотивацией достижения. Было выявлено, в частности, что показатели интеллектуальных тестов и тестов школьных достижений находятся в обратно пропорциональном отношении с тревожностью. Для того чтобы контролировать возможное влияние этого фактора в процессе диагностического обследования, разрабатывались опросники, направленные на выявление отношения обследуемого к ситуации тестирования.

На детей в большей степени, чем на взрослых, оказывают влияние личностные особенности экспериментатора, его возраст, внешний вид, поведение во время тестирования, а такaie многочисленные ситуативные факторы. На результаты тестирования могут существенно повлиять особенности помещснпя, в котором проводится обследование, присутствие других людей, случайные помехи, попытки родителей «подготовить» ребенка к тестированию, имеющийся у ребенка прошлый опыт общения с психологами.

Важное значение имеет также то отношение к проблеме одаренных детей, их выявлению и обучению, которое складывается в обществе и отражается в средствах массовой информации. Необходимо учитывать, что такие социальные факторы оказывают существенное влияние не только на родителей, но и на детей. Так, семилетний мальчик, рыдающий перед комнатой, в которой проходило обследование, объяснил свой страх следующим образом: «Я очень боюсь неправильно ответить, ведь тогда меня не возьмут в хорошую гимназию для умных детей и отправят в плохую школу для дураков».

Известно, что умственное развитие ребенка, его творческие способности существенно зависят от особенностей школьного и семейного воспитания и обучения. Уровень развития способностей не является фиксированным и меняется как спонтанно, так и в результате активных целенаправленных воздействий.

Как правило, связь между результатами тестирования и практической деятельностью носит чисто формальный, статистический характер, диагноз, по сути, сливается с прогнозом, а оцениваемые особенности психики рассматриваются как стабильные, что закрывает вопрос об их совершенствовании и возможной коррекции. В работах этих авторов последовательно внедряется, а также теоретически и экспериментально обосновывается принцип коррекционности в психодиагностике, имеющий большое прикладное значение. Одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем it этой области психологической теории и практики связана с поиском критериев эффективности коррекционной работы. В работах К.М.Гуревпча и его сотрудников предпринимается попытка построения тестов, которые позволят реализовать принцип коррекционности. Предполагается, что правильный выбор направления коррекции должен сказаться на результатах тестирования. В качестве примера может послужить коррекционная программа, тесно связанная со школьным тестом умственного развития (ШТУР).

Наши рекомендации