Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

· индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);

· групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

· коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

· определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

· учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

· обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реа­лизации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, педагог создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Формы работы:

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание— форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки и опыта воспитания.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

Организация совместных досуговых мероприятий. Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возгла­вить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое само­воспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум— это форма выработки у родителей педагогичес­ких умений по воспитанию детей, эффективному решению возни­кающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Педагогическая дискуссия (диспут)— одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду­щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди­телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семей­ного и школьного воспитания.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

19. Обзор основных теорий воспитания в начальной школе.

Воспитание- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

В настоящее время существуют следующие теории воспитания, которые раскрывают цели, задачи, принципы, методы воспитания:

o Теория умственного воспитания

o Теория эстетического воспитания

o Теория нравственного воспитания

o Теория трудового воспитания

o Теория физического воспитания

o Теория экологического воспитания

o Теория экономического воспитания

Подробнее рассмотрим теории:

o умственного воспитания;

o нравственного воспитания;

o эстетического воспитания.

Теория умственного воспитания.

o Умственное воспитание - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления.

Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали:

o Л.С.Выготский

o С.Л.Рубинштейн

o А.Н.Леонтьев

o Н.А.Менчинская

o П.Я.Гальперин и др.

Цель умственного воспитания:

Формирование умений определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками.

Задачи:

o усвоение определенного объема научных знаний;

o формирование научного мировоззрения;

o развитие умственных сил и способностей;

o развитие познавательных интересов;

o формирование познавательной активности.

Методы:

o Беседа

o Диспут

o Объяснение

o Упражнение

o Групповые дискуссии

o Обсуждение

o Анализ образца

o и мн.др.

Формы:

o конференции учащихся;

o встречи со специалистами;

o выставки;

o организация предметных недель;

o игры;

o конкурсы;

o олимпиады и др.

o

Теория нравственного воспитания.

o Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

o Мораль - сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение.

Сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания освещают в своих работах:

o Л.Н.Толстой,

o А.С. Макаренко,

o В.А. Сухомлинский,

o Н.И. Болдырев,

o И.Ф. Харламов,

o И.С. Марьенко,

o Б.Т. Лихачев,

o Л.А. Попов,

o Л.Г. Григорович,

o И.П. Подласый

Цель нравственного воспитания:

формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов.

Задачи:

o Формирование нравственных понятий, суждений,

o чувств и убеждений,

o навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Методы:

o методы приучения и упражнения,

o убеждение

o стимулирования, торможения,

o самовоспитания, руководства,

o объяснительно - репродуктивные

o проблемно-ситуативные

o положительный пример и др.

Формы:

o этические беседы,

o лекции,

o дискуссии,

o тематические вечера,

o встречи,

o конференции

Теория эстетического воспитания.

o Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.

Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них:

o Д.Н.Джола,

o Д.Б.Кабалевский,

o Н.И.Киященко,

o Б.Т.Лихачев,

o А.С.Макаренко,

o Б.М.Неменский,

o В.А.Сухомлинский,

o М.Д.Таборидзе,

o В.Н.Шацкая,

o А.Б.Щербо и другие.

Цель эстетического воспитания:

o формирование эстетической культуры личности.

Задачи:

формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей

Методы:

o разъяснение,

o анализ произведений искусства, предметов и явлений,

o решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.),

o упр-ния в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.),

o положительный пример,

o поощрение и т д.

Формы:

o кружки

o студии

o группы художественной самодеятельности

o театры

o вечера поэзии,

o встречи за круглым столом

20. Психологические новообразования младшего школьника. Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.

¢ Психологические новообразования – это психические и социальные изменения , возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде , внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

1) Произвольность всех психических процессов.

Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика.

Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы.

¢ Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению

¢ Восприятие становится синтезирующим и целенаправленным

¢ Память приобретает опосредованный и логический характер

¢ Воображение становится творческим

2) Рефлексия.

Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность называется рефлексией.

¢ Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, что он делает. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно.

¢ Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека и оценивать свою деятельность.

3) Внутренний план действий.

В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет), удерживать в голове образы предметов.

К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане.

Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.

¢ Объе́кт (лат. objectum — предмет) – философская категория, выражающая нечто, существующее в реальной действительности — предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. В качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.

Субъе́кт (лат. subjectum — лежащее внизу, находящееся в основе) – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей, общество или социальную группу.

Проектируя образование, т.е. выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся ориентироваться на культивирование способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.

Современное требование "учить детей учиться" не покажется столь очевидным и естественным, если посмотреть на него не из сегодняшнего дня, а, например, из 60-x гг. Тогда считалось, что четверокласснику еще рано быть самостоятельным в этой области, а достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим житейским представлением стоял совсем иной (нежели сегодня) взгляд на так называемую природу детства, на возрастные возможности развития ребенка 7 - 11 лет.

Сферы человеческой деятельности, предполагающие рефлексивные способности субъекта, считались для ребенка недоступными, и поэтому вопрос о рефлексивном развитии младших школьников звучал столь же неправомерно и безграмотно, как вопрос об их профессиональном самоопределении.

Пример младшего школьника как объекта

¢ "Дети, что нового вы узнали сегодня на уроке?" - так обычно учитель пытается объективизировать для учеников их собственные сегодняшние изменения. "Мы научились решать задачи в два действия",- бойко ответят учащиеся. "Дети, поднимите руки, кто сегодня научился решать задачи в два действия? Вижу, почти все научились. А ты, Ваня?" - "А я это и так знал!" - буркнет Ваня, который в начале урока обнаружил полную неспособность решать задачи нового типа, но за 45 минут урока состояние неумения постепенно перешло в состояние умения: новое понятие "овладело ребенком" незаметно для него самого. Учитель-то Ваню научил, но учился ли при этом сам ребенок? Себя, почему-то не справляющегося с задачей, и себя, благодаря чему-то решившего задачу, он просто не заметил. Для задачи никакого ущерба: она была решена. А для ученика? Каждый следующий класс задач приведет его в такой же тупик, из которого его снова и снова будет выводить учитель.

Обнаружение новых возрастных возможностей младших школьников, перевело вопрос о рефлексивном развитии детей 6 - 11 лет из разряда некорректных в разряд практических и актуальных вопросов возрастной и педагогической психологии.

Связаны понятия "рефлексия" и "умение учиться" через понятие "субъект": человек, умеющий учить себя, сам определяет границы своего знания (незнания) и сам находит средство расширить границы известного, доступного.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации.

В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.

"Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя", - в этой мысли Д.Б. Эльконина мы усматриваем драгоценную, но нереализованную в практике экспериментального обучения валентность самой теории учебной деятельности. Совершенствовать, учить самого себя - это значит строить отношения с самим собой, как с "другими"

Вывод:

«Умею, хочу и буду учиться.

Именно такой оптимистический итог должен сопровождать каждого младшего школьника на ступени начального образования.

Однако практическая реализация этого замысла в настоящий момент чрезвычайно затруднена, так как слишком неясны еще в теоретическом плане и не построены - в экспериментальном те основания, которые задают полноту психолого-педагогических условий становления субъективности (самостоятельности и самодеятельности) младшего школьника в учебной деятельности.

21. Понятие и основные компоненты учебной деятельности школьника. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность –особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, на сознательное изменение своих знаний, умений, способностей.

Формирование учебной деятельности – это сложный и длительный процесс, заключающийся в постепенной передаче учителем выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику.

Результат учебной деятельности – способность учить себя или умение учиться.

• Ребёнок из обучаемого, ведомого взрослыми, становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком обучающим самого себя целенаправленно и сознательно.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

• Фронтальная – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.

• Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.

Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:

• воспитывает в учащихся чувство коллективизма;

• позволяет обучаемым рассуждать;

• формирует устойчивые познавательные интересы;

• учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса;

• ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.

Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.

• Индивидуальная – предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

Выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий:

• индивидуальную — деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе;

• индивидуализированную — предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий.

Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.

Но индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

Групповая

Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются:

• класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

• каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

• задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы.

Недостатки данной формы организации учебной деятельности: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.

Компоненты учебной деятельности:

• Учебно-позновательные мотивы – это мотивы обобщённых способов действий (мотивы собственного роста, собственного совершенствования);

• Учебная задача – по своему содержанию есть способ деятельности, подлежащий усвоению;

Уровни выполнения школьниками учебной задачи:

• Понимание задачи, поставленной учителем;

• Способность принять учебную задачу (умение ориентироваться на заданную систему требований);

• Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

• Самостоятельно ставить учебную задачу;

• Постановка системы задач.

• Учебное действие – это действие, в результате которого формируется представление или предварительный образ усваимого действия;

• Действие контроля – контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия.

• Оценка – действие по определению меры выполнения учебной задачи.

• Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ действия и продвинулся ли на ступеньку выше в этом отношении.

22. Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся.

Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.

Функции педагогического контроля:

— образовательная

— воспитательная

— развивающая

Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.

Виды контроля:

— текущий – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Главная функция текущей проверки – обучающая. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по средствам, методам и формам, которые зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия;

— периодический – осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главная функция – систематизация и обобщение;

— итоговый – проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

— Специальным видом является комплексная проверка, главная функция которой – диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Методы и формы контроля:

— Тематический – глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы;

— Фронтально-обзорный – изучение знаний и умений коллектива учащихся по общим вопросам;

— Сравнительный – параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;

— Персональный – всестороннее изучение личности конкретного ребёнка, система профессиональной деятельности отдельного педагога;

— Классно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся;

— Предметно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся по отдельным учебным курсам;

— Оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе;

— Итоговый – оценивание направлено на поведение конечных результатов обучения (аттестация).

Функции педагогического контроля:

— Диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы и уровня профессионализма);

— Обучающая (повышение мотивации и индивидуализации темпа обучения);

— Организующая (совершенствование организации учебного процесса за счёт подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);

— Воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций).

Принципы педагогического контроля:

— Связь с процессом образования и воспитания;

— Объективность, справедливость и гласность;

— Надёжность, эффективность, валидность;

— Системность и всесторонность.

23. Модернизация начального образования и его вариативность. Современные системы образования в начальной школе.

Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпо

Наши рекомендации