Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
· индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);
· групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
· коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
· определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
· учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
· обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.
Формы работы:
Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родительское собрание— форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки и опыта воспитания.
Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.
Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это - координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.
Организация совместных досуговых мероприятий. Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.
Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Педагогическая дискуссия (диспут)— одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
19. Обзор основных теорий воспитания в начальной школе.
Воспитание- целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
В настоящее время существуют следующие теории воспитания, которые раскрывают цели, задачи, принципы, методы воспитания:
o Теория умственного воспитания
o Теория эстетического воспитания
o Теория нравственного воспитания
o Теория трудового воспитания
o Теория физического воспитания
o Теория экологического воспитания
o Теория экономического воспитания
Подробнее рассмотрим теории:
o умственного воспитания;
o нравственного воспитания;
o эстетического воспитания.
Теория умственного воспитания.
o Умственное воспитание - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления.
Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали:
o Л.С.Выготский
o С.Л.Рубинштейн
o А.Н.Леонтьев
o Н.А.Менчинская
o П.Я.Гальперин и др.
Цель умственного воспитания:
Формирование умений определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками.
Задачи:
o усвоение определенного объема научных знаний;
o формирование научного мировоззрения;
o развитие умственных сил и способностей;
o развитие познавательных интересов;
o формирование познавательной активности.
Методы:
o Беседа
o Диспут
o Объяснение
o Упражнение
o Групповые дискуссии
o Обсуждение
o Анализ образца
o и мн.др.
Формы:
o конференции учащихся;
o встречи со специалистами;
o выставки;
o организация предметных недель;
o игры;
o конкурсы;
o олимпиады и др.
o
Теория нравственного воспитания.
o Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
o Мораль - сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение.
Сущность основных понятий теории нравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания освещают в своих работах:
o Л.Н.Толстой,
o А.С. Макаренко,
o В.А. Сухомлинский,
o Н.И. Болдырев,
o И.Ф. Харламов,
o И.С. Марьенко,
o Б.Т. Лихачев,
o Л.А. Попов,
o Л.Г. Григорович,
o И.П. Подласый
Цель нравственного воспитания:
формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов.
Задачи:
o Формирование нравственных понятий, суждений,
o чувств и убеждений,
o навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Методы:
o методы приучения и упражнения,
o убеждение
o стимулирования, торможения,
o самовоспитания, руководства,
o объяснительно - репродуктивные
o проблемно-ситуативные
o положительный пример и др.
Формы:
o этические беседы,
o лекции,
o дискуссии,
o тематические вечера,
o встречи,
o конференции
Теория эстетического воспитания.
o Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них:
o Д.Н.Джола,
o Д.Б.Кабалевский,
o Н.И.Киященко,
o Б.Т.Лихачев,
o А.С.Макаренко,
o Б.М.Неменский,
o В.А.Сухомлинский,
o М.Д.Таборидзе,
o В.Н.Шацкая,
o А.Б.Щербо и другие.
Цель эстетического воспитания:
o формирование эстетической культуры личности.
Задачи:
формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей
Методы:
o разъяснение,
o анализ произведений искусства, предметов и явлений,
o решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.),
o упр-ния в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.),
o положительный пример,
o поощрение и т д.
Формы:
o кружки
o студии
o группы художественной самодеятельности
o театры
o вечера поэзии,
o встречи за круглым столом
20. Психологические новообразования младшего школьника. Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.
¢ Психологические новообразования – это психические и социальные изменения , возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде , внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.
1) Произвольность всех психических процессов.
Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиция ученика.
Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы.
¢ Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
¢ Восприятие становится синтезирующим и целенаправленным
¢ Память приобретает опосредованный и логический характер
¢ Воображение становится творческим
2) Рефлексия.
Умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность называется рефлексией.
¢ Учитель требует от ребенка не только решения задачи, но и обоснования его правильности. Это постепенно формирует способность у ребенка осознавать, что он делает. Больше того - оценить, а правильно ли он сделал и почему он считает, что правильно.
¢ Таким образом, ученик постепенно научается смотреть на себя как бы глазами другого человека и оценивать свою деятельность.
3) Внутренний план действий.
В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, рисунки. Постепенно они научаются заменять предметы словами (устный счет), удерживать в голове образы предметов.
К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя - в умственном плане.
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.
¢ Объе́кт (лат. objectum — предмет) – философская категория, выражающая нечто, существующее в реальной действительности — предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). При этом в качестве объекта может выступать и сам субъект. В качестве субъекта выступает личность, социальная группа или всё общество.
Субъе́кт (лат. subjectum — лежащее внизу, находящееся в основе) – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей, общество или социальную группу.
Проектируя образование, т.е. выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся ориентироваться на культивирование способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.
Современное требование "учить детей учиться" не покажется столь очевидным и естественным, если посмотреть на него не из сегодняшнего дня, а, например, из 60-x гг. Тогда считалось, что четверокласснику еще рано быть самостоятельным в этой области, а достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим житейским представлением стоял совсем иной (нежели сегодня) взгляд на так называемую природу детства, на возрастные возможности развития ребенка 7 - 11 лет.
Сферы человеческой деятельности, предполагающие рефлексивные способности субъекта, считались для ребенка недоступными, и поэтому вопрос о рефлексивном развитии младших школьников звучал столь же неправомерно и безграмотно, как вопрос об их профессиональном самоопределении.
Пример младшего школьника как объекта
¢ "Дети, что нового вы узнали сегодня на уроке?" - так обычно учитель пытается объективизировать для учеников их собственные сегодняшние изменения. "Мы научились решать задачи в два действия",- бойко ответят учащиеся. "Дети, поднимите руки, кто сегодня научился решать задачи в два действия? Вижу, почти все научились. А ты, Ваня?" - "А я это и так знал!" - буркнет Ваня, который в начале урока обнаружил полную неспособность решать задачи нового типа, но за 45 минут урока состояние неумения постепенно перешло в состояние умения: новое понятие "овладело ребенком" незаметно для него самого. Учитель-то Ваню научил, но учился ли при этом сам ребенок? Себя, почему-то не справляющегося с задачей, и себя, благодаря чему-то решившего задачу, он просто не заметил. Для задачи никакого ущерба: она была решена. А для ученика? Каждый следующий класс задач приведет его в такой же тупик, из которого его снова и снова будет выводить учитель.
Обнаружение новых возрастных возможностей младших школьников, перевело вопрос о рефлексивном развитии детей 6 - 11 лет из разряда некорректных в разряд практических и актуальных вопросов возрастной и педагогической психологии.
Связаны понятия "рефлексия" и "умение учиться" через понятие "субъект": человек, умеющий учить себя, сам определяет границы своего знания (незнания) и сам находит средство расширить границы известного, доступного.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа, синтеза, обобщения, классификации.
В учебной деятельности младшего школьника формируется отношение к себе, к миру, к обществу, к другим людям и, что самое главное, это отношение и реализуется в основном через эту деятельность как отношение к содержанию и методам обучения, учителю, классу, школе и т.д.
"Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя", - в этой мысли Д.Б. Эльконина мы усматриваем драгоценную, но нереализованную в практике экспериментального обучения валентность самой теории учебной деятельности. Совершенствовать, учить самого себя - это значит строить отношения с самим собой, как с "другими"
Вывод:
«Умею, хочу и буду учиться.
Именно такой оптимистический итог должен сопровождать каждого младшего школьника на ступени начального образования.
Однако практическая реализация этого замысла в настоящий момент чрезвычайно затруднена, так как слишком неясны еще в теоретическом плане и не построены - в экспериментальном те основания, которые задают полноту психолого-педагогических условий становления субъективности (самостоятельности и самодеятельности) младшего школьника в учебной деятельности.
21. Понятие и основные компоненты учебной деятельности школьника. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность –особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, на сознательное изменение своих знаний, умений, способностей.
Формирование учебной деятельности – это сложный и длительный процесс, заключающийся в постепенной передаче учителем выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику.
Результат учебной деятельности – способность учить себя или умение учиться.
• Ребёнок из обучаемого, ведомого взрослыми, становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком обучающим самого себя целенаправленно и сознательно.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
• Фронтальная – это такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее.
• Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.
Достоинства фронтальной формы организации учебной деятельности:
• воспитывает в учащихся чувство коллективизма;
• позволяет обучаемым рассуждать;
• формирует устойчивые познавательные интересы;
• учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса;
• ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.
Главным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она ведет к проявлению тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы.
• Индивидуальная – предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.
Выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий:
• индивидуальную — деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе;
• индивидуализированную — предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий.
Такая организация учебной работы учащихся на уроке дает возможность каждому ученику постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.
Но индивидуализированная форма учебной работы несколько ограничивает общение учащихся между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.
Групповая
Главными признаками групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся являются:
• класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
• каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
• задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Данная форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы.
Недостатки данной формы организации учебной деятельности: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения.
Компоненты учебной деятельности:
• Учебно-позновательные мотивы – это мотивы обобщённых способов действий (мотивы собственного роста, собственного совершенствования);
• Учебная задача – по своему содержанию есть способ деятельности, подлежащий усвоению;
Уровни выполнения школьниками учебной задачи:
• Понимание задачи, поставленной учителем;
• Способность принять учебную задачу (умение ориентироваться на заданную систему требований);
• Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
• Самостоятельно ставить учебную задачу;
• Постановка системы задач.
• Учебное действие – это действие, в результате которого формируется представление или предварительный образ усваимого действия;
• Действие контроля – контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия.
• Оценка – действие по определению меры выполнения учебной задачи.
• Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ действия и продвинулся ли на ступеньку выше в этом отношении.
22. Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся.
Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем.
Функции педагогического контроля:
образовательная
воспитательная
развивающая
Но главная функция контроля – диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля.
Виды контроля:
текущий – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Главная функция текущей проверки – обучающая. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по средствам, методам и формам, которые зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия;
периодический – осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главная функция – систематизация и обобщение;
итоговый – проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
Специальным видом является комплексная проверка, главная функция которой – диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.
Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Методы и формы контроля:
Тематический – глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы;
Фронтально-обзорный – изучение знаний и умений коллектива учащихся по общим вопросам;
Сравнительный – параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;
Персональный – всестороннее изучение личности конкретного ребёнка, система профессиональной деятельности отдельного педагога;
Классно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся;
Предметно-обобщающий – изучение качеств знаний и умений учащихся по отдельным учебным курсам;
Оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе;
Итоговый – оценивание направлено на поведение конечных результатов обучения (аттестация).
Функции педагогического контроля:
Диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы и уровня профессионализма);
Обучающая (повышение мотивации и индивидуализации темпа обучения);
Организующая (совершенствование организации учебного процесса за счёт подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);
Воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций).
Принципы педагогического контроля:
Связь с процессом образования и воспитания;
Объективность, справедливость и гласность;
Надёжность, эффективность, валидность;
Системность и всесторонность.
23. Модернизация начального образования и его вариативность. Современные системы образования в начальной школе.
Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принципов функционирования системы образования, унаследованных от ушедшей эпо