Практическое занятие № 7 – 2 ч.
Тема: Стратегии и методы управления конфликтами
Цель:формирование представлений о методах и технологиях управления конфликтами, навыков их использования в профессиональной деятельности и личной жизни.
Теоретические вопросы
1. Управление, урегулирование и разрешение конфликтов – парадигмы воздействия на конфликт.
2. Условия, факторы и формы разрешения конфликтов. Этапы разрешения конфликтов.
3. Переговоры как метод разрешения конфликтов:
1) стадии переговорного процесса;
2) психологические механизмы переговоров;
3) технологии ведения переговоров.
4. Согласительные процедуры, посредничество и третейский суд как методы урегулирования и разрешения конфликтов.
Содержание занятия
1. Контроль подготовленности студентов средствами опроса.
2. Определение содержания управления конфликтом в зависимости от этапа. Составление алгоритма управления конфликтом с опорой на это содержание.
3. Анализ конфликтных ситуаций и нахождение путей их решения с опорой на алгоритм деятельности по урегулированию конфликтов.
4. Ролевая игра «Переговоры». Анализ моделей и стратегий поведения в переговорах участников.
5. Обсуждение сообщения «Регулирование конфликтов психологом».
Список литературы
1, 7, 16, 21, 37, 40, 41
Тема 9. Профилактика конфликтов
Лекция 2 ч.
Устранение причин – как одна из наиболее эффективных форм профилактики конфликтов. Налаживание и укрепление сотрудничества – как надежный путь предупреждения конфликтов.
Основные направления работы по профилактике конфликтов. Формы профилактики конфликтов. Нормативные способы профилактики конфликтов.
Практическое занятие № 8 – 2 ч.
Тема: Профилактика конфликтов.
Цель:формирование представлений об основных направлениях и формах профилактики конфликтов, навыков их использования.
Теоретические вопросы
1. Прогнозирование и профилактика конфликтов: определение и общая характеристика.
2. Основные направления работы по предупреждению конфликтов. Объективные, субъективно-объективные и социально-психологические условия предупреждения конфликтов.
3. Формы профилактики (предупреждения) конфликтов:
1) устранение причин, как наиболее эффективная форма предупреждения конфликтов;
2) налаживание и укрепление сотрудничества как надежный путь предупреждения конфликтов;
Содержание занятия
1. Составление общей схемы профилактики конфликтов.
2. Групповое обсуждение способов и приёмов коррекции отношения к проблемной ситуации.
3. Ролевая игра «Воздействие на партнёра по общению в ситуации назревающего конфликта».
4. Обсуждение сообщения «Оценка результатов деятельности и профилактика конфликтов».
5. Практическое упражнение «Оценка каких-либо результатов своей деятельности и определение использованных способов оценки».
Список литературы
7, 10, 11, 21, 37, 40
Задания для самостоятельной работы студентов
Тема 1: Конфликтология: история развития и современное состояние
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Представьте в виде таблицы этапы становления конфликтологии.
q Проведите сравнительный анализ развития зарубежной и отечественной конфликтологии по следующим параметрам: «исторический», «концептуальный», « прикладной», «институциональный».
q Раскройте специфику изучения конфликта в различных отраслях отечественной конфликтологии.
q Подготовьте сообщение на тему: «Конфликтофобия: условия и причины возникновения, основные пути преодоления».
q Составьте библиографическое описание литературных источников по конфликтологии, имеющихся в библиотеке вуза.
Тема 2 : Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы
q Составьте обобщённую схему причин конфликтов.
q Проведите сопоставительный анализ имеющихся типологий конфликтов.
q Подготовьте доклад «Конструктивные и деструктивные конфликты в истории человечества».
q Оформите схему «Методы изучения конфликтов».
Тема 3: Структура и динамика развития социальных конфликтов
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Выделите и охарактеризуйте основные компоненты психологической структуры конфликта.
q Подберите 2-3 примера конфликтов различного типа и выделите их основные структурные компоненты.
q Подготовьте сообщение на тему: «Особенности восприятия конфликтной ситуации».
Тема 4: Внутриличностные конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Дайте характеристику основных психологических концепций внутриличностных конфликтов.
q Охарактеризуйте основные формы проявления внутриличностного конфликта.
q Приведите примеры внутриличностных конфликтов различного типа. Подумайте, каким образом можно избежать их появления.
q Изучите предложенные литературные источники, составьте характеристику основных механизмов психологической защиты.
5. Игра «Телефон доверия». Обсуждение факторов конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов.
Тема 5: Межличностные конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Проанализируйте и сравните различные подходы к определению причин межличностных конфликтов.
q Рассмотрите и охарактеризуйте факторы, влияющие на процесс протекания конфликта и модели поведения участников конфликтного поведения (гендерные, возрастные и характерологические различия).
q Проработайте книгу Дж.Г. Скотт (ист. 6):
- опишите типы конфликтных личностей, общие принципы и модели общения с ними, предложенные автором;
- законспектируйте технику овладения конфликтной ситуацией.
q Используя технологию формализации межличностного конфликта, проработайте 1-2 конфликтных ситуации, произошедших у вас в последние месяцы.
q Обобщите и представьте в виде схемы основные подходы к управлению межличностными конфликтами.
Тема 6: Групповые конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Проведите сравнительный анализ различных точек зрения на типологию, причины и функции групповых конфликтов.
q Подберите 1-2 примера групповых конфликтов различного типа.
q Составьте модель управления конфликтами в организации.
q Сформулируйте рекомендации по предупреждению и разрешению супружеских конфликтов.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, определите основные направления профилактики конфликтов между родителями и детьми.
q Подготовьте сообщение на тему: «Психологическое консультирование конфликтных семей».
Тема 7: Социально-психологические, политические и межэтнические конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Изучите различные концепции межгрупповых конфликтов. Выделите основные особенности каждого подхода относительно определения, причин и функций межгрупповых конфликтов.
q Охарактеризуйте основные формы проявления социально-экономических конфликтов.
q Подберите примеры политических конфликтов «вертикального» и «горизонтального» типа.
q Охарактеризуйте объективные и субъективные причины возникновения этнонациональных конфликтов.
q Подберите примеры межгосударственных конфликтов. Опишите основные направления предотвращения конфликтов данного типа.
Тема 8: Стратегии и методы управления конфликтами
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Проведите сравнительный анализ 3-х парадигм воздействия на конфликт: управления, урегулирования и разрешения. Приведите различные точки зрения на эту проблему.
q Определите содержание управления конфликтом в зависимости от этапа.
q Составьте алгоритм деятельности по урегулированию конфликта.
q Составьте схему «Пути завершения конфликта».
q Проработайте книгу Фишер Р., Юри У. (ист. 5) Подготовьтесь к выполнению практических заданий с опорой на основные рекомендации авторов по ведению переговоров.
q Охарактеризуйте факторы, влияющие на эффективность медиаторской деятельности и тактику взаимодействия медиатора с оппонентами
q Подготовьте сообщение на тему «Регулирование конфликтов психологом».
Тема 9: Профилактика конфликтов.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Составьте схему «Объективные условия предупреждения конфликтов».
q Охарактеризуйте организационно-управленческие и социально-психологические условия профилактики конфликтов.
q Проанализируйте основные способы своего отношения к проблемной ситуации, выработайте способы и приёмы его коррекции.
q Раскройте основные способы и приёмы воздействия на партнёра по общению, его отношение к предконфликтной ситуации и поведение в ней.
q Подготовьте сообщение на тему «Оценка результатов деятельности и профилактика конфликтов».
Работа с ресурсами Internet
Инструкция: выйти на сайт: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46621 «Система федеральных образовательных порталов. Социально-гуманитарное и политологическое образование», ознакомиться с имеющейся информацией и выполнить следующие задания:
1. Составить конспект по теме «История конфликтологии» (1 учебный раздел. Методология, история и теоретические основания конфликтологии).
2. Подготовить сообщение по теме: «Развитие конфликтологии в России» (1 учебный раздел. Методология, история и теоретические основания конфликтологии).
3. Подготовить доклад по теме: «Объект конфликта как некая ценность (духовная или материальная)» (2 учебный раздел. Общая теория конфликта).
4. Выполните самостоятельную работу по теме: «Динамика конфликта». (2 учебный раздел. Общая теория конфликта).
Подготовьте письменные ответы на следующие вопросы:
а) Что является сигналами конфликта, по мнению таких авторов, как Х. Корнелиус, Ш. Фейр?
б) Что, по мнению Г. Бейтсона, представляет собой симметричный схизмогенез как механизм эскалации?
в) Каким образом можно объяснить эскалацию с точки зрения этологической теории агрессии К. Лоренца?
5. Подготовьте сообщения по следующим темам:
(2 учебный раздел. Общая теория конфликта)
а) Классовые и национально-этнические конфликты.
б) Экологические конфликты.
в) Глобальные, региональные и локальные конфликты.
6. Подготовьте обзор теорий, объясняющих механизм внутриличностного конфликта (3 учебный раздел. Конфликты в организации).
7. Подготовьте сообщения по следующим темам:
(3 учебный раздел. Конфликты в организации).
а) Невротический конфликт и его возможные последствия.
б) Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта.
в) Практика психологической помощи при остром интрапсихическом конфликте.
г) Факторы и механизм разрешения личностного конфликта.
8. Выполните письменную работу по теме: «Специфика поведения личности в конфликте (на примере поведения близкого друга)». (3 учебный раздел. Конфликты в организации).
9. Заполните таблицу «Типичные конфликтогены в поведении руководителя как субъекта конфликта». (3 учебный раздел. Конфликты в организации).
10. Подготовьте сообщение по теме: «Роль стереотипа ритуальной агрессивности (В. Лефевр) в современной культуре» (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
11. Заполните таблицу «Стадии управления конфликтом» (прогнозирование, предупреждение (профилактика) или стимулирование, регулирование, разрешение). (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
12. Подготовить доклад по теме: «Переговорный процесс как форма регулирования конфликта». (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
13. Заполнить таблицы: «Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами» и «Этапы медиативной процедуры». (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
14. Подготовить сообщение по теме: «Технология выработки интегративного решения - генератор альтернатив (Х.Корнелиус, Ш.Фейр)» (4 учебный раздел. Управление конфликтом).
Материальное обеспечение дисциплины
1. На факультете:
а) компьютерные классы;
б) мультимедиапроектор.
2. В кабинетах психологии:
а) учебно-методический фонд литературы;
б) банк диагностических методик;
в) электронный текст (тезисы) лекций;
г) презентации.
ГЛОССАРИЙ
Авторитет- общепризнанное значение, влияние; человек или группа, пользующиеся общим признанием.
Агрессивисты - они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
Агрессия –индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.
Агрессия- повеление в конфликте, связанное с нанесением психологического или физического ущерба одним из участников другому. может проявляться как в словесном оскорблении, гак и в физическом насилии.
Адаптация- приспособление строения и функций организма к условиям среды.
Администрация- должностные лица, руководящий персонал какого-либо учреждения или предприятия.
Акцентуация характера есть определенное направление характера, чрезмерная выраженность отдельных черт характера индивида.
Альтруизм- бескорыстная забота о благе других людей, готовность жертвовать для других своими личными интересами.
Амбивалентность- двойственность переживания, выражающаяся н том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства, например, симпатию и антипатию.
Антагонизм- непримиримое противоречие.
Антагонист- сторона конфликта, основанного па антагонистическом, непримиримом противоречии.
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Антипатия- чувство неприязни, недоброжелательности.
Антисемитизм- форма национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.
Апатия- состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением интересов,
Арбитр- третья сторона в конфликте, наделенная определенными функциями для его урегулирования оппонентами конфликта.
Арбитраж- способ разрешения споров, состоящий в обращении к арбитру.
Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.
Аффилиация – самоприсоединение к группе.
Базовые характеристики - это индивидуальные психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в особенностях темперамента, самооценке, в способе реагирования на слова и поступки людей.
Большие социальные группы - такие образования, как социальные классы, политические партии, касты, социальные слои (страты), этнические общности, национальные образования, крупные религиозные объединения.
Вечные пессимисты - всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать "нет", поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.
Включение - близкий к рационализации способ психологической защиты, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора.
Внутренние конфликты возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами.
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.
Внутриличностныи конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.
Внушение – это процесс влияния на психическую сферу индивида, связанный с сужением сознания, уменьшением критичности, а так же с уменьшением понимания каких-либо логических оценок.
Восприятие – это субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.
Всезнайки - считают себя выше других, ибо полагают, что знают истину в последней инстанции и все на свете. При этом они к тому же хотят, чтобы об этом "превосходстве" знали и другие. Они могут действовать как "бульдозер", расталкивающий всех на своем пути со своими "знаниями". Но довольно часто оказывается, что они ошибаются, ибо в основном только играют свои роли.
Вытеснение - наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации.
Гипертимностъ(гипертимический тип) - отличается постоянным повышенным настроением, оптимистичность, чрезвычайной контактностью в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.
Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъективные границы); по территории, на которой происходит конфликт ( пространственные границы); по продолжительности конфликта ( временные границы).
Демократия является своеобразным антиподом тоталитарного режима. Она (в идеале) характеризуется контролем гражданского общества над политической властью.
Динамика конфликта – движение конфликтного столкновения, стадии и фазы его развития.
Директивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели.
Дистимность(дистимический тип) – противоположен гипертимному типу. Характеризуется пессимистичным настроением, серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости.
Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Жалобщики - у них всегда найдется что-нибудь, на что они будут сетовать. Обычно они мало что делают для решения проблемы и не хотят брать на себя ответственность.
Завершение конфликта – устранение объективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Завершение конфликта - это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в перемене ценностей субъектами противоборства.
Замещение - замена действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.
Застревание(застревающий тип) - основная черта этого типа - склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, мстительность, ревность).
Защитно-агрессивное общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить чувство собственного достоинства, игнорируя потребности и интересы партнера.
Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя.
Изоляция, или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов.
Инновации (или нововведения) - это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.
Институализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.
Институциализация конфликта - выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;
Интроверты - стимулы для жизненной активности они черпают изнутри, живут в основном своим внутренним миром. Они замкнуты, мало общительны, медлительны, серьезны, любят порядок, дружат с немногими, но преданно.
Инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Истинные причины - в качестве причин конфликта стороны могут ссылаться на те обстоятельства, которые и в действительности создали данную конфликтную ситуацию.
Источники конфликтов – стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на повеление людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях.
Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом переживании. Это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, путем соблюдения ритуалов.
Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информации о ситуации и предмете взаимодействия.
Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.
Компромисс (от лат. compromissum) — означает соглашение на основе взаимных уступок. Например, в политике компромисс — это уступка некоторым требованиям противоположной стороны, отказ от части своих требований в силу соглашения с другой партией.
Консенсус (от лат. consedo) - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. В научной литературе понятие консенсуса обозначает общественное согласие относительно правил разрешения конфликтов
Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов и суждений.
Конфликт- предельный случай обострения противоречия (Философская энциклопедия)
Конфликт - столкновение противоположных тенденций, интересов. Конфликт может быть силовым и не силовым. Методы силового конфликта: бойкот, террор, война.
Конфликт в организации - это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.
Конфликтная ситуация - первоначальный, предконфликтный этап приведения в действие причины К. В ее составе - совокупность объективных и субъективных условий, при которых реально возможно противоборство. Выражением КС является состояние напряженности во взаимоотношениях определенных субъектов.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.
Конфликтогены - это источники конфликтов: люди, отношения, события, состояние дел.
Конфликтология - отрасль междисциплинарных знаний о структуре и динамике социальных взаимоотношений, связанных с потенциально возможным или реальным столкновением субъектов на почве тех или иных противоречий.
Конфликты с внешней средой - это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.
Латентные причины - более сложные, запутанные или вовсе не подозреваемые обстоятельства, которые остаются скрытыми хотя бы для одной из сторон.
Легитимация конфликта - официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении;
Ложные альтруисты - якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это в иных обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного или требования компенсации.
Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).
Максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;
Малая социальная группа - это совокупность людей, находящихся в непосредственном взаимодействии и объединенных общими целями и задачами совместной деятельности: школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, коллектив кафедры, семья.
Манипулирование конфликтом - стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью извлечения собственной выгоды, сохраняя при этом причины конфликта.
Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.
Межличностное общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Меланхолик- человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики? замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.
Метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности.
Метод фасилитации или фасилитаторство - метод разрешения конфликта с участием третьей стороны, оказывающей содействие процессу выработки соглашения и занимающей нейтральную позицию на переговорах в процедурах альтернативного разрешения конфликтов.
Методологией, под которой понимаются учение о методах познания, система принципов, объясняющая пути и обосновывающая способы приращения, построения и применения знания.
Мифология технического общества(Т-мифология) – условно истинные высказывания рекламы о предметном окружении.
Молчуны - спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.
Мотивность (эмотивный тип) - это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни, гуманностью, отзывчивостью, обостренным чувством долга, исполнительностью.
Напористость - реализация собственных интересов, стремление к достижению собственных целей; участники - противники, цель - победа или поражение. Сторонники данной стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение
Невинные лгуны - заметают следы ложью или серией обманов, так что вы перестаете понимать, во что верить, а во что - нет;
Неврозы (от греч. neuron - нерв) - это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу.
Нехватка ресурсов - к ресурсам относятся власть, энергия, деньги, время и другие материальные, информационные и трудовые ресурсы.
Объектконфликта. Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется
Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты.
Организатор – лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.
Организационные конфликтогены связаны с неэффективной организацией рабочих циклов, распределения работ и делегирования полномочий: слабая организация работы, например, когда одни перегружены ею, а другие ищут возможности для приложения собственных ресурсов, отсутствие контроля или возможностей контроля, неэффективный стиль управления.
Организационные причины - несправедливая или неэффективная организация взаимодействия и распределения ресурсов, задач, а также системы контроля и оценки деятельности.
Организационный - обеспечение сбалансированности в распределении функций, обязанностей, ресурсов, прав и ответственности, а также наиболее оптимальное их перераспределение в случае возникновения противоречий в интересах.
Организационный конфликт - это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентации. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива.
Открытые причины - в открытом конфликте причины осознаются конфликтующими сторонами .
Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке.
Отрицательные эмоции - это своеобразные разведчики разума, первый эшелон обороны нашего организма. Их задача - мгновенно оценивать угрожающую ситуацию и побуждать нас к действию, задолго до того, как разум ее обстоятельно проанализирует.
Парадигма – традиция в науке, заложенная обычно конкретной научной работой, объединяющая когнитивный и социальный уровень исследования, имеющая протяженность во времени и пространстве и являющаяся коллективной собственностью.
Партнерство - ориентация на учет интересов и потребностей партнера; стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов. «Наш интерес состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны».
Педантичность (педантичный тип) - высокие оценки свидетельствуют о ригидности, инертности психических процессов, тяжелости на подъем, длительном переживании травмирующих событий.
Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия.
Персональные конфликтогены возникают на уровне рабочих мест и чаще всего сводятся к личности, а иногда - к группе.
Поведенческие причины - задевающие чувство собственного достоинства субъекта, угрожающие его безопасности, непредсказуемое, эгоистичное, «несправедливое» поведение.
Повод - это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий.
Подавление конфликта подразумевает прекращение конфликта посредством тотального навязывания условий прекращения конфликта как одной конфликтующей стороной другой стороне, так и нейтральной (не участвующей) стороной к конфликтующим сторонам.
Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту.
Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.
Политика - деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти
Политический - применение идеологических парадигм, поддерживаемых властными структурами за счет мобилизации административных, дипломатических, многопартийных и пр. ресурсов.
Политический конфликт - столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Понимающее общение - это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния.
Попустительским можно назвать решение, при котором он перекладывает ответственность за решение на самих работников:
Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами.
Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.
Посредники (медиаторы) - третья сторона в конфликте и его косвенные участники.
Правовой - создание и поддержка правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных экономических связей и способов деятельности.
Предмет конфликта - те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.
Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.
Предотвращение конфликта- свод