Тема 1. История возникновения и развития конфликтологии

Лекция 2 ч.

Этапы становления конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта. Ранние представления о конфликте и методах его разрешения (Гераклит, Эпикур); христианская философия (Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон); новые подходы к конфликту (В.Д. Пристли, Ш. Монтескье, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель, Г. Спенсер, У. Сампер, Г. Зиммель и др.); марксизм и немарксистская традиция изучения конфликтов (М. Вебер, В. Паретто, Г. Моска и др.) Рассмотрение конфликтов в психоаналитической психологии. Социально-психологическая традиция изучения конфликта.

Структура научного познания о конфликте. Подходы к изучению конфликта в отечественной психологии.

Список литературы

1. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2007. – 176 с.

2. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами / Ю.Ф. Лукин. – Академический проект «Трикста», 2007.- 800с.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова – 2-е изд., испр. – М.: изд. Центр «Академия», 2004. – 192с.

Тема 2. Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов.

Лекция 2 ч.

Противоречия между людьми – как источники конфликтов. Функции конфликта: конструктивные (позитивные) и деструктивные (негативные). Влияние конфликта на основных участников и социальное окружение.

Типология конфликтов: критерии классификации. Виды конфликтов по движущим силам: потребностям, интересам, ценностям (А.Г. Здравомыслов). Формы конфликтов по В.Н. Амелину. Виды конфликтов с учётом мотивации (ложный, потенциальный, истинный). Типология конфликтов Р. Дарендорфа; типология И. Дойча и др.

Практическое занятие №1. – 2 ч.

Тема: Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов.

Цель:знакомство с типологией и методами изучения конфликтов, формирование представлений об источниках, причинах и функциях социальных конфликтов.

Теоретические вопросы

1. Источники и причины конфликтов.

2. Функции конфликтов.

3. Типология конфликтов: критерии классификации и виды конфликтов.

4. Методы изучения конфликтов.

Содержание занятия

1. Контроль подготовленности студентов средствами опроса.

2. Составление таблицы «Классификация конфликтов» (работа в подгруппах и последующее представление).

3. Разработка программы исследования проблемы, связанной с конфликтами.

4. Диагностика межличностных отношений в группе с помощью модульного социотеста (Анцупов А.Я.)

Список литературы

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005.

3. Мириманова, М.С. Конфликтология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова – 2-е изд., испр. – М.: изд. Центр «Академия», 2004. – 192с.

4. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.

Тема 3. Структура и динамика развития социальных конфликтов.

Лекция 2 ч.

Конфликт как система и процесс. Структура конфликта как совокупность устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Основные компоненты структуры конфликта: предмет и объект конфликта; участники (основные участники – оппоненты, группа поддержки, др. участники); конфликтная ситуация; стратегия и тактика; микро- и макросфера; информационная модель конфликтной ситуации.

Динамика конфликта – изменение конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Периоды и этапы конфликта: латентный период (предконфликтный); открытый период (собственно конфликт); послеконфликтный период. Пути завершения конфликта.

Практическое занятие № 2 – 2ч.

Тема: Структура и динамика развития конфликтов.

Цель:формирование умение анализироватьконфликт с точки зрения структуры и динамики его развития.

Теоретические вопросы

1. Конфликт как система и процесс.

2. Структура конфликта: объективные и психологические компоненты конфликта.

3. Динамика конфликта. Основные периоды и этапы в развитии конфликтов.

Содержание занятия

1. Анализ подобранных студентами конфликтов с выделением основных структурных компонентов.

2. Обсуждение сообщения «Особенности восприятия конфликтной ситуации».

3. Рассмотрение конфликтных ситуаций и определение периодов и этапов в их развитии.

Список литературы

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2005.

2. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007.

3. Атватер, И.Я. Вас слушаю / И. Я. Атватер. – М.: Экономика, 1988. – 111с.

4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: «Тетра-Системс», 2001. – 464 с.

Наши рекомендации