Тема 9. Профилактика конфликтов.
Устранение причин – как одна из наиболее эффективных форм профилактики конфликтов. Налаживание и укрепление сотрудничества – как надежный путь предупреждения конфликтов.
Основные направления работы по профилактике конфликтов. Формы профилактики конфликтов. Нормативные способы профилактики конфликтов.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. 3-е изд. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М. : Эксмо, 2009. – 512 с.
2. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб. : Питер, 2008. – 544 с.
3. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2007. – 176 с.
4. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами / Ю.Ф. Лукин. – Академический проект «Трикста», 2007. - 800с.
5.Мириманова, М.С. Конфликтология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.С. Мириманова – 2-е изд., испр. – М.: изд. Центр «Академия», 2004. – 192 с.
Дополнительная литература
6. Авксентьев, В.А. Этнические конфликты: В 2 ч. Ставрополь, 1996. Международные конфликты / В.А. Авксентьев. – М. : Международные отношения, 1972. – 238с.
7. Агеев, Д.С. Межгрупповое взаимодействие / Д.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 240 с.
8. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб. : Питер, 2005.
9. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007.
10. Атватер, И.Я. Вас слушаю. – М.: Экономика, 1988. – 111с.
11. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Мн.: «Тетра-Системс», 2001. – 464 с.
12. Баныкина, С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997. – 122с.
13. Барлас, Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению «Я»/ Т.В. Барлас. – М.: «Академия», 1997. – 160 с.
14. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин – Спб.: Питер, 2004.
15. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт!/ Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с.
16. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. – М.: 1996.
17. Воронин, Г.Л. Конфликты в школе. //Социологические исследования, 1994. - № 3. – с. 94-95.
18. Гришина, Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе / Н.В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1990.- 174 с.
19. Донченко, Е.А.,. Личность, конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев, 1989.
20. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
21. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с.
22. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.: Экономика, 1990. – 335 с.
23. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: «Детство-пресс», 1999. – 144 с.
24. Конфликтология. Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов/на - Дону: «Феникс», 2000. – 320 с.
25. Конфликты в школе// Социологические исследования, 1994. - №3. – с. 94-95.
26. Крогиус, Н.В. Личность в коллективе / Н.В. Крогиус. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976. – 142 с.
27. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стрессы / Я.А. Лупьян. – Минск, 1986.
28. Мацнев, А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования// Соц. – политический ж., 1996, №4, - с.46.
29. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинская. – СПб.: Питер Ком, 1999.
30. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 189с.
31. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учеб издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов пед. вузов / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Владос, 1998.
32. Рыбакова, М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991. – 128с.
33. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология / В.А. Семенов. – СПб.: СЗАГС, 2008.
34. Семенов, В.А. Феномен конфликта / В.А. Семенов. – СПб.: СЗАГС, 2005.
35. Скотт, Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж.Г. Скотт. Киев. 1991. – 191.
36. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. – М.: «Академия», 2002. – 336 с.
37. Сулимова, Г.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов / Г.С. Сулимова. – М.: Изд-во ин-та практической психологии, 1996. – 175 с.
38. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты. – М.: «Мысль», 1989. – 173с.
39. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990. – 158с.
40. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 192с.
41. Шевцов, В.М. Международные конфликты: механизмы их разрешения. – М: ГАВС, 1994. – 44с.
42. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. – М.: Владос, 1995. – 544 с.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Общеинститутская кафедра психологии образования
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Часть II. Методические рекомендации
и план освоения учебной дисциплины
0501б_нача00 - Педагогическое образование (бакалавриат)
Форма обучения очная
Общая трудоемкость 72 часа, 2 зачетные единицы
Лекции 18 часов
Практические занятия 18 часов
Самостоятельная работа 36 часов
Экзамен 8 семестр
Москва, 2012
Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании общеинститутской кафедры психологии образования протокол № 1, от __ августа 2012 года.
Заведующий кафедройА.И. Савенков
Составитель О. И. Ключко
Учебно-методический комплекс дисциплины «Конфликтология» включает в себя программу, методические рекомендации и технологическую карту учебной дисциплины. Методические рекомендации и тематический план изучения курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины и содержат: виды учебной работы, их трудоемкость в соответствии с учебным планом; вид контроля; тематический план курса; примерную тематику докладов, рефератов, контрольных работ; требования и примерные вопросы к экзамену; список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной); список Интернет-ресурсов по дисциплине.
Виды учебной работы, их трудоемкость.Учебный курс «Конфликтология» изучается во 5 семестре в объеме 72 часов (2 кредита). Из них на аудиторные занятия отводится 36 ч (18 ч лекции, 18 ч. практические занятия), на самостоятельную работу – 38 ч. Итоговая форма контроля – экзамен.
Тематический план учебной дисциплины
Номер темы | Тема занятия | Лекции | Практические | СРС |
История возникновения и развития конфликтологии. | ||||
Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов. | ||||
Структура и динамика развития конфликтов. | ||||
Внутриличностные конфликты. | ||||
Межличностные конфликты. | ||||
Групповые конфликты. | ||||
Социально-психологические, политические и межэтнические конфликты | ||||
Методы разрешения и урегулирования конфликтов. | ||||
Профилактика конфликтов. | ||||
Итого |