Государственные и иные вузы внецерковного подчинения
Государственные и негосударственные вузы, учрежденные без участия Церкви, также могут осуществлять подготовку православных теологов, реализовывать связанные с церковной проблематикой профили смежных гуманитарных наук, предлагать отдельные богословские дисциплины студентам разных специальностей.
Потенциально такие университеты могут реализовывать ту же совокупность образовательных программ, что и православные вузы.
Центром связанных с Церковью специальностей и специализаций является теологическое подразделение (факультет, кафедра, отделение). Теологический факультет развивает богословскую проблематику и участвует в междисциплинарных научных и образовательных проектах. Здесь разрабатывается методологическая основа взаимодействия богословия и других гуманитарных наук: используются методы исторических и филологических наук внутри теологического исследования и, напротив, методы и результаты теологических наук – в контексте других научных направлений. Государственные и негосударственные внецерковные вузы являют собой площадку для развития церковно-общественного взаимодействия и мировоззренческого диалога.
Доброжелательное и энергичное сотрудничество Церкви с образовательными организациями различного подчинения помогает подготовить специалистов, способных решать церковно-общественные задачи, в частности: преподавателей высшей и средней школы, экспертов в области церковно-государственных отношений, сотрудников СМИ и иных специалистов, знакомых с богословием, а также сделать православное просвещение доступным для молодежи в масштабах государства.
На региональном уровне с университетскими теологическими подразделениями должны тесно взаимодействовать духовные академии и семинарии, имея согласованные планы развития богословского образования и программы работы с абитуриентами.
Университеты могут оказывать существенную научно-методическую поддержку духовным учебным заведениям. Студенты семинарий, не имеющих государственной аккредитации образовательных программ, могут поступать на заочные отделения теологических факультетов государственных вузов. В то же время университетская теология нуждается в сотрудничестве с духовными учебными заведениями, ибо православное богословие неотделимо от церковной жизни.
Организации среднего профессионального образования
Образовательные организации церковного подчинения
Связанные с Церковью направления профессиональной подготовки реализуются преимущественно на базе организаций высшего образования. Исключение составляют училища сестер милосердия и часть иконописных и регентских школ.
В учебные планы включаются необходимые богословские и междисциплинарные курсы. Обучение и воспитание здесь осуществляется на мировоззренческой основе Православия в соединении с литургической жизнью Церкви. В учебных заведениях могут действовать домовые храмы.
Оптимальное развитие организаций среднего профессионального образования требует учебно-методической и кадровой поддержки со стороны организаций высшего образования.
Образовательные организации внецерковного подчинения
В соответствии с социальным запросом и профессиональной необходимостью в государственных и прочих учреждениях среднего профессионального образования могут преподаваться богословские дисциплины и реализовываться православные воспитательные программы.
Ряд направлений среднего профессионального образования требует богословской подготовки. Прежде всего это относится к образованию учителей, преподающих предметы, связанные с православной культурой.
Изучение Православия также может входить в мировоззренческий компонент образования, а православные воспитательные практики – в воспитательную программу образовательной организации.
Богословские дисциплины должны преподавать специалисты, имеющие богословскую подготовку. Непрофильное гуманитарное образование не может считаться достаточным.
Учебно-методическое обеспечение совокупности богословских дисциплин для программ среднего профессионального образования должно проходить рецензирование в ведущих центрах высшего теологического образования или разрабатываться этими центрами.
Организации общего образования
Православные организации общего образования
Русская Православная Церковь учреждает православные школы, гимназии, лицеи, а также православные дошкольные образовательные организации: детские сады, ясли, дошкольные группы в центрах непрерывного образования.
Православная образовательная организация – организация, учрежденная религиозными организациями и (или) иными физическими и (или) юридическими лицами, имеющая действующее конфессиональное представление Русской Православной Церкви и реализующая православный компонент общего образования в соответствии с церковным стандартом в рамках образовательных программ, включенная в реестр православных общеобразовательных организаций.
Православные образовательные организации реализуют национальные государственные образовательные стандарты общего образования. Изучение вероучения и иных аспектов Православия встраивается в основные образовательные программы общего образования как православный компонент, отвечающий требованиям соответствующего церковного образовательного стандарта. Образовательные программы с православным компонентом разработанные православными образовательными организациями, проходят экспертизу в рамках конфессиональной аттестации. Требования к преподавателям предметов православного компонента определяются церковными нормативными документами.
Обучение и воспитание осуществляются на мировоззренческой основе Православия. В православных образовательных организациях, как правило, действуют домовые храмы, помогающие обеспечить литургическую жизнь верующих преподавателей и учащихся. Внутри собственно церковной системы образования большую роль играет институт штатных духовников (духовных попечителей) и законоучителей в священном сане.
Учащимся православных образовательных организаций должно быть доступно полноценное, соотнесенное с возрастом и развитием воспитанников изучение Православия и христианское осмысление отечественной и мировой истории и культуры.
Качество подготовки по общеобразовательным предметам в православных образовательных организациях должно быть не ниже требований государственных образовательных стандартов общего образования. Желательно также развивать профильное, углубленное изучение ряда предметов, выстраивать связи с учреждениями дополнительного образования для выявления и максимального развития особых детских дарований.
Православные школы служат базами практики для студентов семинарий, духовных академий и теологических подразделений, признаваемых Церковью.
Православные образовательные организации общего образования призваны служить ориентиром в области духовно-нравственного воспитания и изучения Православия для прочих образовательных организаций, реализующих программы православного образования, с этой целью они инициируют создание методических советов, проводят семинары для учителей-предметников и т.д.
Организации общего образования внецерковного подчинения
Русская Православная Церковь, выражая интересы своих чад, всех, кто идентифицирует себя с Православием, становится инициатором взаимодействия в вопросах образования и выражает готовность к сотрудничеству с государственными, муниципальными и общественными организациями, органами управления образованием, всеми традиционными религиями.
В согласии с национальным образовательным законодательством той или иной страны, которое предусматривает формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, по желанию обучающихся или их родителей (законных представителей) в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях внецерковного подчинения, Церковь выражает готовность нести знания о Православии как духовно-нравственном основании традиционной культуры народов России и других стран канонической ответственности Русской Православной Церкви, средоточии духовных и нравственных ценностей, оказавших и оказывающих влияние на историческое развитие и нравственное состояние стран и народов, человеческих сообществ и каждой личности.
Православно ориентированное образование в государственных, муниципальных и частных нецерковных организациях общего образования осуществляется на началах их сотрудничества с Церковью, эффективной реализации которого служит создание специальных совместных органов (попечительских, экспертных, координационных, учебно-методических и др.) с участием церковных организаций.
Преподавание курсов, дисциплин и модулей по православной культуре в системе общего образования осуществляется в доступных для обучающихся формах и не сопровождается обязательным обучением религиозной практике, участием в религиозной жизни и богослужениях.
Главная цель, которую ставят перед собой как Церковь, так и государство при введении данных курсов, дисциплин и модулей, – создать благоприятные условия для воспитания детей на основе традиционных православных христианских духовно-нравственных ценностей. Для этого данная предметная область должна быть представлена по всем годам обучения в школе. В ходе преподавания данных курсов происходит знакомство обучающихся с христианскими духовно-нравственными ценностями, духовно-нравственное воспитание на их основе, а также раскрытие смысла православного вероучения и традиций.
На всех уровнях общего образования возможны следующие формы знакомства с Православием:
1) реализация программ, предусмотренных стандартами православного образования, утвержденными профильным синодальным отделом (для частных школ – при наличии конфессионального представления, для государственных и муниципальных – вне рамок образовательной программы);
2) изучение православной культуры, в том числе в качестве предмета по выбору, входящего в комплекс дисциплин, посвященных различным религиозным культурам и гражданской этике;
3) включение знаний о православном вероучении, Священном Писании, истории, культуре, искусстве в предметы общегуманитарного профиля основной образовательной программы;
4) знакомство с христианской оценкой отдельных исторических событий, произведений литературы и искусства в курсах истории, литературы, мировой художественной культуры;
5) реализация православно ориентированных воспитательных программ.
Изучение православной культуры и иных аспектов Православия имеет определенные особенности в зависимости от аудитории. Для православных верующих на первый план выходит осмысление духовной традиции, в которую они включены через литургическую жизнь Церкви. Для носителей других мировоззрений – это осмысление связи между духовным опытом Православия и основанными на нем ценностями и культурными явлениями, его влиянием на историю.
Необходимыми условиями обеспечения аутентичности преподавания православной культуры и других аспектов Православия являются:
1) конфессиональная экспертиза учебников, пособий, образовательных программ, присвоение им грифа профильного синодального отдела;
2) специальная подготовка или переподготовка педагогов и их аттестация (общественная аккредитация) Русской Православной Церковью. Только полноценная подготовка преподавателей и повышение их квалификации, осуществляемые с обязательным участием Церкви по подготовленным при участии Церкви программам, гарантируют необходимое знание предметной области.
Образовательная организация общего образования внецерковного подчинения может быть внесена в реестр образовательных организаций, получить право реализовывать программы религиозного образования (православного компонента общего образования) и соответствующую информационную поддержку. Для этого она проходит конфессиональную экспертизу[5].
Православное дошкольное образование
Развитие сети православных дошкольных образовательных организаций – яслей, детских садов (в том числе семейных), дошкольных групп в центрах непрерывного образования – является одним из приоритетных направлений образовательной деятельности Церкви. Важно, чтобы первое знакомство ребенка с ценностными ориентирами Православия происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда закладываются базовые нравственные мотивации, формируется выбор ценностных жизненных ориентиров. В это время можно не только вводить ребенка в область религиозных чувств, но и давать ему первоначальные уроки веры.
Программы православного дошкольного образования строятся на основании церковных образовательных стандартов, разработанных профильным синодальным отделом.
По желанию родителей (законных представителей) данные документы могут быть использованы при разработке программ духовно-нравственного развития детей, а также, в соответствии с законодательством, при организации православных групп в государственных, муниципальных и иных дошкольных образовательных организациях внецерковного подчинения.
Православные организации дополнительного образования
Особое место в развитии институтов православного образования занимает дополнительное образование, которое представляет собой гибкую систему, позволяющую эффективно решать наряду с образовательными более широкие и менее формальные задачи просвещения и воспитания.
Центрами православного общего дополнительного образования являются организации для детей и взрослых, имеющие соответствующий юридический статус, учрежденные Русской Православной Церковью или при ее участии.
Принципы деятельности этих организаций изложены в документах, которые разрабатываются профильным синодальным отделом и утверждаются Священноначалием.
Организации дополнительного образования внецерковного подчинения
В соответствии с социальным запросом развивающие и предпрофессиональные дополнительные программы православного образования вводятся в центрах духовной культуры и патриотического воспитания, в детских образовательных центрах и других учреждениях дополнительного образования научного, технического, художественного, спортивного, краеведческого профиля.
Дополнительные программы православного образования и просвещения могут вводиться не только специализированными учреждениями, но и общественными фондами, организациями, обществами и движениями.
2.3. Управление, координация и обеспечение образования