Письменно-книжная и устно-разговорная разновидности литературного языка. Система стилей. Язык художественной литературы как открытая система.
Письменно-книжная и устно-разговорная разновидности литературного языка. Система стилей. Язык художественной литературы как открытая система.
Литературный язык – система систем. Делится на кодифицированный литературный язык и разговорный.
Понятия «устная речь» и «разговорный язык» различны. Есть слова, употребляющиеся только в разговорной речи. Они лишены грубости и не содержат брани. Разговорный язык имеет свои особенности: лексические, грамматические, синтаксические… Это сниженная сфера литературного языка. Кодифицированный литературный язык также разнороден. Существует множество стилей, каждый из которых содержит свой лексический запас.
Стили:
- научный (статьи, монографии)
- официально-деловой (справки, документы)
- публицистический (или газетно-публицистический)
- художественный (или язык художественной литературы)
- разговорный.
Отличие художественного стиля от всех прочих: он является открытой системой – там используется все, что содержится в языке с эстетической функцией. В художественное произведение могут входить такие слова и даже грамматические особенности, которые находятся за пределами литературного языка и в нехудожественной речи отвергаются. К примеру, если в обычной речи количество диалектизмов ограничивается, то как художественный прием это явление действует на все 100% (вспомнить Шолохова, «Тихий Дон»). Художественная речи допускает любые отклонения от норм литературного языка, если эти отступления эстетически оправданы.
Общая стилистическая градация: высокий стиль, нейтральный стиль и разговорный стиль. К примеру, возьмем определенную ситуацию. Автор статьи раздает ее оттиски своим товарищам по работе и говорит:
Высокий стиль: «Я пришел к вам, чтобы вручить свой труд…»
Нейтральный стиль: «Я хочу подарить вам свою статью…»
Разговорный стиль: «Вот – написал, хорошо ли, плохо ли, не знаю, прочитайте и скажите…»
Языковые единицы, относящиеся к высокому стилю, несут в себе оттенок праздничности, торжественности. В них отражается та ситуация, в которой они употребляются. Речь в разговорном стиле – это будничная речь. Он имеет значение речи повседневной, непраздничной. Нейтральные языковые единицы характеризуются тем, что они уместны в любой речи. Они не имеют тех красок, тех стилистических смыслов, которые свойственны высокому и разговорному стилям. Ни один текст (ни письменный, ни устный) нельзя создать средствами одних только окрашенных единицы. В любом тексте большинство слов и синтаксических конструкций – нейтрального стиля.
Фонетические единицы русского языка.
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой поток речи, интонацию, ударения и прочие ответвления этого потока. От греч. fono – «звук». Существует несколько методов исследования фонетики. Синхрония – современный срез знаний по предмету.
Фонетика:
• описательная
• сопоставительная
• социофонетика (изучается путем опросов: как произносится слово в рамках социума)
…
Наша речь является звуковой. Весь речевой поток членится на фонетические единицы. Самая большая из них – фраза. Это часть звуковой цепи, которая передает законченную мысль. Она выделяется || и более длительными паузами.
Уже вечерело ||; и солнце склонилось | за небольшую сосновую рощу|, лежавшую в полуверсте от сада.
Предложение может равняться фразе, а может и содержать несколько фраз. Следующая единица – речевой такт. Он не выражает законченную мысль, но имеет тактовые ударения и выделяется |.
Речевой такт делится на фонетические слова. Это часть речевого такта, произнесенная с одним словесным ударением. Например, «за рощу». Это одно фонетическое слово. Безударные слова, примыкающие к ударным, называются клитиками. Безударное слово за ударным – энклитики. Безударное перед ударным – проклитики. Проклитиками могут быть местоимения. Примеры: скажи же, за рощу, пять книг.
Фонетическое слово делится на слоги. Слоги делятся на звуки.
Система гласных звуков.
10 гласных букв. Гласных звуков шесть: [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Спорный момент - [ы]! Его многие считают вариантов звука [и].
Основные законы:
• закон редукции гласных
Безударный звук укорачивается и меняет свое звучание. Существует два вида: качественная (подвержены [а], [о], [э]) и количественная (подвержены [у], [и], [ы]) редукция.
Качественная редукция: tΛ-tátótэ. Чем дальше от ударного, тем сильнее редукция. В заударной тоже максимальная редукция. Ъ – максимальная редукция. Первый предударный обозначается Λ. Закон редукции распространяется на все фонетическое слово.
После мягких согласных:
t’ь…tuэ - t’át’ót’э – t’ь
Отклонение от закона редукции: в начале слова Λ.
Особенности закона редукции после шипящих и Ц:
цена [цыэнá]
жена [жыэнá]
шероховатый [шъръх Λвáтыi]
поле [пол’ь]
моря [мор’ь]
Падежные окончания, графически выраженные буквой Я, когда они находятся в безударной позиции – ъ.
5.
А.Н.Тионов «Словообразовательный словарь русского языка» 2 тома (1985)
Неморфемный, а именно словообразовательный = словообразовательные гнезда. Самый 1 большой гнездовой словарь.
145 тыс слов.
По алфавиту идут только базовые производящие слова: цель (а дольше от него образованные с помощью аффиксов)
Множественная мотивация т.к. не всегда можно объяснить: глазной: 1 глаз, 2 глазник.
Игол-к-а: игольч-ат-ый иголка
иголь-чат-ый (я) игла
/ - интерфикс отделяет от морфемы
0 – нулевой аффикс
/ - высоко//чтимый, агит/самолет = сложные слова.
Встречаются слишком большие словарные статьи (производные).
Вести 507 сл
Два 547 сл
Нести 541 сл
Половина 587 сл
Белый (1 ступень) белизна, белила, белить, белесый - 96 сл (парадигма)
Черный – 104 сл на 1 ступени
Высокий – 120 сл на 1 ст
Два – 265 сл на 1 ст
Норм.
Ударение – выделение одного из слогов, который становится более выразительным. Наука называется акцентология. Характер русского ударения:
1) свободный. Оно может быть где угодно.
2) подвижный. Оно не привязано к одной определенной морфеме.
Хотя… 96% слов в русском языке имеют неподвижное ударение (парта - парты), а слов с подвижным ударением – около 5000 единиц.
Существует словообразовательное неподвижное ударение (голосовать - голосование) и словообразовательное подвижное ударение (глухой – глухота, избавить - избавление).
Существуют трудные случаи: джинсы – джИнсовые (оригинальная версия) или джинсОвые (русская норма).
Ударение бывает слабое и сильное. Пример: когда приедешь (относительная проклитика). К слабоударным словам при проклитике относятся:
• потому что (предлоги больше 3 слов)
• который, куда, откуда (союзные слова)
• два, шесть, десять (числительные)
• он, они (местоимения)
• древнерусская, железобетон, литинститут (сложные слова).
Ударение бывает тактовое и фразовое. Пример: Появление Дуни произвело обычное дЕйствие.Е – словесное, тактовое и фразовое ударение. Тактовое ударение может перемещаться внутри такта – это логическое ударение.
Функции ударения в русском языке:
• смыслоразличительная (зАмок-замОк)
• разграничение ударением формы слова (нОги – ногИ, вОлос – волОс, хОдите - ходИте)
• разграничение слов на профессиональные и любительские варианты (кОмпас – компАс, шассИ - шАсси)
• разграничение слов на диалектный и литературный вариант (крапИва – крапивА, дИкий - дикОй)
• разграничение слов на литературный и просторечный вариант (магазИн - магАзин)
• разграничение на литературный и разговорный вариант (договОр - догорорА)
• разграничение на литературный и устаревший (клАдбище - кладбИще)
Существует дуплетное произношение: твОрог – творОг, Иначе – инАче.
Сильно влияние диалектов, социальных явлений, межязыковых контактов.
Языковые причины:
- влияние формальной аналогии;
- отглагольные существительные;
- сохранение генетической формы.
Причины нарушения акцентологических норм.
Письменно-книжная и устно-разговорная разновидности литературного языка. Система стилей. Язык художественной литературы как открытая система.
Литературный язык – система систем. Делится на кодифицированный литературный язык и разговорный.
Понятия «устная речь» и «разговорный язык» различны. Есть слова, употребляющиеся только в разговорной речи. Они лишены грубости и не содержат брани. Разговорный язык имеет свои особенности: лексические, грамматические, синтаксические… Это сниженная сфера литературного языка. Кодифицированный литературный язык также разнороден. Существует множество стилей, каждый из которых содержит свой лексический запас.
Стили:
- научный (статьи, монографии)
- официально-деловой (справки, документы)
- публицистический (или газетно-публицистический)
- художественный (или язык художественной литературы)
- разговорный.
Отличие художественного стиля от всех прочих: он является открытой системой – там используется все, что содержится в языке с эстетической функцией. В художественное произведение могут входить такие слова и даже грамматические особенности, которые находятся за пределами литературного языка и в нехудожественной речи отвергаются. К примеру, если в обычной речи количество диалектизмов ограничивается, то как художественный прием это явление действует на все 100% (вспомнить Шолохова, «Тихий Дон»). Художественная речи допускает любые отклонения от норм литературного языка, если эти отступления эстетически оправданы.
Общая стилистическая градация: высокий стиль, нейтральный стиль и разговорный стиль. К примеру, возьмем определенную ситуацию. Автор статьи раздает ее оттиски своим товарищам по работе и говорит:
Высокий стиль: «Я пришел к вам, чтобы вручить свой труд…»
Нейтральный стиль: «Я хочу подарить вам свою статью…»
Разговорный стиль: «Вот – написал, хорошо ли, плохо ли, не знаю, прочитайте и скажите…»
Языковые единицы, относящиеся к высокому стилю, несут в себе оттенок праздничности, торжественности. В них отражается та ситуация, в которой они употребляются. Речь в разговорном стиле – это будничная речь. Он имеет значение речи повседневной, непраздничной. Нейтральные языковые единицы характеризуются тем, что они уместны в любой речи. Они не имеют тех красок, тех стилистических смыслов, которые свойственны высокому и разговорному стилям. Ни один текст (ни письменный, ни устный) нельзя создать средствами одних только окрашенных единицы. В любом тексте большинство слов и синтаксических конструкций – нейтрального стиля.