Основные (базовые) формы интеграции в России
В настоящее время в российской системе образования выделяют несколько видов интеграции
1- комбинированная , при которой дети с уровнем психофизического развития с соответствующими и близкими к возрастной норме по 1-2 человека воспитывается в массовых школах, при этом постоянно получают коррекционную помощь
2- частичная интеграция , при которой дети еще не способные на равных со сверстниками овладевать образовательным стандартом такие дети приходят в школы на час дня
3- временная интеграция , при которой воспитанники специальных групп вне зависимости от уровня развития объединяются со здоровыми людьми не реже 2х раз в месяц
4- полная интеграция, может быть эффективной для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками по 1-2 человека
В городах относительно небольших, в которых нет специальных учреждений может быть эффективна такая форма комбинированной интеграции при которой дети с определенным нарушением, но имеющие высоких уровень психофизического и речевого развития по 1-2 человека направляются в массовые классы, при этом школе необходима ставка учителя диффектолога, который проводит занятия.
6 Общие принципы инклюзивного образования
Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
7 Параметры готовности образовательной среды к инклюзивной форме обучения
Современная педагогика исходя из общих принципов интеграции и инклюзивного образования обладает сегодня вполне конкретной шкалой показателей, признаваемой странами с развитой системой интеграции, с помощью которой можно сравнить и оценить наличие и уровень развития интеграционных процессов в разных странах. Назовем лишь некоторые из этих показателей, наиболее значимые с нашей точки зрения:
• наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, согласно которому возможно или рекомендуется интегрированное (инклюзивное) образование; обеспеченность экономической основы этих законодательных актов;
• воспитание и школьное обучение лиц с ограниченными возможностями рассматривается как отдельная, самостоятельная задача специалистов и профессионалов массовой и специальной системы образования;
• готовность и способность имеющих отношение к этой проблеме специалистов к коллективной совместной работе;
• реализация системы мер по профилактике, раннему выявлению и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, способствующей уменьшению последующих затруднений в совместном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями и обычных детей;
• проведение массовой школой системных преобразований учебно-воспитательного процесса, благодаря которым становится возможным или облегчается прием в школу детей с ограниченными возможностями и их полноценное участие в образовании и во всей жизни школы;
• дифференциация образовательных затруднений учащихся как основа организации их обучения, включающая тщательный и индивидуальный подбор образовательной среды для предупреждения вторичных отклонений в развитии ребенка и необходимости его изолированного обучения;
• наличие социальных и образовательных условий для жизни ребенка с ограниченными возможностями в семье и полноценного участия семьи в его воспитании;
• обеспечение доступности инклюзивного образования ( транспорт, жилищные условия и социальные отношения, архитектура и близость расположения образовательного учреждения и др.);
• доставка необходимых педагогических ресурсов к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам;
• реализация интеграционного процесса в различных формах – от изолированных классов в структуре массовой школы через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам, в зависимости от потребностей и возможностей учащихся.
8 Основные принципы инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право высказывать и быть услышанным.
4. Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.
5. Каждый имеет право на образование и обучение течение жизни.
6. Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.
7. Каждый имеет право на полноценную жизнь.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
9Функции тьютора ,содержание деятельности
Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. Тьютор обсуждает с ребенком, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения, как действует, что получается, что не получается, каковы результаты его действий, насколько эти результаты удовлетворяют ученика, какое имеют значение для его жизни и что меняют в его образовательных потребностях.
Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь.
Содержание деятельности тьютора в зависимости от выполняемой функции сопровождения воспитанника
Функции тьютора - Содержание деятельности
Мотивационная - Создание у педагога внутренней установки к собственному развитию.
Организационная - Организация работы временного творческого коллектива, планирование и анализ его деятельности.
Диагностическая - Проведение входящей, промежуточной и итоговой диагностики педагогов - инноваторов.
Информационная - Информирование педагогов о дополнительной научной литературе, возможности повысить квалификацию, участвовать в профессиональных конкурсах и т.д.
Консультационная - Консультирование по методологическим составляющим проектов, современным образовательным технологиям и т.д.
Обучающая - Обучение описанию собственного инновационного опыта работы.