Обозначьте методы исследования, которые распространены в современной научной среде. Назовите критерии отбора методов исследований психодидактики.
Критерии отбора методов исследования:
♦ адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
♦ соответствие современным принципам научного исследования;
♦ прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
♦ соответствие логическому этапу исследования;
♦ комплексная взаимосвязь с другими методами.
5. Укажите основные принципы государственной политики в сфере образования
1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
6. Рассмотрите приоритетные цели и задачи основного общего образования, укажите специфику
Общее образование направлено на духовное и физическое развитие личности, подготовку гражданина к жизни в обществе, овладение обучающимися основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Общее образование основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности, светского характера образования и направлено на
обучение и воспитание в интересахличности, общества, государства. Общее образование является обязательным.
7. Вспомните конус обучения Эдгара Дейла, сделайте вывод о следствиях указанной разработки, какие формы и средства обучения являются приоритетными в современном образовании.
Одного желания развиваться и получать новые знания недостаточно. Очень важно иметь представление, как делать это с максимальной эффективностью. Так называемый схематический конус обучения Эдгара Дейла дает понимание того, какую эффективность имеют различные способы получения знаний. Он демонстрирует то, что, чем больше мы вовлекаемся в процесс, тем успешнее мы усваиваем определенную информацию. Конус Эдгара Дейла наглядно показывает, что теоретики не смогут быстро чему-либо научиться и добиться успеха до того момента, пока не начнут применять имеющиеся у них знания на практике. Нужно действовать еще на этапе получения какой-то информации.
Активные формы и методы обучения являются приоритетными в современном образовании. Их использование предполагает введение в содержание учебного процесса заданий, которые активизировали бы мыслительные процессы, закрепляли умения оперировать теоретическими знаниями в практических ситуациях, пользоваться ими при решении познавательных задач.
Эффективной формой обучения и воспитания, позволяющей учащимся плодотворно развивать познавательную самостоятельность и коммуникативные умения, является проектное обучение.
Проритетные средства: электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.), аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы).
(По П.Лукше)
8. Обозначьте положения ФГОС НОО, психолого-педагогические условия реализации программ начального общего образования.
-создание комфортной развивающей образовательной среды:
· обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
· гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
· комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
· достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
· выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
· работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
· использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
· эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
· включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
9.Предположите, каковы тенденции развития образования в современном мире.
ДИЗАЙН НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ:«Самоуправляемые учащиеся»: естественное образование на протяжении всей жизни, везде и всегда. Глобальные образовательные платформы: самые качественные знаниевые и навыковые программы, глобальный контент (появление «университетов для миллиарда»). Местные образовательные экосистемы: существующие форматы (школы / колледжи / университеты ) + новые форматы поддерживают обучение на полном цикле жизни человека. Образовательные технологии позволяют создать персональные траектории в образовании, карьере, управлении здоровьем и пр.(По П. Лукше)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ НАЗВАЛО РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ.
На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации обсудили приоритетные проекты: среди них оказалось и онлайн-образования. Один из проектов направлен на повышение качества и доступности онлайн-образования. В его рамках будет создан единый портал для размещения всех типов онлайн-курсов с подтвержденным качеством и авторством. Планируется, что портал объединит существующие платформы с онлайн-образованием, а также будет создана система проверки результатов обучения. Источник: http://www.edutainme.ru/post/education-government/
Перевёрнутый класс
Так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. То есть всё в этом классе наоборот: лекции — дома, а домашнее задание — в классе.
10.Опишите основные генетические и средовые детерминанты развития личности. Приведите пример активности как основного предиктора личностных достижений.
Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений. Биогенетическая концепция предполагает, что ведущей в развитии человека является наследственность, которая определяет все особенности развития личности. Роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех индивидов к единому человеческому роду и в то же время создают индивидуальные различия.Согласно социогенетическим теориям, развитие личности ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывался ребенок, в таком направлении и происходит развитиеличности.Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, являются одними из центральных факторов в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что личность детерминируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния.
Детерминанты личности– это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты – это биологические, социальные и культурные.
Биологические (наследственные, генетические, физиологические) факторы влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела).
Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека. Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, ее восприятие и поведение.
Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например, сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняются и отличаются в разных странах.
На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступления).
Активность личности является необходимым условием ее социально-психологической адаптации. В процессе активности индивид получает информацию о важнейших характеристиках социальной среды, познает суть несоответствия индивидуальных возможностей требованиям среды, оценивает потенциальные пути разрешения проблем, получает ценную обратную связь, позволяющую объективизировать и оценивать свою активность и ее результаты. Это помогает достигать адекватность и оптимальность самоизменений и изменений социальной среды. Социальная активность личности представляет собой проявления общественно полезной человеческой жизнедеятельности во всех сферах жизни общества: экономической, политической, культурной, духовной и определяется, главным образом, из сущности человека - его неотъемлемости от рассмотрения в контексте других личностей. Знания особенностей проявления социальной активности молодежи позволят оптимизировать ее социально-психологические взаимоотношения с социальным окружением, повысить социально-психологическую адаптацию и эффективность деятельности, усилить субъективное благополучие личности.