Методология оценки реализации проектного подхода в высшей школе
Определение содержательного потенциала качества образования.
Качество образования как целевой ориентир проектного подхода требует раскрытия его сущностных позиций. В педагогической науке существует определенный тренд развития данного понятия, который выражается в том, что число исследователей, работающих над данной проблемой, вносят постоянные коррективы в трактовку этой категории (табл. 3.1), связанные с модификацией стандартов образования и развитием новых подходов к образованию.
Таблица 3.1
Трактовка содержательного потенциала качества образования
(последние исследования в рамках компетентностного подхода)
Содержательный потенциал качества образования | Источник |
Качество образования – это осознание профессионализма, распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карьера и зарплата, овладение методологией самообразования, знанием, практическими навыками | Чупахина И.А. Критерии качества рабочей программы учебного курса. - Интернет-ресурс: mf.mgpu.ru/main/content\vestnik\vestnik6\84.doc |
Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения | Организация системы управления качеством на кафедре (методические рекомендации для заведующих кафедрами). Сост.: Абрамовских Н.В., Паклина А.В. Шадринск, 2008.С. 8. - Интернет-ресурс: http://shgpi.edu.ru/docs/med_rec.doc |
Качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и личности | Вартумян А.А. Качество образовательного процесса: концептуальные подходы и системные характеристики // Электронный журнал «Синергетика образования». - Интернет-ресурс: http://www.sinobr.ru/artcls/a11_37.html |
С нашей точки зрения, все рассмотренные категории как социальные новообразования отличает направленность на постобразовательную востребованность и социальную адаптацию, носящих достаточно общий характер, и которые требуют с позиций измерения результатов деятельности образовательного учреждения разработки критериев оценки качества.
Следует также отметить, что представленный в данном исследовании анализ функций образования и спектр потребителей образовательных услуг (клиентских групп) демонстрирует значительное многообразие тех и других. Данный фактор предопределяет при оценке результативности образовательных услуг, выражаемой в качестве образования, рассматривать под качеством образования различные доминанты, определяемые этим многообразием. Агрегируем это многообразие и представим его как требования к качеству различных клиентских групп (табл.3.2).
Таблица 3.2
Система требований субъектов образовательного процесса к качеству образования
Субъекты образовательного процесса | Требования субъектов образовательного процесса к качеству образования |
Государство как носитель государственного задания и основной поставщик финансовых ресурсов для образования | Качество означает достижение целей повышения конкурентоспособности страны на мировом экономическом пространстве. Макроэкономический показатель – конкурентоспособность национальной экономики, имеющий ряд критериев измерения |
Работодатели (рынок труда) как опосредованные потребители образовательных услуг и потенциальные поставщики финансовых ресурсов (софинансирование образования) | Качество означает систему подготовки квалифицированных кадров, обладающих современными академическими и прикладными знаниями, а также способностью быстро адаптироваться к потребностям экономики и изменению технологий. Показатель качественной результативности – профессиональная подготовка и креативность мышления (инновационность и адаптируемость) |
Университеты, образовательные учреждения, несущие ответственность за рост качества образования и непосредственно обеспечивающие его в рамках режима институциональной автономии | Качество означает соответствие образовательной подготовки социальным и профессиональным компетенциям, уровень квалификации ППС, наличие исследовательской деятельности, диверсификацию материально-технической базы университета. Показатели качественной результативности – рост квалификации ППС (повышение квалификации); уровень развития исследовательской деятельности в образовательном процессе в практической деятельности студентов, наличие и развитие инновационных структур, имеющих фундаментальное и прикладное значение |
Родители и студенты как прямые потребители образовательных услуг и потенциальные поставщики финансовых ресурсов | Качество означает приобретение определенного социального статуса, подтвержденного ростом доходов (эффект диплома). Показатели качественной результативности – постобразовательные, социальный статус и доходы выпускников |
Приведенные разнообразные критерии определения качества, выдвигаемые различными клиентскими группами - субъектами образовательного процесса, требуют комплексной оценки качества. В то же время комплексная оценка качества предполагает оценку собственно образовательного процесса и оценку его постбазовых результатов, что вполне обоснованно, поскольку образование имеет отложенный эффект собственного проявления, проявляемый в практической и профессиональной деятельности.
Образовательный процесс реализуется путем предоставления образовательных услуг. Качество образовательного процесса непосредственно связано:
· с применяемыми образовательными технологиями и методиками;
· с системой контроля за промежуточными и конечными результатами обучения;
· с уровнем мотивации преподавательского состава и эффективности педагогической работы;
· с отношением студентов к образованию;
· с организацией управления образованием;
· прочими факторами.
Многообразие факторов влияния на качество образования требует разработки его рейтинговой оценки.
для государства качество образования означает достижение целей
повышения конкурентоспособности страны в мировой экономике;
для работодателей смысл качества образования связан с наличием
действующей системы подготовки квалифицированных специали-
стов, обладающих современными академическими и прикладными
знаниями, а также способностью быстро адаптироваться к потреб-
ностям экономики и изменению технологий;
для образовательных учреждений, несущих основную ответствен-
ность за качество образования и заинтересованных в его повыше-
нии, оно воспринимается как соответствие образовательной подго-
товки государственным стандартам в отношении номенклатуры
специальностей и предметов, аудиторных и внеаудиторных часов,
квалификации преподавателей и т.д.;
для родителей и учащихся критериями качественного образования
могут быть определенный уровень знаний и навыков, предостав-
ройстве, соответствующий социальный статус и необходимый уро-
вень доходов.
Качество образования характеризует не только результат образова-
тельной деятельности в виде наличия у выпускника учебного заведения
соответствующего набора знаний, навыков и умений, но и качество об-
разовательного процесса. Тем самым комплексная оценка качества об-
разования возможна лишь через анализ двух взаимосвязанных между
собой элементов – образовательного и результата образования.
Образовательный процесс реализуется путем предоставления обра-
зовательных услуг. Качество образовательного процесса зависит от
применяемых технологий и методик образования, от контроля за про-
межуточными и конечными результатами обучения, от уровня мотива-
ции преподавательского состава и эффективности педагогической рабо-
ты, от отношения учеников к образованию, от интенсивности образова-
тельного процесса, от организации управления образованием и прочими
факторами.
На основании анализа работ ряда международных и российских ис-
следователей качества функционирования системы общего образования –
например, De Corte (1977), Dane, Schneider (1998), Haelermans (2010),
Ивановой (2006), – а также изучения отдельных программных докумен-
тов по реформе образования в России1 и за рубежом2 можно выделить
следующие качественные характеристики образовательного процесса.
1. Инновационность и адаптируемость – рассматриваются как спо-
собность образовательного процесса гибко и своевременно реагировать
на социальные и экономические изменения, происходящие в мире и
стране.
2. Целостность – рассматривается как преемственность и единство
образовательного процесса и образовательных программ на всех уров-
нях обучения. В результате обучения ученик должен получить ком-
плексные знания об окружающем мире, которые обеспечили бы состоя-
тельность его собственных представлений, понятий и суждений об ос-
новных явлениях, происходящих в мире.
3. Прикладной характер обучения. Современное качественное обра-
зование требует большего умения использовать знания и навыки в по-
вседневной жизни и профессиональной деятельности.
1 http://www.sci-innov.ru/gossovet/4924/
2 http://dsp-psd.pwgsc.gc.ca/Collection-R/LoPBdP/BP/bp319-e.htm
1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…
4. Возможности самообучения. Самостоятельная работа учащихся –
одна из основных характеристик качественного образования, обеспечи-
вающих повышение объема знаний и компетенций, наиболее полезных
и имеющих практическое значение, с точки зрения ученика или его ро-
дителей.
5. Безопасность – это характеристика образовательного процесса,
включающая не только физическую безопасность ученика, но и соблю-
дение требований материально-технического обеспечения, экологиче-
ской безопасности, санитарно-гигиенических и эргономических норм.
Наряду с анализом качества организации образовательного процесса
важное место отводится оценке результативности функционирования
системы общего образования, и здесь также существуют два подхода.
Первый из них сводится к определению требований к объему сведе-
ний/информации, которые должны быть усвоены учащимися в рамках
образовательных программ по учебным дисциплинам. Очевидно, что
этим образовательный результат не исчерпывается, тем не менее пока
это единственный материал итоговой аттестации выпускников, и он во
многом перекочевал в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Данный подход (некоторые авторы его также называют «традицион-
ным»1) оценивает качество образования в основном с позиции участни-
ков образовательного процесса – органов, осуществляющих государст-
венные полномочия в сфере образования, образовательных учреждений,
педагогического персонала и учеников. Под качеством образования в
традиционном подходе чаще всего понимают комплекс характеристик,
знаний и умений, которые выражают способность обучаемых осуществ-
лять профессиональную деятельность согласно требованиям современ-
ного этапа развития экономики.
Основным недостатком традиционного подхода является то, что ка-
чество образования не может оцениваться исключительно на основе
итоговой аттестации выпускников, в том числе и по результатам ЕГЭ и
соответствию программ/процессов обучения образовательным стандар-
там. Такое положение правомерно для оценки деятельности образова-
тельных учреждений, но не позволяет дать качественную характеристи-
ку образования, ориентированного на конечный результат.
1 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004.
№ 5. С. 3–12.
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…
18ляющий обучаемому конкурентные преимущества при трудоуст
Второй подход, более отвечающий требованиям к качеству образо-
вания со стороны потребителей, получил название «компетентност-
ный»1. При этом компетентность понимается как способность использо-
вать полученные знания, навыки и умения в реальной жизни, т.е. спо-
собность результативного действия. Таким образом, если традиционный
подход оценивает наращивание знаний и навыков при переходе с более
низкой ступени/уровня образования к более высокой, т.е. определяет их
количественные показатели, то задачи компетентностного подхода сво-
дятся к формированию свойств обучаемого, позволяющих ему ориенти-
роваться в современном мире, развивать и реализовывать свои способ-
ности в профессиональной деятельности.
В рамках компетентностного подхода встречаются следующие опре-
деления качества образования:
− «осознание профессионализма, распознавание и реализация инди-
видуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карье-
ра и зарплата, овладение методологией самообразования, знанием,
практическими навыками»2;
− «востребованность полученных знаний в конкретных условиях их
применения для достижения конкретной цели и повышения качест-
ва жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью,
глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения»3;
− «социальная категория, определяющая состояние и результатив-
ность процесса образования, его соответствие потребностям обще-
ства, государства и личности»4.
1 См.: Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании
стандартов высшего профессионального образования. Методологический семинар «Рос-
сия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» http://technical.
bmstu.ru/istoch/komp/tatur_ll.pdf; Абакумова Н.Н. Диагностика информационных компе-
тентностей на разных уровнях образования. region.edu.ru/attach.asp?a_no=4868; Лебе-
дев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
С. 3–12.
2 Чупахина И.А. Критерии качества рабочей программы учебного курса.
mf.mgpu.ru/main/content\vestnik\vestnik6\84.doc
3 Организация системы управления качеством на кафедре (методические рекомендации
для заведующих кафедрами). Сост.: Абрамовских Н.В., Паклина А.В. Шадринск, 2008.
С. 8. http://shgpi.edu.ru/docs/med_rec.doc
4 Вартумян А.А. Качество образовательного процесса: концептуальные подходы и сис-
темные характеристики // Электронный журнал «Синергетика образования».
http://www.sinobr.ru/artcls/a11_37.html
1. КАЧЕСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ…
Требование к компетенции предъявляются в первую очередь работо-
дателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, свя-
занных с профессиональной деятельностью. Качественные свойства
компетенций представлены ниже1.
1. Компетенции, основанные на знаниях. Качество полученных зна-
ний определяется их фундаментальностью, глубиной и возможностью
их использования в жизнедеятельности. Качественные свойства этой
группы обеспечиваются качеством образовательного процесса в целом.
2. Компетенции, основанные на умении. В данную группу включены
приобретенные способности – умение читать и понимать текст, грамот-
ность, владение иностранными языками, компьютером. Навыки чтения
играют центральную роль в образовательном процессе, поскольку уме-
ние читать и понимать текст является фундаментом освоения всех ком-
петенций, актуальность которых сохраняется и после окончания школы.
Умение читать и понимать написанное важно не только для процесса
образования, но и практически для всех областей жизнедеятельности.
Качество оценивается как по результатам аттестаций, так и на осно-
ве субъективных суждений работодателей, учителей, родителей и само-
го ученика. Качественные свойства этой группы обеспечиваются за счет
усиления прикладного характера обучения и возможности самообучения.
3. Компетенции, основанные на навыках. Эта группа включает выра-
ботанные воспитанием или образованием наклонности – желание
учиться, дисциплинированность, настойчивость, работоспособность,
наблюдательность, планирование карьеры, ориентирование на реализа-
цию способностей и знаний, воспитанность. Приобретенные навыки
обеспечивают приспособляемость личности к жизни в обществе и тру-
довой деятельности. Качество оценивается на основе субъективных су-
ждений работодателей, учителей и родителей или в виде балльной шка-
лы, где каждому баллу соответствует определенный уровень качества.
Качественные свойства этой группы обеспечиваются за счет воспи-
тательного процесса как неотъемлемой составляющей обучения. Роди-
тели являются полноценными участниками образовательного процесса,
они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллек-
туального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
1 http://hr-portal.ru/article/pokazateli-kachestva-obrazovaniya
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…
4. Компетенции, основанные на личностных качествах ученика.
Личностные качества человека становятся компетентностями, посколь-
ку государство, общество и родители ожидают, что учащийся будет от-
вечать их ожиданиям в части морально-нравственных норм, культурно-
го уровня, этнического и патриотического воспитания и др. Группа
включает качества, присущие конкретному физическому лицу, которые
даны от природы или получены в результате воспитания, – интеллект,
социокультурные потребности, морально-этические нормы, талант и
одаренность, память.
Образование должно ориентироваться на совершенствование лично-
стных характеристик обучаемого. Система общего образования должна
стать одним из инструментов социального выравнивания и должна быть
ориентирована на формирование новых моделей воспроизводства соци-
альных групп, на снижение неблагоприятных последствий социального
расслоения.
Таким образом, качество образования можно рассматривать как мно-
гомерное понятие. В целях дальнейшего исследования под качеством
образования мы будем понимать совокупность характеристик образо-
вательного процесса, обеспечивающих тот уровень знаний и компетен-
ций обучаемого, который позволяет ему осуществлять дальнейшую
образовательную или профессиональную деятельность согласно тре-
бованиям современного этапа развития экономики.